Воскресенье
Старый стиль
7 июня
Воскресенье Новый стиль

20 июня

 
Неделя 8-я по Пасхе
 

Поста нет. Глас 7-й

День Святой Троицы. Пятидесятница.

Мч. Феодо́та Анкирского (303); прав. Па́вла Таганрогского (прославление 1999).

Сщмч. Маркелли́на, папы Римского и мчч. Кла́вдия, Кири́на и Антони́на (304); сщмчч. Марке́лла, папы Римского, Сиси́ния и Кириа́ка, диаконов, мчч. Смара́гда, Ла́ргия, Апрониа́на, Сатурни́на, Па́пия и Мавра воинов и Крискентиа́на, мцц. Приски́ллы, Луки́ны и Арте́мии царевны (304–310); мцц. Вале́рии (Кале́рии), Кириа́кии (Ки́рии) и Марии в Кесарии Палестинской (284–305); Собор святых Ивановской митрополии.

Сщмчч. Андрони́ка (Никольского), архиепископа Пермского, Алекса́ндра Осетрова, Валенти́на Белова, Вениами́на Луканина, Ви́ктора Никифорова, Алекса́ндра Махетова, Влади́мира Белозерова, Игна́тия Якимова, Михаила Денисова, Николая Онянова, Павла Кунгурского (Соколова), Алекса́ндра Преображенского, Николая Рождественского, Николая Конюхова, пресвитеров и мч. Алекса́ндра Зуева (1918); сщмч. Петра Павловского (Кузнецова), пресвитера (1919).

Чтения Священного Писания и Богослужебные указания

Богослужебные указания

Утр. – Ин. 20:19–23 (зач. 65). Лит. – Деян. 2:1–11 (зач. 3). Ин. 7:37–52, 8:12 (зач. 27).

Евангелие и Апостол дня

Ин.20:19-23
Деян.2:1-11
Ин.7:37-52,8:12
День Святой Троицы. Пятидесятница
Весь цикл «Праздники»

Тропари, кондаки, молитвы и величания

На День Святой Троицы

Тропарь на День Святой Троицы, глас 8

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,// и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

Перевод: Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!

Кондак на День Святой Троицы, глас 8

Егда́ снизше́д язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся́ призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.

Перевод: Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.

показать все

Величание на День Святой Троицы

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Всесвята́го Ду́ха Твоего́,/ Его́же от Отца́ посла́л еси́// Боже́ственным ученико́м Твои́м.

Молитва Пресвятой Троице

Пресвята́я Тро́ице, Единосу́щная Держа́во, всех благи́х Вина́, что воздади́м Тебе́ за вся́, я́же воздала́ еси́ нам, гре́шным и недосто́йным, пре́жде, не́же на свет произыдо́хом, за вся́, я́же воздае́ши коему́ждо нас по вся́ дни и я́же угото́вала еси́ всем нам в ве́це гряду́щем? Подоба́ше у́бо за толи́кия благодея́ния и щедро́ты благодари́ти Тя не словесы́ то́чию, но па́че де́лы, храня́ще и исполня́юще за́поведи Твоя́: мы же, страсте́м на́шим и злым обы́чаем вне́мше, в бесчи́сленные от ю́ности низверго́хомся грехи́ и беззако́ния. Сего́ ра́ди, я́ко нечи́стым и оскверне́нным, не то́чию пред трисве́тлое Лице́ Твое́ безсту́дно яви́теся, но ниже́ И́мене Твоего́ Пресвята́го изрещи́ довле́ше нам, а́ще бы не Ты Сама́ благоизво́лила во отра́ду на́шу возвести́ти, я́ко, чи́стыя и пра́ведныя лю́бящи, и гре́шники ка́ющиеся ми́луеши и благоутро́бне прие́млеши. При́зри у́бо, о Пребоже́ственная Тро́ице, с высоты́ Святы́я Сла́вы Твоея́ на нас, многогре́шных, и благо́е произволе́ние на́ше вме́сто благи́х дел приими́, и пода́ждь нам ду́ха и́стиннаго покая́ния, да возненави́девше всяк грех, в чистоте́ и пра́вде до конца́ дней на́ших поживе́м, творя́ще пресвяту́ю во́лю Твою́ и сла́вяще чи́стыми по́мыслы и благи́ми дея́ньми сладча́йшее и великоле́пое и́мя Твое́. Ами́нь.

Молитва Пресвятой Троице, творение Марка монаха

Всемогущая и Животворящая Святая Троица и Начало света, всё творение, то, что в мире сем и превыше мира, по единой благости изведшая из небытия и промышляющая о нем, и сохраняющая, и, кроме прочих Твоих неизреченных благодеяний к роду земному, покаяние до смерти ради немощи плоти нам даровавшая! Не оставь нас, несчастных, умереть в наших злых делах, и да не будем посмешищем начальнику зла, и завистнику, и губителю; ибо видишь Ты, Милосердный, и то, как сильны козни и вражда его против нас, и какова наша страстность, и слабость, и небрежение. Но неоскудевающие Твои благодеяния соверши над нами, молим мы, на всякий день и час прогневляющие Тебя нарушением Твоих священных и животворящих заповедей. Итак, все согрешения наши, во всей нашей прошлой жизни и до нынешнего часа в делах, или словах, или помышлениях отпусти и прости. Удостой же нас оставшуюся жизнь окончить в покаянии, и сокрушении, и соблюдении святых Твоих повелений. Если же мы, прельстившись наслаждениями, многообразно согрешили, или провели время, соблазнившись мерзкими пожеланиями, бесполезными и вредными; если, движимые гневом и яростью неразумной, какого-либо брата нашего оскорбили, или из-за языка нашего опутаны были сетями неизбежными, неправыми и крепкими; если каким-либо из чувств наших, или всеми ими, вольно или невольно, в ведении или в неведении, в увлечении или преднамеренно преткнулись безумно; если же злыми и суетными помыслами совесть осквернили; или если каким-либо другим образом согрешили, понуждаемые склонностью и привычкой ко злу, прости нам и отпусти всё, Всещедрый, Преблагой и Многомилостивый, и даруй нам на будущее бодрость и силу, чтобы творить волю Твою, добрую, и благоугодную, и совершенную, чтобы от ночного и мрачного зла изменившись световидным покаянием и, как днём поступая благообразно, мы, недостойные, очищенными явились Твоему человеколюбию, воспевая Тебя и величая вовеки. Аминь.

Воскресный

Тропарь воскресный, глас 7

Разруши́л еси́ Кресто́м Твои́м сме́рть,/ отве́рзл еси́ разбо́йнику ра́й,/ мироно́сицам пла́ч преложи́л еси́,/ и апо́столом пропове́дати повеле́л еси́,/ я́ко воскре́сл еси́, Христе́ Бо́же,/ да́руяй ми́рови// ве́лию ми́лость.

Перевод: Сокрушил Ты Крестом Своим смерть, открыл разбойнику рай, плач мироносиц в радость изменил и Своим апостолам проповедовать повелел, что Ты воскрес, Христе Боже, даруя миру великую милость.

Кондак воскресный, глас 7

Не ктому́ держа́ва сме́ртная/ возмо́жет держа́ти челове́ки:/ Христо́с бо сни́де, сокруша́я и разоря́я си́лы ея́;/ связу́емь быва́ет а́д,/ проро́цы согла́сно ра́дуются,/ предста́, глаго́люще, Спа́с су́щим в ве́ре:// изыди́те, ве́рнии, в воскресе́ние.

Перевод: Уже не сможет более удерживать людей власть смерти, ибо сошел Христос сокрушая и разоряя силы ее. Ад связан, пророки согласно радуются: «Явился, – говорят, – Спаситель тем, кто в вере; выходите, верные для воскресения!»

Мученику Феодоту Анкирскому и иже с ним

Тропарь мученику Феодоту Анкирскому и иже с ним, глас 4

Му́ченик Твой, Го́споди, Феодо́т/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученик Твой, Господи, Феодот подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак мученику Феодоту Анкирскому и иже с ним, глас 2

Страда́льчески подвиза́вся до́бре, со сострада́льцы твои́ми, Феодо́те,/ и венцы́ по́чести прия́сте с честны́ми страстоте́рпицами де́вами.// Те́мже Христа́ Бо́га моли́те непреста́нно о всех нас.

Перевод: Ты подвизался как истинный исповедник веры вместе с другими подвижниками, Феодот, поэтому и мученические венцы вы получили с почитаемыми девами страстотерпицами. Потому Христа Бога молите не переставая обо всех нас.

Собору Иваново-Вознесенских святых

Тропарь Собору Иваново-Вознесенских святых, глас 4

Дне́сь град Ива́ново све́тло пра́зднует,/ и с ним окре́стныя страны́ вся ликовству́ют,/ прославля́юще святы́я засту́пники своя́,/ святи́тели, преподо́бныя, блаже́нныя, испове́дники и му́ченики,/ и к ним со умиле́нием и ве́рою вопию́т:/ о по́лче святы́й богоизбра́нный,/ моли́те Христа́, Егоже возлюби́ли есте́,/ дарова́ти мир лю́дем свои́м,/ и спасе́ние, и ве́лию ми́лость.

Перевод: Сегодня город Иваново радостно празднует, и с ним все соседние области торжествуют, прославляя святых заступников своих, святителей, преподобных, блаженных, исповедников и мучеников, и к ним в сокрушении сердечном с верой взывают: «О святое Богоизбранное воинство, молите Христа, Которого вы возлюбили, даровать мир людям своим, и спасение, и великую милость».

Кондак Собору Иваново-Вознесенских святых, глас 8

Избра́ннии от Бо́га сро́дницы на́ши,/ в ми́ре пожи́вшии, оба́че от ми́ра не су́щии,/ я́ко в предста́тельствах ва́ших наде́жду иму́ще спасе́ния,/ благода́рственная прино́сим пе́ния и хвале́ния,/ недосто́йнии сооте́чественницы ва́ши,/ вы же я́ко стяжа́вшии оте́чество ве́чное,/ от вся́ких нас бед свободи́те, зову́щих:/ ра́дуйтеся, вси святи́и земли́ Ива́новския, при́снии о нас к Бо́гу моли́твенницы.

Перевод: Избранные Богом родственники наши, в мире прожившие, однако не от мира бывшие, надеясь спастись под защитой вашей, мы воспеваем вам благодарственные и прославляющие вас молитвенные песнопения, недостойные соотечественники ваши, вы же, как заслужившие Вечное Отечество, от всяких нас бед освободите, взывающих: «Радуйтесь, все святые земли Ивановской, постоянные о нас к Богу молитвенники».

Молитва Собору Иваново-Вознесенских святых

О, прехва́льные уго́дницы Бо́жии, святи́и вси в земли́ Ива́новстей просия́вшии и я́ко цве́ти богосажде́ннии зе́млю на́шу облагоуха́вшии, мно́гая ва́ша имена́ и бо́льшая дарова́ния, ва́шим бо непоро́чным житие́м от дре́вних родо́в до ны́не свет Христо́в просвеща́ется и и́мя Бо́жие прославля́ется. Мы же, недосто́йная ча́да ва́ша, после́дних веко́в доше́дше и исполне́ние ча́емых ва́ми ви́девше: ве́ры правосла́вныя возрожде́ние, хра́мов и оби́телей обновле́ние, святы́х уго́дников прославле́ние, пое́м Отца́, Сы́на и Свята́го Ду́ха Бо́га, и к вам, избра́нным Его́, со умиле́нием и ве́рою припа́дающе мо́лим: не оста́вите Оте́чества ва́шего земна́го, моли́те всеблага́го Го́спода дарова́ти нам покая́ние всеце́лое и се́рдце люботру́дное во взыска́ние Его́, заблу́ждшыя и безчу́вственныя све́том ве́ры озари́ти и на пу́ть пра́вый наста́вити, власте́й предержа́щих сердца́ просвети́ти, е́же от це́ркви блага́я глаго́лати, ни́щыя и сироты́ препита́ти, плене́нныя от уз свободи́ти и во Оте́чество возврати́ти, вся во обстоя́нии и ско́рби су́щыя ско́ро изба́вити, и вся́кую ду́шу люде́й свои́х благода́тию Ду́ха Свята́го во благо́е наста́вити, да тем призыва́еми, очища́еми и просвеща́еми, Ца́рствия Небе́снаго с ва́ми сподо́бимся и просла́вим в Тро́ице сла́вимаго Бо́га во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Мысли свт. Феофана Затворника

Совершилась икономия нашего спасения! Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святой. Ибо спасение наше «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» (1Пет.1:2).

Того ради и крещаемся «во имя Отца и Сына и Святого Духа», обязуясь «соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28:19–20).

Не исповедующие Пресвятой Троицы не могут иметь части в спасительных действиях Лиц Ее и, следовательно, получить спасение. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной, предавшей нам исповедание о Себе! «Отче Вседержителю, Слове и Душе, треми соединяемое во Ипостасех естество пресущественне и пребожественне, в Тебя крестились, и Тебя благословим во все веки».

Притча дня

Один богатый человек как-то позвал архитектора, работавшего на него, и сказал: «Построй для меня в далекой стране дом. Конструкцию и дизайн – все оставляю на твое усмотрение. Этот дом я хочу преподнести в подарок одному моему особому другу».
Обрадовавшись полученному заказу, архитектор отправился на место стройки. Там для него уже было приготовлено множество разнообразных материалов и всевозможных инструментов.
Но архитектор оказался хитрым малым. Он подумал: «Я хорошо знаю свое дело, – никто и не заметит, если я пущу в ход второсортный материал здесь, или сделаю что-то не очень качественно там. В итоге здание все равно будет выглядеть нормально. И только мне одному будет известно о допущенных незначительных недостатках. Так я смогу сделать все быстро, без особых забот, да еще и получу навар, продав дорогие стройматериалы».
К назначенному сроку работа была завершена. Архитектор сообщил об этом богатому человеку. Все осмотрев, тот сказал: «Очень хорошо! Теперь настал момент подарить этот дом моему особому другу. Он мне так дорог, что для него я не пожалел ни инструментов, ни материалов на постройку. Этот драгоценный друг для меня – вы! И я дарю вам этот дом!»
Бог дает каждому человеку в жизни задание, разрешая свободно и творчески выполнить его. И в день воскресения каждый человек получит в награду то, что он выстраивал в течение своей жизни.

Проповедь дня


Перейти в раздел «Проповеди»

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты


Аудиокниги и фильмы


Основы православия

Тема 171.  Аскетика является движущей силой покаяния.

Как часто бывает: воцерковился человек, следит за собой, исповедует грехи, старается исполнять заповеди. Сначала идёт борьба с наиболее грубыми, явными страстями. Когда грубые грехи побеждены, возникает вопрос: а что делать далее? Кажется, что рой мелких грехов и победить невозможно, что они естественны. Некоторые так и говорят: «Мы же в миру живём», «мы не святые». Результатом становится автоматическая исповедь, повторение одного и того же.

Приходя к врачу, человек обычно не знает своего диагноза. Ему известны только симптомы — что и где у него болит, что мешает ему жить. Приходя в Церковь человек также плохо понимает, что с ним происходит, почему вдруг у него в жизни что-то не так. Он начинает говорить о каких-то своих «симптомах»: у меня не ладится то-то, у меня есть такая-то слабость. Вот здесь и нужен системный подход к исцелению души, который даёт аскетика.

Чем сложнее перед нами задача, тем больше знаний требуется для её решения: незначительный порез может вылечить любой человек, а тяжёлая внутренняя болезнь уже требует знаний в области медицины. Подобная же картина и в области исцеления души. Изучение аскетики поможет осознать механизм проникновения и развития греха и научит средствам противостояния ему.

Практические советы

Какая молитва самая "сильная"?

Благодарственная (Лк.17:12-19). Молитвой мы не заставляем Бога что-то сделать (это невозможно), но вступаем в общение с Ним. Не бывает молитв сильных или слабых с точки зрения воздействия на Бога, но могут быть с точки зрения искренности человека, его жажды общения с Отцом Небесным.

Преподобный Паисий Святогорец: Пусть «слава Тебе, Боже» никогда не сходит у вас с уст. Для меня, когда что-то болит, лекарством служит «слава Тебе, Боже»; ничто другое не помогает. «Слава Тебе, Боже» даже выше, чем «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Старец Тихон говорил: «"Господи Иисусе Христе" стоит сто драхм, а "слава Тебе, Боже" стоит тысячу драхм, то есть гораздо больше». Этим он хотел сказать, что человек испрашивает милость Божью по необходимости, а славословит Бога по любочестию, и это имеет большую ценность. Он советовал говорить «слава Тебе, Боже» не только, когда у нас всё хорошо, но и когда терпим невзгоды, потому что и испытания попускает Бог для пользы души.

Случайный тест