Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Чтения Священного Писания

2Кор.7:1-10 (зач. 183). Мк.1:29-35 (зач. 5). Мч.: Еф.6:10-17 (зач. 233). Лк.21:12-19 * (зач. 106). * Если совершается полиелейная служба в честь Донской иконы Божией Матери, то на утрене читается Лк.1:39-49, 56 (зач. 4), а на литургии – чтения дня и Богородицы: Флп.2:5-11 (зач. 240). Лк.10:38-42, 11:27-28 (зач. 54).

Евангелие и Апостол дня

Цитата дня из Библии

Библия за год

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Показать все
Скрыть переводы

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(Евр.4:1–13; Лк.21:12–19)

«И будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Лк.21:17). Кто вдохнет в себя хоть мало духа мира, тот становится холодным к христианству и его требованиям. Равнодушие это переходит в неприязнь, когда долго в нем остаются не опамятываясь, и особенно когда при этом захватят откуда-либо частицу превратных учений. Дух мира с превратными учениями – дух, неприязненный Христу: он антихристов; расширение его – расширение враждебных отношений к христианскому исповеданию и христианским порядкам жизни. 

Кажется, вокруг нас деется что-то подобное. Пока ходит повсюду только худое рыкание; но не дивно, что скоро начнется и прореченное Господом: «возложат на вас руки... и будут гнать вас ... преданы будете ... и умертвят вас» (Лк.21:12, 16). Дух антихристовский всегда один; что было вначале, то будет и теперь, в другой, может быть, форме, но в том же значении. Как же быть? «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк.21:19). Терпи с твердым словом исповедания истины в устах и в сердце.

Притча дня

Три притчи о тех, кто ушел из Церкви из-за обиды на людей, бестактно и самоуправно ведущих себя в храме Божием.

1. Притча от протоиерея Димитрия Смирнова: «Мне как-то в булочной нахамили, так теперь я хлеб больше не ем».

2. Некто решил раздать нуждающимся по 1 млн. руб. Выстроилась очередь, приходит девушка, занимает её и спокойно ждёт. Вдруг к ней подходит старушка, стоящая впереди, и начинает делать замечания, что и стоит она неправильно, и одета не так...
Девушка обижается и убегает. После этого она уже принципиально не приходит к этому благотворителю (раздача денег у него бессрочная) и рассказывает окружающим, как у этого мецената всё плохо и какие жуткие грубияны его окружают. Ближние ей сочувствуют, и среди тех, кто там не был, ползёт слух, что благотворителя такого, может быть, и не существует вовсе, и денег там наверняка не раздают, просто какие-то векселя...

3. Человек сидит в тюрьме, к нему приходит мать, или отец, которых он уже очень долго не видел. Тюремщик грубо ему говорит, чтобы он вытряхивался из камеры на свидание. Человек обижается на тюремщика и не идёт на встречу с родителями...

Основы православия

Тема 244.  Насколько человек свободен?

 Будучи по природе свободным, человек может определяться в выборе тех или иных мотивов, поступков через «хочу» или «не хочу». Однако, будучи ограниченным по естеству, реализовать свои желания и нежелания (в форме «хочу» — «не хочу») он способен отнюдь не всегда (ведь сколь бы могучим ни был человек, он — не всемогущ).

 Примечательно, что тогда как обусловленные Божественной волей «законы природы» (физические, химические, биологические, физиологические) человек не в состоянии игнорировать, требования Божественной воли в нравственном отношении (например, Божественные заповеди, Божественные предостережения) он игнорировать может. Это говорит о том, что касательно нравственного выбора человек наделен высочайшей степенью свободы.

Настоящей свободы без истины не бывает. Не зная истины человек находится в рабстве зла. Подлинная свобода — это не просто свобода выбора, а выбор в истине и добре. Чтобы быть подлинно свободным (в меру возможного), необходимо постоянно согласовывать свою волю с Волей Творца. Идеалом для этого нам служит пример Богочеловека Иисуса Христа.

Практические советы

Служение молебна как части Литургии противоречит Церковному уставу. Подробнее...

Часть людей, пришедших на службу в храм, участвует в Литургии, а часть — лишь присутствует при этом, ожидая «главного»: сейчас прозвучат их личные просьбы и батюшка начнет молиться об их здоровье и благополучии, хотя все эти прошения и без того включены в Литургию. Спаситель мира приносит жертву за всех и за вся.

Возникает закономерный вопрос: зачем же тогда вообще существуют молебны и панихиды? Они присутствуют в церковной жизни в качестве внелитургических действий. Ни в Греции, ни в Болгарии молебны после Литургии не совершаются, да и в России прежде такой практики не было. Священника приглашали в дом или в какое-то другое место, где он служил молебен по конкретному поводу, например, на ниспослание дождя.

Если есть нужда помолиться о ком-то на Литургии особенно, для этого существуют специальные прошения, дополняющие сугубую ектенью (она сразу после чтения Евангелия), — о путешествующих и плененных, о страждущих и болящих.

Случайный тест