Святые: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Показать все
Скрыть переводы

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(2Кор.10:7–18; Мк.3:28–35)

«Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек» (Мк.3:29). Долго ли попасть в этот страшный грех? Очень недолго; ибо вот какие этого рода грехи: «многое и безмерное упование на благодать Божию; отчаяние или ненадеяние на Божие благоутробие; противоречие явной и утвержденной истине и отвержение православной христианской веры. Иные к этому присоединяют зависть к духовным дарам, которые получает от Бога ближний; упорство в грехе и состарение в злобе; нерадение о покаянии до отшествия от жизни сей» («Правосл. испов.», ч. 3, вопр. 38).

Вот сколько путей! Зайди в который нибудь из них, уж трудно будет воротиться, так и понесет тебя к пропасти поглощающей. Противление истине начинается малыми сомнениями, возбужденными словом или писанием злым. Оставь их без внимания и врачевания, они заведут к неверию и упорству в нем. До отчаяния тоже доходят незаметно: покаюсь – говорят, и грешат. Так несколько раз; потом, видя, что покаяние не приходит, говорят в себе: так тому и быть, не совладаешь с собою, и предаются греху в полную власть. Собирается бездна грехов, а при этом допускается и бездна противлений явным влечениям Божией благодати. Когда в этом виде придет человек к мысли исправиться, множество грехов подавляет его, а противление благодати отнимает смелость приступить к Господу, и решает: «вящшая вина моя, еже оставитися мне» (Быт.4:13). Вот и отчаяние! Берегись начатков неверия и грехолюбия – и не попадешь в эту бездну.

Притча дня

Новоначальный христианин обратился к более опытному верующему с вопросом:
– Брат, должен ли я полностью отречься от мира?

– Не беспокойся, – ответил тот, – если твоя жизнь действительно будет христианской, то мир сам отречется от тебя.

Проповедь дня

Прот. Григорий Дьяченко.
Прот. Вячеслав Резников.
Прот. Димитрий Смирнов.
Перейти в раздел «Проповеди» 

Основы православия

Тема 251.  Возможно ли полноценное соблюдение нравственного закона без содействия Божьего?

 Говоря о духовно-нравственном совершенстве человека, атеисты, что и понятно, утверждают, что при желании каждый может возрастать в совершенстве без помощи какого-то там воображаемого бога, опираясь на собственный опыт, на опыт и советы других, в конце концов, используя достижения психологии и иных светских наук.

 В своё время учение о том, что человек может преображаться своими силами (роль благодати при этом минимизировалась ими до неприличия), отстаивали и распространяли пелагиане. Так это или не так?

 Согласно словам Искупителя — не так. Недаром Он предостерегал Своих учеников: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

 В деле спасения от человека, конечно, зависит многое, а иначе зачем нужны были бы аскетические упражнения (посты, молитвенное делание, бдения и т. д.)? Но всё же спасение человека — дело и Бога, и человека. Можно сказать, что оно осуществляется в соработничестве Бога и человека, главная роль — конечно, Божья.

Практические советы

Как стать членами Церкви тем, кто был крещён в католицизме, протестантизме и других сообществах?

Для принятия обращающихся к Церкви существуют три чина: крещение, миропомазание и покаяние.

См. Присоединение к Православной Церкви

Случайный тест