Азбука верыПравославная библиотека Журналы Руководство для сельских пастырей (1860–1917)


Руководство для сельских пастырей

Руководство для сельских пастырей (вып. 1–12)

О журнале «Руководство для сельских пастырей»

Оглавление статей, содержащихся в 1-м томе Руководства для сельских пастырей

 

 

Журнал издавался в Киеве с 1860 – 1917 год, объемом 50 номеров-выпусков ежегодно, т.е. 1200–1500 стр.

1860

О журнале «Руководство для сельских пастырей»

Наиболее близким к народу было сельское духовенство, которое как никто другой могло претендовать на место наставника прихожан. Надо было помочь деревенским пастырям в их нелегкой, многогранной деятельности, познакомить их с различными сторонами пореформенной общественной жизни и, по возможности, втянуть самих пастырей в эту многостороннюю жизнь общества, вооружить их соответствующими знаниями в области богословия, способствовать обмену опытом, наблюдениями и мыслями. Именно такие задачи ставил перед собой, созданный в 1860 году при Киевской духовной семинарии журнал «Руководство для сельских пастырей», занимающий особое место среди большого количества современных ему изданий. В течение 57 лет РДСП неизменно выполнял утвержденную Синодом программу, главной целью которой было «самое широкое раскрытие богословской стороны священничества, а равно и всестороннее раскрытие практической стороны жизни и деятельности духовенства».

Появление нового издания было настолько важным, нужным и своевременным, что уже в 1860 году РДСП имело более 2000 подписчиков (цифра огромная для тех лет), и это число постоянно увеличивалось. Некоторые тома журнала из-за большого интереса читателей приходилось печатать вторым изданием. Поэтому можно констатировать, что РДСП несмотря на сильнейшую конкуренцию удалось быть среди лидеров духовной периодики многие годы.

Журналу принадлежит большая заслуга в разработке науки пастырского богословия, которая до того времени «находилась в зачаточном состоянии».

РДСП постоянно печатал разнообразные статьи, материалы интересные для священнослужителей и прихожан. Публиковались всякого рода наставления, советы и замечания, помогающие пастырю при богослужении, при совершении таинств и треб, во внецерковных взаимоотношениях с верующими, неверующими, иноверцами, староверами и сектантами. Большое внимание обращалось на своеобразие народного православия, сохраняющего массу всевозможных предрассудков, суеверий, дохристианских обычаев и обрядов. Подобные реликты языческого мышления, по мнению многих авторов заметок, чужды духу христианства, и с ними необходимо бороться, но не прямым запретом, а методом убеждения крестьян в абсурдности того или иного суеверия, обычая, раскрывая историю их возникновения, изначального смысла.

Среди работ по народному православию особенного внимания заслуживает цикл серьезных научных статей Г.Булашева, В.Маврицкого, П.Озерецкого, П.Поспелова и др. В целом можно говорить о довольно высоком уровне многих публикаций в журнале, о знании их авторами современной им научной литературы. Вместе с тем иногда на страницах РДСП помещались курьезные, с современной точки зрения, материалы. Например, статья К.Думитрашкова, в которой автор считает, что, так как многое в сказках взято из языческой мифологии, то некоторые сказки вредны и не подходят для нравственно-воспитательной роли подрастающего поколения.

Важно отметить, что РДСП никогда не было печатным органом исключительно Киевской епархии, а всегда выступало в роли общероссийского журнала, привлекая к сотрудничеству сельских священников из разных уголков России. Неоднократно редакция журнала обращалась к своим читателям с просьбой присылать заметки « о характеристических чертах простого народа и о том, как ими пользоваться для успешного содействия на нравственность прихожан». Поэтому за все годы своего существования издание накопило огромный материал по местной народной традиции. В 1914 г. в РДСП был опубликован призыв – собирать фольклор, привлекая к этому школьников под руководством учителей. Здесь же говорилось об огромном воспитательном значении собирательной работы. К сожалению, из-за начала I мировой войны этот призыв не был реализован.

Редакции удалось сплотить вокруг себя коллектив постоянных корреспондентов, активно сотрудничавших с журналом в течение многих лет. Назову лишь несколько фамилий: А.Воскресенский, С.Грушевский, К. Думитрашков, С.Кохомский, А.Левашев, П.Озерецкий, В.Певницкий, П. Руновский, И.Скворцев, П.Троцкий, А. Флегматов и др.

Сведения по особенностям народного православия содержатся и в официальных документах из различных епархий, в таких рубриках как «Решение недоуменных вопросов по пастырской практике», «Заметки», «Из епархиальных ведомостей». Эти сведения доставлялись в редакцию журнала иноепархиальными корреспондентами, извлекались из епархиальных ведомостей.

Наконец еще одним важным источником подобных материалов являлись проповеди. Придавая огромное значение проповедничеству, в РДСП печатались в начале каждого номера лучшие образцы дидактического красноречия, как современного, так и недалекого и далекого прошлого (например, поучения Иоанна Златоуста). Журнал приложил много усилий, чтобы проповедь стала подлинно народной, «а для этого она должна была иметь в виду нужды и интересы своей паствы, волнующие ее в данный момент». И здесь достижению поставленной цели способствовало сотрудничество самих сельских священников, присылающих тексты своих обращений к прихожанам, бесед с ними. Интерес читателей к этому разделу был столь высок, что по их желанию, напечатанные в РДСП проповеди в 1877, 1879 – 1881 гг. вышли отдельными изданиями, а с 1883 года редакция стала публиковать их в виде отдельного приложения. В том же году появляется еще одно отдельное приложение: «Богословский библиографический листок». Все это позволило расширить объем журнала.

Большое внимание уделялось в нем проблемам нравственного развития самого сельского священнослужителя для того, чтобы «ввести духовенство в среду общественной деятельности и примирить с ним общество, которое не всегда имеет к нему должное уважение». Для этого печатались материалы, посвященные разным сторонам личной жизни священника, отношению друг к другу членов одного церковного причта, священников соседних приходов и т.д. В течение многих лет обсуждалась проблема взаимоотношений двух поколений русского священничества: «старого», консервативного, дореформенного и «молодого», либерального, пореформенного. В заметках, очерках, отрывках из дневников и писем, в произведениях беллетристического характера показывались различные типы служителей церкви, достойные черты одних, слабости и недостатки других.

Большую роль играли в журнале разнообразные и подробные библиографические обзоры, рецензии. Достаточно перечислить названия лишь некоторых из них, чтобы понять, насколько широко, а часто и глубоко, охватывали они все те новинки в области духовной и светской литературы, которые могли бы быть интересными, но не всегда доступными по своей цене для большинства читателей: «Замечания о ходе епархиальных ведомостей», «Понятия некоторых современных публицистов о религии», «Взгляды светской литературы на духовенство», «Типы пастыря Церкви в произведениях наших светских беллетристов» и т.д. Анализировались повести и рассказы Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.Горького и мн. др. Рецензировались книги, имеющие отношение к фольклору и этнографии (например: очерки С. Максимова «Бродячая Русь», сборник украинских заклинаний П. Ефименко, работа И. Калинникова «Церковно-народный Месяцеслов на Руси»). В течение многих лет вел рубрику «Проповедническое обозрение» Г.Булашев, а другой библиограф, скрывавшийся под псевдонимом Z, – рубрику «Обозрение духовной журналистики» по месяцам текущего года. Эти материалы очень полезны для тех, кто собирается познакомиться с чрезвычайно многообразной церковной литературой, до сих пор еще почти не введенной в научный оборот.

Составление библиографического обзора РДСП затруднено, так как существуют лишь два указателя статей: с 1860 по 1869 гг. и с 1870 по 1881 гг., но в них не указаны авторы публикаций, и, следовательно, нет именного указателя. Кроме того, очень редко при фамилии корреспондентов указывалось место их службы. Это делалось, и то не всегда, для сельских священнослужителей, но никогда – для преподавателей из духовных заведений Киевской епархии. Поскольку, к сожалению, не удалось обнаружить какого-нибудь издания, посвященного истории Киевской духовной семинарии, то назвать должность, годы жизни многих авторов весьма сложно. Возможно, что в Киеве сохранились какие-то архивы КДС, и кто-нибудь из исследователей займется интересной темой «История Киевской духовной семинарии». Наконец, многие корреспонденты публиковались, используя лишь инициалы, или просто подписывались: Иерей, Сельский священник (в ряде статей, заметок вообще отсутствует упоминание об авторе).

Характеризуя же в целом РДСП, можно констатировать, что его материалы весьма любопытны и полезны для представителей разных наук: для религиоведов, культурологов, историков, этнографов, фольклористов, философов, лингвистов, литературоведов, занимающихся всеми этапами истории русской литературы от ее истоков до 1917 г. включительно.

А.Н. Розов

Этнографические и фольклорные материалы на страницах журнала «Руководство для сельских пастырей» (1860–1917 гг.)

Оглавление статей, содержащихся в 1-м томе Руководства для сельских пастырей

№1. Поучения новопоставленному иерею

Поучение в 3-ю неделю Великого поста. Ф.Л.

Училище для девиц духовного звания при лебединском женском монастыре. Е. Крыжановского

Известие о распространении трезвости в киевской губернии

Некролог

№2. Поучение св. Димитрия митрополита ростовского о том, что духовный пастырь должен быть просвещенным учителем пасомых

Поучение в 4-ю неделю Великого поста. Ф.Л.

Страдание и мучение за православие Даниила Кушнира жителя млиевского

Дополнительные сведения к сказанию о мученической кончине млиевского ктитора Даниила Кушнира. Священника Петра Лебединцева

Заметка Е.К.

№3. Поучение св. Димитрия митрополита ростовского о том, что духовный пастырь должен быть примером доброй жизни для пасомых

Практические замечания касательно совершения исповеди. Священника М. Богданова

Христианская гостиница. Св. П. Л-ва.

Церковные известия

№4. Поучение св. Димитрия митрополита ростовского о том, что пастырское служение требует от священника постоянных трудов, самоотвержения и неусыпного бодрствования

Практические замечания касательно совершения исповеди (окончание). Священника М. Богданова

О молитвословии, совершаемом священниками по домам перед праздниками Рожд. Хр. и Пасхи Св. П. Л-ва

№5. Поучение перед причащением св. Тайн С.И.Г.

Сон Пресв. Богородицы. Феофана Лебединцева

Два списка сна Пресв. Богородицы

Правительственные распоряжения по ведомству православного исповедания в России

№6. О происхождении и значении некоторых обычаев, соединяемых в православной церкви с празднованием св. Пасхи. Феофана Лебединцева

Два случая, во время посещения священником домов своих прихожан С.И.Г.

Известие из г. Тамбова

№7. О хождении на св. Пасху с иконами А. Воскресенский

Поучение о трезвости. Священника Льва Крамаренкова

Названия: пастырь, священник, поп. Св. Петра Лебединцева

Известие из г. Смоленска

Приветствие преосвященного Антония пастве смоленской

№8. Послание Иосифа, епископа львовского, епархиальному духовенству

Пастыри церкви, как посредники в разборе семейных тяжб, а иногда и общественных дел. А. Воскресенского

№9. Вопросы иерейской совести. Свящ. Петра Лебединцева

О способах содержания православного духовенства в киевской губернии

Некролог

Правительственные распоряжения

№10. Слово о суеверии

О способах содержания православного духовенства в киевской губернии (окончание). Священника Петра Лебединцева

Права и обязанности духовного депутата. Павла Игнатовича

Известие

№11. Поучение в день Святителя и чудотворца Николая. Священника Николая Бурдукова.

Опыт воскресной школы. S.S.

Известие об открытии сельских училищ

№12. Поучение о непрестанной молитве. Священника Николая Бурдукова

Повреждение церковной обрядности и религиозных обычаев в южнорусской митрополии, в период предшествовавший открытому введению в ней унии. Е. Крыжановского

Обеты трезвости. Свящ. П. Л-ва

№13. Вопросы иерейской совести

Поучение против тех, которые ходят к расколоучителям. Священника Николая Бурдукова.

Вдова сельского священника Е. Крыжановского

Известие

№14. Поучение о том, что великие грешники могут спастись. Священника Николая Бурдукова

Домашняя прислуга М. Гуляева

Местный обычай в г. Белгороде в праздник Пятидесятницы

Приходская школа в Мошнах

№15. Земные поклоны, как епитимия, и способ выполнения их. Священника А. Луканина

Миссии римской церкви

Об учреждении по городам воскресных школ

Объявления

№16. Деятельность священника К.С.

Совет священникам, поступающим в раскольнические приходы S.S.

В котором году св. Писание переведено св. Кириллом и Мефодием на славянский язык? Священника Н. Оглоблина

Известие

№17. Послание игумена Памфила псковскому наместнику и властям о прекращении народных игрищ в день св. Иоанна Предтечи

Польза и важность епитимии при исповеди людей, обратившихся от раскола. S.S.

Заботы об исправлении требника в южно-русской митрополии, до издания требника Петра Могилы. Е. Крыжановского

Известие о современном положении христиан в Турции

Известие о полтавской воскресной школе

Объявление от редакции

№18. О русском переводе св. Писания. М.Г.

Сведения о состоянии раскола в киевской епархии. П. П-ча