- Епархиальный секретарь Томской епархии РПЦ, автор книги «Святой праведный Иоанн Кронштадтский», архимандрит Иосиф (Еременко):
- Благочинный Нелидовского округа, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского и церкви Балыкинской иконы Божией Матери, иеромонах Николай (Голубев):
- Руководитель Детского центра св. прав. Иоанна Кронштадтского в селе Ыб Сыктывдинского района Республики Коми, протоиерей Георгий Модянов:
- Настоятель храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в городе Березовский Кемеровской области, протоиерей Андрей Симора:
- Основатель храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в деревне Малая Кускунка Красноярского края, протоиерей Владимир Новиков:
- Руководитель Душепопечительского центра реабилитации во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского в Приморском крае, протоиерей Александр Талько:
- Настоятель храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в селе Мумра Астраханской обл., иерей Александр Кердяшев:
- Настоятель Свято-Иоанновского храма в Колтушах (Всеволожский район Ленинградской области), протоиерей Артемий Литвинов:
- Руководитель Отдела религиозного образования Амурской епархии, руководитель Богословского кружка имени св. прав. Иоанна Кронштадтского и клирик собора Казанской иконы Божией Матери в Комсомольске-на-Амуре, протоиерей Димитрий Галямов:
- Настоятель Свято-Иоанновского храма г. Татарска Новосибирской обл., иерей Роман Клевцов:
- Настоятель часовни св. прав. Иоанна Кронштадтского при стационаре СПб ГУЗ «Центр профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями», клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала (г. Санкт-Петербург), протоиерей Георгий Пименов:
- Настоятель храма св. прав. Иоанна Кронштадтского и св. блж. Ксении Петербургской в Иркутске, протоиерей Александр Василенко:
- Настоятель храмов св. прав. Иоанна Кронштадтского (с. Лудони) и свв. мчч. Флора и Лавра (с. Хредино) в Псковской обл., иерей Константин Бабин:
- Настоятель храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в с. Карамышево Псковской обл., иерей Владимир Безручкин:
- Основатель и руководитель Дома трудолюбия св. прав. Иоанна Кронштадтского г. Петропавловск-Камчатский, протоиерей Виктор Музыкант:
- Методист Детско-юношеского центра «Умиление», расположенного в Волгоградской обл. Людмила Владимировна Пономарева:
- Директор Православной школы им. св. прав. Иоанна Кронштадтского в г. Тутаеве Ярославской обл. Светлана Борисовна Рябчикова:
- Настоятель Свято-Иоанновского храма в удмуртском поселке Ува, иерей Сергий Полянцев:
- Настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Лисаковске Костанайской области Казахстана, протоиерей Олег Калмыков:
- Настоятель первого в мире храма во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского (РПЦЗ, Ютика, США), протоиерей Михаил Таратухин:
- Настоятель храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в Жигулевске Самарской обл., протоиерей Павел Красноярцев:
- Руководитель нижегородского центра «Трезвение» им. св. прав. Иоанна Кронштадтского, иерей Андрей Наговицин:
- Председатель Московского областного отделения Межрегиональной общественной организации «Благотворительного общества инвалидов им. св. прав. Иоанна Кронштадтского» Наталья Николаевна Шмидт:
- Настоятель строящегося храма св. прав. Иоанна Кронштадтского (с. Прасковьино Ульяновской обл.), прихода Илии пророка (с. Канадей), храма Архангела Михаила (с. Баевка), часовни св. прп. Серафима Саровского (с. Сухая Терешка), протоиерей Алексий Новицкий:
- Настоятель храма св. прав. Иоанна Кронштадтского (село Рудная Пристань, Приморский край), иерей Максим Макаров:
- Настоятель храмового комплекса в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского и свт. Николая Чудотворца в г. Череповце Вологодской обл., протоиерей Владимир Беляев:
- Настоятель прихода св. прав. Иоанна Кронштадтского в селе Сайга Верхнекетского района Томской области иеромонах Никита (Зверев):
- Настоятель храма Иоанна Кронштадтского г. Кишинева, протоиерей Севериан Герас:
- Председатель Православного общества «Трезвение» во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского и настоятель храма пророка Божия Илии города Улан-Удэ, иерей Георгий Иванов:
- Настоятель петербургских храмов св. прав. Иоанна Кронштадтского при Психоневрологическом интернате №7, Покрова Божией Матери и свт. Иоанна Милостивого в Южно-Приморском парке, Покрова Божией Матери при городской больнице №15, прмч. Андрея Критского и «Всех скорбящих Радосте» в пос. Володарский (Сергиево), свв. Новомучеников и Исповедников Российских в школе-интернате №7, протоиерей Валерий Швецов:
- Настоятель Свято-Иоанновского храма поселка Березник Архангельской области, протоиерей Димитрий Гордиенко:
- Настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Донецке, протоиерей Александр Матвеев:
Иоанновская семья – это содружество храмов, монастырей, часовен, различных социальных учреждений, названных во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. В разное время участники этого объединения поделились с порталом Pravprihod.Ru своими историями о том, как они пришли к Богу. Предлагаем их вашему вниманию.
Епархиальный секретарь Томской епархии РПЦ, автор книги «Святой праведный Иоанн Кронштадтский», архимандрит Иосиф (Еременко):
– К Богу меня принесли мама и бабушка – меня крестили в три месяца. Мне посчастливилось родиться в православной семье. Всегда знал, что буду служить Богу в Церкви. Моим религиозным воспитанием занимались прабабушка (она скончалась, когда мне было десять лет), бабушка и мама. Они и дали первые уроки веры и благочестия. Дома меня учили молитвам. Некоторые молитвы знал наизусть, еще не умея читать, на слух. Были дома Евангелие, духовная литература. Бабушка выписывала Журнал Московской Патриархии. По воскресеньям и праздникам ходили в церковь.
А в остальном – все обычно: школа, Советская Армия, университет, Московские духовные школы и служение в Алма-Ате и Павлодаре, а теперь – в Томске.
Благочинный Нелидовского округа, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского и церкви Балыкинской иконы Божией Матери, иеромонах Николай (Голубев):
– Родился я в 1963 году здесь же, в Нелидово – как говорится, где родился, там и пригодился. В 1980-м поступил в МГИМО, по окончании которого с 1985 по 1987 годы работал в генеральном консульстве СССР в Гамбурге. Затем вновь вернулся в Нелидово и работал в горкоме партии и горкоме комсомола. В 1989 году поступил в аспирантуру Академии общественных наук (АОН) при ЦК КПСС, которая в результате … событий 1991 года преобразовалась в Российскую академию управления (сегодня это РАНХиГС). В 1992-м защитил диссертацию «Значение и роль фактора национальной идентичности в объединении Германии (конец 1980-х – начало 1990-х гг.)». Получил степень кандидата исторических наук. Еще год отучился в докторантуре той же Академии, но в 1993 году вернулся вновь в Нелидово, где отработал три года в районной администрации.
К Богу пришел постепенно. Хотя работал до того в партийных и комсомольских структурах, атеистом никогда не был. Бабушка своим примером приучила относиться к вере и Церкви с уважением. Но крещеным я тоже не был, и принял таинство только в 1989 году. Будучи в гостях у друзей в Ленинграде, 20 августа покрестился в Александро-Невской Лавре.
Ничего я толком в православном христианстве не понимал, Евангелия не читал (а где бы я его тогда нашел?). Знал только, что в крещении человеку отпускаются все его грехи. Думалось пожить еще, погрешить, ну а там, где-нибудь перед смертью покреститься и чистеньким – в рай. Но вот после крещения стала действовать благодать. Библиотека в Академии была просто великолепная. В рамках подготовки к семинарам и экзаменам по философии (кандидатский минимум) прочитал не только С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, но также и Евангелие, некоторую другую богословскую литературу. Стал ходить в церковь, причащаться.
Одно меня тогда смущало: по окончании Академии работать предстояло или в партийных, или в советских структурах, а как это было совместить с моей воцерковленностью, я не представлял. Но Бог решил за меня эту проблему: в 1991 году обе структуры прекратили свое существование. Я же продолжил ходить в церковь, где меня и заметил архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. Три года он уговаривал меня служить священником в церкви. Даже предложил «переходный» вариант: совмещать работу в администрации и служение по выходным в храме. Так и продолжалось полтора года (с 1995-го по 1996-й), когда я совмещал диаконское служение и работу в районной администрации. Но с рукоположением в священники (в октябре 1996 года) я оставил это трудное совместительство, и с тех пор служу только в Церкви.
В 2013 году принял монашество: в день памяти святителя Николая Чудотворца («зимнего») епископ Ржевский и Торопецкий Адриан постриг меня с этим именем, исправив тем самым «историческую несправедливость» (бабушка моя, Евфросиния Павловна, – Царствие ей Небесное – хотела, чтобы меня назвали Николаем, поскольку родился я на Николу Вешнего).
Руководитель Детского центра св. прав. Иоанна Кронштадтского в селе Ыб Сыктывдинского района Республики Коми, протоиерей Георгий Модянов:
– Как и многие люди в нашей стране, раньше я был атеистом, пионером, комсомольцем. Воспитывался в Сыктывкаре. С одной стороны дома, где я жил, была свалка самолетов и вертолетов, а с другой – свалка радиоэлектроники. И соответственно, у нас были училище связи и аэропорт. Самолеты меня привлекали больше. Мальчишкой можно было сесть в его кабину и конечно, я мечтал быть пилотом. Тренировался, готовился, но оказалось, что с носом у меня неполадки, пазухи были повреждены в драке. И мне сказали, что пилотом я никогда быть не смогу.
Пошел в электронику, выучился. Ездил по районам и так попал в село Ыб. Здесь тогда служил иеромонах Трифон (ныне архимандрит), дай Бог ему здоровья. Было это ранней весной 1986 года, я лишь из интереса зашел в храм – до этого я никогда не был в церкви – и по-настоящему ощутил благодатное присутствие Божие. Меня потрясло все: и лики на старинных иконах, и запах фимиама, и проповедь батюшки.
После этого в моей жизни случился переломный момент. Я по-другому стал смотреть на христианство, на Православие. С детства я был любознательным: читал книги, занимался судомоделизм, электроникой, парашютным спортом. И вот, однажды, мой парашют не раскрылся. Запасной парашют тоже почему-то заклинило, видимо, заледенел. И я вспомнил про Бога. Как только я вспомнил, все открылось, я благополучно приземлился. Это тоже чудо, это незабываемо.
В 1988 году крестился в Сергиевом Посаде, в Ильинском храме. Пожилой батюшка, старец Георгий отнесся ко мне с любовью и уделил много внимания. Можно сказать, что он сумел меня воцерковить. Он не торопился, все рассказывал, приводил примеры, объяснял. В общем, я плакал…
После крещения начался путь моего становления. Стал прихожанином храма, в котором я сейчас служу. А когда настоятеля перевели восстанавливать Антониево-Сийский монастырь, дома на семейном совете обсудили этот вопрос и решили, что я, жена и другие родственники – все поедем с батюшкой. Оставили свое хозяйство, наняли ЗИЛ с прицепом и переехали. Через полтора года меня заметил владыка, спросил, не хочу ли я быть священником. Я ответил, что хочу, конечно. И тогда меня перевели обратно на родину, на место батюшки, в село Ыб, где я с 1993 года служу и поныне.
Настоятель храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в городе Березовский Кемеровской области, протоиерей Андрей Симора:
– Родом я из Почаева, где находится всем известная Свято-Успенская Почаевская лавра. Мой отец был настоятелем одного из храмов в этом городе, приходским священником. Поэтому, когда я только родился, родители стали носить меня в церковь. Можно сказать, что в храм ходил всю жизнь. Очень хотел поступить в семинарию, другого пути для себя не видел.
Два моих брата тоже священники, сестра замужем за священником. Отец уже умер, а мы все пошли по его стопам.
Окончил Киевскую духовную семинарию, но не думал, что когда-нибудь попаду в Сибирь. Сейчас у нас в Кемеровской области огромное количество священников из Украины. Их направляли сюда после духовной школы, еще в советское время. А потом они, начав здесь служить, стали и других подтягивать за собой, меня в том числе. Так что теперь один мой брат, самый младший, в Киеве служит, средний – в Челябинской области, а мы с сестрой в Сибири оказались.
Почему так много священников было на Украине? Скорее всего, потому что там вера меньше запрещалась, а значит, и больше людей в Церкви. А в Сибири с этим было сложнее – почти не было ни священников, ни желающих послужить Богу.
Основатель храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в деревне Малая Кускунка Красноярского края, протоиерей Владимир Новиков:
– В миру я служил в авиации, долгое время работал на вертолетах. По профессии я техник по авиационному и радиоэлектронному оборудованию.
Однажды со мной в Заполярье, где мы работали, произошел случай. Нас высадили на одной точке, но вертолет за нами не прилетел. Он нас просто не нашел и улетел. Потом выяснилось, что у него закончилось топливо, и он упал, но, слава Богу, все спаслись. А мы тогда остались одни в тундре.
Был октябрь, минус 35, и никто бы из нас четверых не выжил. Но я в то время уже чуть-чуть начал обращаться к Богу. Отошел в сторонку, помолился святителю Николаю. Мы посовещались всем экипажем и решили пройти по трубам газопровода до вагончика обходчика. Идти надо было 10 км, это было очень опасно, мы могли упасть с трехметровой высоты, но, слава Богу, шли всю ночь и вышли. Потом за нами выслали танкетку. Вот таким чудесным образом и спаслись. Этот случай укрепил меня в вере.
В другой раз мы перегоняли вертолеты в Санкт-Петербург, где я встретился с известным старцем, протоиереем Василием Ермаковым, служившим в храме на Серафимовском кладбище.
Поехали мы к нему втроем. Наш командир, правда, в храм не зашел, сидел на кладбищенской лавочке, курил, а мы простояли всю службу, народу было – не протолкнуться.
После службы все подходили к батюшке для целования креста, подошел и я. Хотел попросить благословение на одно дело, а он благословил меня почему-то ехать в Сибирь, назвав при этом отцом. Поцеловал я крест, отошел и думаю: «Что-то, батюшка, ты напутал». Но прошло немного времени, и я оставил работу свою, а в 1996 году, в возрасте 45 лет, принял сан, служу в Сибири. Слава Богу за все.
По-другому сложилась судьба нашего командира. Он погиб с генералом А. И. Лебедем, когда они и еще несколько человек летели в вертолете.
Руководитель Душепопечительского центра реабилитации во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского в Приморском крае, протоиерей Александр Талько:
– Господь со всех сторон указывает путь человеку, окружает его обстоятельствами, вынуждающими задуматься.
Однажды после десятого класса, когда я уже ходил в храм, ко мне подошел молодой человек с вопросом, не хочу ли я поступить в семинарию. Но я был настолько увлечен медициной, что отказался. Тогда я даже задумываться о священнослужении был не готов, но мои два брата со временем стали священниками, при этом старший из них – еще в советское время. И я уже в душе засомневался, а позже, когда приехал во Владивосток, где прошел курсы повышения квалификации по программе травматология, убедился, что не смогу заниматься одной медициной всю жизнь.
Однако медицина мне помогла открыть для себя Православие. Думаю, что это случилось, во многом, молитвами святителя Луки Войно-Ясенецкого, о котором я узнал в студенческие годы. Медицина дала мне ответ и на вопрос, почему так много религий в мире. В медицине существует очень важный принцип этиопатогенетического подхода, – который направляет на первопричину болезни. И когда я задумался, то увидел, что православие несет в себе именно этот принцип, а все остальные религии могут предложить человеку лишь симптоматический подход, который не исцеляет, а заглушает болезнь.
Настоятель храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в селе Мумра Астраханской обл., иерей Александр Кердяшев:
– То, что я стал верующим, а затем и священником, для меня самого – чудо. По профессии я рыбак, раньше был далеким от Церкви человеком, хотя и крещеным. Но однажды в моей жизни произошел такой случай.
Жена ходила беременная, но никак не могла разродиться, «перехаживала» недели две. И тогда она мне сказала: нам надо в церковь. Почему она это сказала, я тогда даже не понял. Я отвез супругу в храм, на службу. Именно в тот день, в четверг, там как раз была Литургия – священник приезжал только раз в неделю. А вечером того же дня жена родила.
На меня это чудо так подействовало, я не знал, что со мной случилось, но сказал: я тоже хочу ходить в храм, хочу посмотреть, что там происходит на службе. Пришел. И когда там запели, мне казалось, что это Ангелы поют на небесах. Хотя теперь понимаю, что петь-то они толком не умели, любительский хор был. Я остался, сразу же углубился во все церковное, новое для меня, и очень полюбил Церковь, Бога полюбил, поверил Ему, и пошел вслед за Ним.
Служивший у нас священник со временем стал моим духовным наставником. Он меня заметил, сразу же пригласил на клирос, потому что я в храме на богослужениях всегда подпевал, хотя молитв еще толком не знал. На клиросе постоял раза два-три, а потом он меня в алтарь взял пономарем. Через три года я уже стал священником, и до сих пор не жалею об этом.
Настоятель Свято-Иоанновского храма в Колтушах (Всеволожский район Ленинградской области), протоиерей Артемий Литвинов:
– Я родился в Кишиневе. Моя семья редко ходила в храм, а тетушка была верующей. От нее я и узнал о Боге, а в 11 лет меня поразила книга, посвященная прп. Серафиму Вырицкому (сегодня день его памяти, – ред.). Потом начал пономарить, поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Помню, как при поступлении мы с товарищами молились в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре, затем поехали к Иоанну Кронштадтскому в монастырь.
Можно сказать, Господь вел меня, на пути встречались люди, которые помогали и направляли. По окончании духовной школы был назначен в Саратов, где служил девять лет, был настоятелем, благочинным, председателем отделов, построил там пять храмов. Сейчас служу в Колтушах Всеволожского района Ленобласти.
Руководитель Отдела религиозного образования Амурской епархии, руководитель Богословского кружка имени св. прав. Иоанна Кронштадтского и клирик собора Казанской иконы Божией Матери в Комсомольске-на-Амуре, протоиерей Димитрий Галямов:
– Верующим я был всегда. С самого детства. Сейчас мне 50 лет, родился в Уфе, окончил десять классов, а потом – техническое училище по специальности газоэлектросварщик. Не скажу, что у меня была легкая жизнь, ведь после армии, до самого священнослужения, я постоянно работал.
Духовное образование получил уже взрослым, 30-летним человеком. Отучился три курса на очном отделении Подольской Духовной семинарии, заочно доучивался уже в Москве, потому что переехал на Дальний Восток. И вот уже 15 лет как я в Комсомольске-на-Амуре.
У каждого человека свой путь к Богу. Просто мне все это по душе и всегда нравилось. В моей жизни большую роль сыграли люди, которые окружали меня в детстве. Сами понимаете, это было время Советского Союза. Помню, как мы бегали маленькими, и нам на Пасху дарили яйца со словами: «Христос Воскресе!». Конечно же, мы задавали вопрос, а кто это такой – Христос, а что такое «Воскресе». И взрослые нам объясняли. Сейчас я постоянно поминаю наших верующих соседей, православных христиан, и все самые дорогие воспоминания о детстве связаны с ними.
И, конечно, первый приход в храм был сопряжен с таинственностью, с тех пор у меня это чувство осталось. Это был именно страх Божий, таинственность. Мы заходили в храм с глубочайшим трепетом и страхом, было понимание, что это дом Самого Бога.
Настоятель Свято-Иоанновского храма г. Татарска Новосибирской обл., иерей Роман Клевцов:
– Родился я на Украине, в обычной среднестатистической советской семье. К вере пришел уже в студенческом возрасте, мне было 18 лет. Можно сказать, Господь Сам привел. Я находился в поисках смысла жизни, потому что чувствовал неудовлетворенность существованием. Слава Богу, нашел, что искал, и очень этому рад.
Одни из самых первых святых, с которыми я познакомился в начале своей церковной жизни, были Иоанн Кронштадтский, Ксения Петербургская, Николай Чудотворец.
В 1997 году меня рукоположили, свое служение я начинал на Украине. Но так сподобил Господь, через восемь лет я переехал с семьей в Россию, где и продолжил служить.
У меня всегда была икона Батюшки, перед которой я ему молился. И с самого начала он был для меня примером, образцом священника. Возможно, его молитвы и привели меня к тому, что мне выпала честь заниматься строительством храма в честь отца Иоанна. Для меня это великая отрада и утешение.
Настоятель часовни св. прав. Иоанна Кронштадтского при стационаре СПб ГУЗ «Центр профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями», клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала (г. Санкт-Петербург), протоиерей Георгий Пименов:
– В юные годы я хотел найти смысл жизни, но в нашей советской школе об этом не очень-то говорили. Позднее, когда я оказался в церковной среде моих сверстников, то увидел их веру и искренность, услышал ответы на вопросы о вечном, которыми я задавался. Вот тогда я сделал выбор между верой и безверием, поиском смысла жизни каким-то или православным. Тогда я увидел, что истина, правда и Бог здесь, в Православии, все остальное образовалось из этого.
Настоятель храма св. прав. Иоанна Кронштадтского и св. блж. Ксении Петербургской в Иркутске, протоиерей Александр Василенко:
– Я пришел к Богу, к православной вере, будучи взрослым человеком. В стране началась перестройка, сознание у людей менялось, храмы открывались, можно было свободно говорить о Боге, о вере, появились душеполезные книги. Все это тогда оказало на меня большое влияние: чтение, общение, размышления. Но, конечно, свои чувства в такой момент и состояние души трудно описать.
Пришел в храм, принял Таинство Святого Крещения, а потом стал священником – пути Господни неисповедимы. Из всего, что нам предлагалось в те годы, я, с Божией помощью, выбрал тот путь, по которому иду и сейчас.
Настоятель храмов св. прав. Иоанна Кронштадтского (с. Лудони) и свв. мчч. Флора и Лавра (с. Хредино) в Псковской обл., иерей Константин Бабин:
– Я сын священника, поэтому этот вопрос передо мной стоял с самого начала. С детства я к этому и тянулся, и другой жизни себе не представлял. Помню, когда в семинарии мне задали похожий вопрос, я растерялся и не знал, что сказать, потому что без Бога-то и не жил. Как я пришел к Богу? Я от Него и не уходил, слава Богу.
Мой папа (протоиерей Владимир Бабин, – прим. ред.) служит в Псковской области уже больше 45 лет. Поэтому для меня это было легко, и поступление в духовную школу тоже было естественным. Но более осознанное решение стать иереем пришло уже даже не в семинарии, а в армии.
Служил я в православном полку, находившемся при Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. Там нас окормлял батюшка, мы и в Таинствах могли участвовать, могли петь на клиросе. Всегда была возможность прибежать в монастырь. Нас это вскормило, так что уже и не было сомнений в своем дальнейшем пути. И вот с 1998 года я служу на Псковской земле.
Настоятель храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в с. Карамышево Псковской обл., иерей Владимир Безручкин:
– Господь призывает неизведанными путями. Я был военным связистом, командиром батальона. А когда в армии пошло сокращение, задумался, как бы теперь послужить не земному, а Небесному Царю. Пообщался со старцами – сказали, есть на то воля Божия. А кто я такой? Грешный человек. Поехал по святым местам Иоанна Кронштадтского, а потом в Псковскую область, где мне предложили служить, я согласился. И вот уже тут 18 лет с супругой славим Бога. Вот таким путем и пришел. Как говорится, пути Господни неисповедимы.
Основатель и руководитель Дома трудолюбия св. прав. Иоанна Кронштадтского г. Петропавловск-Камчатский, протоиерей Виктор Музыкант:
– К Богу я тянулся с детства. Мне хотелось приходить в храм Божий, но мои родители в церковь не ходили, только бабушка иногда посещала. Потом туда стала ходить моя старшая сестра, а в подростковом возрасте – и я.
Родился я в Актюбинске, в Казахстане. Моим первым храмом была церковь Архистратига Божия Михаила. При нем действовали воскресная школа и братство пономарей. Я довольно быстро влился в братство, нас было 14 человек, и для меня эта среда оказалась очень плодотворной – у меня появились друзья. Больше половины участников братства со временем стали священниками, и теперь разъехались по разным уголкам России и Казахстана. Конечно, когда я пришел в храм, то мечтал стать священником. Я даже просил у Бога: «Господи, если не священником, хотя бы монахом умереть, такая у меня мечта». Господь сподобил стать даже священником!
Методист Детско-юношеского центра «Умиление», расположенного в Волгоградской обл. Людмила Владимировна Пономарева:
– Мой путь к Богу был через боль. Когда в моей семье случилось несчастье, я пыталась понять, почему так произошло. Через эти слезы я искала, искала, искала. Десять лет я искала место, где мне будет хорошо.
И однажды мне сказали, что в храме святого Серафима Саровского, который в то время еще только строился, изучают Священное Писание. Предложили сходить. Тогда я была атеисткой, уверенной почему-то, что на иконы креститься нельзя, но все-таки согласилась пойти послушать.
И вот, когда мы с подругой подходили к храму, первый, кто нас встретил, был один болящий парень. Увидев нас, он сказал, показывая на икону: «Вот, это икона, на нее креститься нужно». И мы перешагнули порог храма. Я благодарю Бога за этот момент в моей жизни.
Прекрасные лекции нам читал дьякон Петр, он объяснял все доступным языком. Так мы стали ходить на службы. А там уже батюшка Илия, как слепых котят, нянчил нас, выслушивал. Каждый раз по часу стояли у него на исповеди, чтобы разобраться в своей жизни. И я благодарна ему. У меня хорошие учителя.
А потом я пришла в «Умиление». Это был 2006 год.
Директор Православной школы им. св. прав. Иоанна Кронштадтского в г. Тутаеве Ярославской обл. Светлана Борисовна Рябчикова:
– Я работала в общеобразовательной школе. Но, видимо, каким-то незримым образом посетил Господь, и я начала ходить в храм. Потом меня пригласили работать в воскресной школе, это было в середине 1990-х. Удивительно то, что мне, тогда человеку маловоцерковленному, сразу предложили преподавать Закон Божий. Ответственно готовясь к каждому занятию, я вместе с детьми и сама познавала Бога.
Сначала я работала учителем начальных классов, и меня пригласили в Православную школу преподавать в первом классе. Тогда же меня направили в паломничество в Троице-Сергиеву Лавру, где я встретилась со старцем, отцом Наумом. По его благословению, я посвятила себя школе и ее развитию.
Настоятель Свято-Иоанновского храма в удмуртском поселке Ува, иерей Сергий Полянцев:
— Крестился я в десять лет. К Богу пришел постепенно благодаря примеру своих мамы и бабушки. Был впечатлен библейской историей и чтением житий святых. Окончил Санкт-Петербургскую Государственную консерваторию им. Римского-Корсакова по классу баяна и оркестрового исполнительства в 2005 году, Московскую духовную семинарию — заочно в 2015-м. Служению Богу и Церкви жизнь решил посвятить, еще учась в Консерватории, потому что была духовная тяга к этой деятельности.
Настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Лисаковске Костанайской области Казахстана, протоиерей Олег Калмыков:
– Родился я в октябре 1970 г. в п. Родниковка Актюбинской обл., это Казахстан. Вырос в семье служащих, к сожалению знаний о Боге в детстве не получил, хотя помню бабушку, как она порой молилась. Крестил меня дядя в Ташкенте, в соборе Успения Пресвятой Богородицы. И так случилось, что я служил в армии неподалеку от этого города, и когда был в увольнении, попал в тот храм, где когда-то крестился. Я, конечно, в то время не придал особого значения этому Таинству, неумело помолился. Помню, как поставил однажды свечку и, можно сказать, с этого неумелого и запоздалого шага началось мое воцерковление.
Несомненно был какой-то призыв ко Спасению. После армии устроился на работу электриком, и помаленьку стал посещать церковь в Актюбинске. Потом пригласили пономарить в храм, затем был какое-то время на послушании при Уральской Епархии, немного иподиаконствовал, и оттуда вместе с двумя иподиаконами поступил в Самарскую семинарию. После первого курса, в ноябре 1997 года, венчался. Был рукоположен во диакона, теперь уже митрополитом Сергием. В Уральске в 1998-м, на Рождество Христово, был рукоположен во священника архиепископом Антонием. Пять лет служил в Уральске, в июне 2003 года стал настоятелем храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в Лисаковске Костанайской и Рудненской епархии.
У нас с матушкой двое детей, старшему в этом году будет 18 лет, младшему исполнилось 12.
Настоятель первого в мире храма во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского (РПЦЗ, Ютика, США), протоиерей Михаил Таратухин:
– Родился в Лондоне в 1963 году в русской семье. Мой покойный отец, полковник Михаил Алексеевич Таратухин, был атаманом всех казаков в Лондоне. Моя мама – Ирина Семеновна Святополк-Мирская, княжна. Предки по материнской линии считались и русскими, и польскими, и белорусскими князьями, мы – потомки Рюрика, потомки Святополка Окаянного. Родители познакомились в Успенском соборе Лондона. У них родилось четверо детей, я – «номер три»: Николай, Алексей (который потом стал архидиаконом Андроником, затем — схиархидиаконом Амвросием), аз грешный и Елизавета. Мама скончалась в 2015 году, за шесть месяцев до Иоанновских Юбилейных торжеств, а папа – в 2006 году. Старший брат, схиархидиакон Амвросий, скончался недавно, 26 ноября 2017 года.
Крестили меня во младенчестве. Вырос при храме, с семи лет прислуживал за богослужениями, ходил в приходскую школу, окончил семинарию, после которой остался в Америке. С 1986 года – чтец, а в 1989-м, через 13 дней после венчания, стал иподиаконом и диаконом, служил в Нью-Джерси и Пенсильвании. В 1991 году я был рукоположен в сан священника. В 1990-е годы получил второе образование и сам стал преподавателем. Скоро уже 11 лет, как я настоятель храма в Ютике.
Настоятель храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в Жигулевске Самарской обл., протоиерей Павел Красноярцев:
– Сам я верую с детства, моя мама была глубоко верующей и певчей в деревенской церкви, которая после революции, в 1930-х годах сгорела. Это было в селе Изобильное Оренбургской области, где я родился в 1945 году.
В селе все время существовала община верующих, которые собирались по воскресениям в маленьком домике у монахини с нашей фамилией Красноярцевой. В то время монастыри закрывали, а монахов разгоняли. Вот у нее в домике и проводились богослужения, читались акафисты. Моя мама была членом этой общины и часто брала меня с собой. Здесь и были посеяны зернышки православной веры в моей детской душе.
До рукоположения я был профессиональным художником в области книжной графики, плаката и живописи. После службы в армии я окончил художественное училище им. Бенькова и Театрально-художественный институт им. Островского в Ташкенте, где затем проработал преподавателем 12 лет. В 1990 году, по благословению своего духовного отца Михаила Шурпо, поступил учиться без отрыва от производства в только что открывшееся Духовное училище Среднеазиатской епархии Ташкента.
В 1991 году были найдены святые мощи Серафима Саровского, которые привезли в Москву, и Иосафа Белгородского, которые, в свою очередь, доставили в Курск. В то время я проезжал через столицу, где приложился к мощам Серафима Саровского, ощутив его любовь к себе и, испросив благословения, отправился в Курск. В училище я проучился год, из института уволился.
В Курске, в храме, который строили родители Серафима Саровского Исидор и Агафья (с колокольни которого упал маленький Прохор и чудным образом остался жив), я был рукоположен 6 августа 1991 года во диакона, а через три дня – архиепископом Ювеналием Курским и Белогородским – во священника в Сергиево-Казанском соборе (куда в это время привезли мощи Иосафа Белогородского). В течение всего месяца, каждый день мы служили у мощей, читая акафисты, а по истечении месяца провожали их в Белгород, где они пребывают по сей день.
Такие вот знаки судьбы и Божие провидение сопровождали поворотные моменты моего духовного пути. Прослужив в курском Никитском храме один год и не получив жилья, вынужден был уехать в Самару. Еще в процессе моего служения в Курске как-то мне в руки попала небольшая брошюра Иоанна Кронштадтского, которая произвела на меня большое впечатление, как говорится, пришлась по душе. А когда я оказался в Самаре, то получил Указ от архиепископа Евсевия служить в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жигулевске.
Таким образом, после моего рукоположения, в возрасте 46 лет, жизнь моя кардинально изменилась. Во время служения в Жигулевске я занимался строительством храма и параллельно учился на заочном отделении Духовной семинарии при Троицко-Сергиевой Лавре в Москве, которую закончил в 1997 году.
Сейчас мне 72 года. Посмотрев с высоты прожитых лет, вижу во всей моей жизни промысл Божий. 28 лет, как я стал священником, настоятелем, а затем благочинным. Жалею только об одном, что не пришел к этому раньше, но опять считаю, что на все воля Божия.
Руководитель нижегородского центра «Трезвение» им. св. прав. Иоанна Кронштадтского, иерей Андрей Наговицин:
– Сколько книг ни читай о чудесах, для меня то, что я пришел к Богу, и есть самое большое чудо в моей жизни. Потому что я родился в неверующей семье. У нас дома не было икон. Одна была картонная иконочка, которую я лет в 12-13 привез как сувенир из поездки по Золотому кольцу России. Как привез, так и забыл про нее.
И я благодарю Господа за то, что в 33 года пришел к Нему. Как сказано в Священном Писании: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24), а также «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3:8). В моем случае вера в Бога не была обусловлена тем, что у меня кто-то заболел или что-то похожее произошло в жизни, как это нередко случается. Хотя несколькими годами ранее, действительно, заболел мой отец, и врачи сказали, что его уже не спасти. Тогда, в 26, я впервые обратился к Богу. Господь услышал мою искреннюю молитву и дал отцу исцеление, но я не вразумился. Как жил, так и продолжал жить без Бога, все забыл.
В 33 года Господь на уровне души дал почувствовать, что есть другой мир, невидимый, дал ощутить радость от того, что есть что-то огромное, неизведанное. И я много размышлял, что у меня возраст Христа. Он в это время уже жизнь отдал на кресте за людей, а я ничего не сделал. Сравнивал Его жизнь и свою: у Него все только людям, у меня все только себе.
Начал потихонечку узнавать о Боге, ходить в храм. Действовала призывающая благодать, и я тогда буквально земли не касался. Просил у Бога, чтоб Он помог мне измениться, оставить в прошлом весь этот багаж: жестокосердие, гневливость… Но Господь слышит, помогает – и мне помог.
Следующие три года можно сравнить с мясорубкой: болезни, трудные отношения с людьми, скорбные обстоятельства. Я не понимал: Как так, Господи? Я к Тебе пошел, так хорошо все начиналось, и вдруг стало плохо, как никогда раньше не было. Слава Богу, Господь и здесь дал понимание, что все это полезно для смирения и очищения. Были чудеса со мной такие, когда не находя ответа на свои вопросы, возьмешь Евангелие и там прочтешь то, что так хотел понять.
Когда я пришел в храм, батюшка стал помогать, вразумлять. А однажды в воскресный день он мне и сказал: «Хватит заниматься ерундой». Так я стал алтарником, сторожем, уборщиком, охранником в храме, продавцом в лавке, курьером. Потом рукоположили.
Председатель Московского областного отделения Межрегиональной общественной организации «Благотворительного общества инвалидов им. св. прав. Иоанна Кронштадтского» Наталья Николаевна Шмидт:
– Мои родители были репрессированы, жили мы в Средней Азии. Церквей там нет, и я была даже некрещеной. А когда вышла замуж, поехала к мужу в Караганду. Муж знал, что я некрещеная, поэтому сказал: надо креститься. Там я и приняла Таинство святого Крещения. А когда третья дочь родилась, самая вера и пришла. Девочка родилась раньше срока, и нам никто не давал гарантий, что она выживет, у нее диагноз ДЦП. Очень хотелось, чтобы дочь выжила, и она выжила. Было это в 1977 году, сейчас она замужем, и сама уже родила девочку, здоровую. Сейчас внучке 16 лет. Она у нас в Иоанновской семье в позапрошлом году выиграла приз на фестивале народного творчества… Так и пришла я к вере. Господь ведет, ведет, ведет…
Настоятель строящегося храма св. прав. Иоанна Кронштадтского (с. Прасковьино Ульяновской обл.), прихода Илии пророка (с. Канадей), храма Архангела Михаила (с. Баевка), часовни св. прп. Серафима Саровского (с. Сухая Терешка), протоиерей Алексий Новицкий:
– В Бога я верил с детства. Моя прабабушка была верующей, она в свое время училась в церковно-приходской школе и всю жизнь пела в храме. А тетка прадеда была игуменьей монастыря. В советское время обитель разогнали, и тетя жила у нас, но я ее не застал, так как она умерла до моего рождения. Может быть, они молились за меня, чтоб и я послужил Богу.
Когда я учился в школе, где нам преподавался атеизм, на короткое время у меня появились сомнения. Но однажды, это было уже после смерти прабабушки, я заболел, и мне на глаза попалось ее старое, замасленное Евангелие, доставшееся ей по наследству. Так, я, старшеклассник, впервые прочитал Священное Писание, и это событие меня всколыхнуло.
После школы я уже имел осознанную веру в Бога. Что интересно, однажды я встретил своего старого друга, тоже верующего, он также стал священником.
Прошло время, я женился, работал дежурным по станции на железной дороге. Себя считал недостойным того, чтобы служить Богу: священнослужение для меня было высоким призванием. Я считал, что такому простому человеку, как я, не следует становиться священником.
Но когда я прочитал труды Иоанна Кронштадтского, его пример подтолкнул меня к тому, что мои представления поменялись. Пошел в храм к батюшке, и он меня благословил. Тогда я начал готовится к служению, меня рукоположили, я уволился с работы. Поступил в семинарию, будучи священником. И вот служу уже 23-й год. С Божией помощью!
Настоятель храма св. прав. Иоанна Кронштадтского (село Рудная Пристань, Приморский край), иерей Максим Макаров:
– Нельзя сказать, что у меня особенный интересный путь. Неинтересных случаев в этом вопросе, пожалуй, не бывает. Господь всех ведет своими путями, а я к вере пришел через… восточные единоборства, которыми занимался.
Через этот интерес пришло и увлечение различными восточными практиками. Но у меня был товарищ, тоже спортсмен, который оказал на меня серьезное влияние. Он был воцерковленным человеком, и привел меня к вере, в Церковь.
Потом с одним батюшкой познакомился, его личность на меня также повлияла. Он тоже бывший спортсмен. Поэтому мы нашли с ним общий язык. Человек он очень образованный. Разложил все по полочкам: что, зачем и почему. Объяснил, в чем ошибка восточных культов, рассказал об истинной вере – о Православии.
Настоятель храмового комплекса в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского и свт. Николая Чудотворца в г. Череповце Вологодской обл., протоиерей Владимир Беляев:
– Отец Владимир, какой был Ваш путь к Богу?
– C 15 до 18 лет я учился в Москве, в Государственном училище циркового и эстрадного искусства. Выступал в цирке, занимался воздушной гимнастикой и лыжным спортом, это было интересное время. Окончив училище, я стал задавать себе вопросы о смысле жизни, об истине, читал соответствующую литературу: Сенеку, Шопенгауэра. Очень понравились произведения Федора Михайловича Достоевского: «Братья Карамазовы», «Бесы», «Идиот». И были в моей жизни два отправных момента.
Первый – это когда я занимался закаливанием по системе Порфирия Иванова, в течение полутора зимних месяцев обливался утром и вечером, голодал с пятницы по воскресенье. Но однажды знакомый посоветовал мне оставить увлечение практикой Иванова, и обратиться ко Господу. Не зная ни одной молитвы, я попытался это сделать, как мог. Потом, помню, я пришел к ивановцам, рассказал им о заповеди: «Не сотворите себе кумира». Пытался донести до них, что они себя неправильно духовно ориентируют. Ведь я все это хорошо знал изнутри.
Второй поворотный момент был, когда один молодой человек сказал мне: «Обязательно прочитай Новый Завет». Произнесены эти слова были как-то особенно, имели духовную наполненность. Я их запомнил и стал читать Священное Писание. Для меня стало очевидно и понятно, что Истина – это Господь, Которому принадлежат слова: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). Теперь только оставалось встать на этот путь и идти по нему.
Вернувшись из Москвы в Череповец, я подрабатывал в одной деревне под Белозерском, это было для меня удивительное, можно сказать, золотое время. У меня было небольшое хозяйство на ферме, где я работал, ухаживал за животными. Вставал утром, читал «Отче наш», ходил за грибами, а вечерами, в свободное от работы время, много общался с местными детьми. С ними я будто и сам возвращался в детство!
Потом устроился в общеобразовательную школу учителем физкультуры, а в 1992 году меня призвали в армию, где уже не скрывал, что я верующий человек. Это тоже была интересная пора, нисколько не сожалею об этом периоде.
В армии одно время служил в госпитале, и там мне даже удавалось поститься и молиться. Мою службу отметило начальство, подарив наградные часы, родителям – благодарственное письмо.
– Когда и почему встали на путь служения Богу?
– В 1996 году я окончил духовное училище при Спасо-Прилуцком монастыре, при котором и жил, потом учился в Духовной семинарии в Свято-Троицкой Лавре.
По прошествии многих лет понимаешь, что служение священника не такое и простое дело. Но с самого начала мне хотелось заниматься самым важным делом на Земле и вот уже 20 лет я являюсь священнослужителем Русской Православной Церкви.
– Выбрав путь служения Богу, Вы кардинально поменяли сферу своей деятельности. Смогли ли Вас понять близкие люди?
– Близкие поняли. Я жил с отчимом, он не противился моему решению, мама тоже смогла меня понять. Ведь с 15 лет у меня была самостоятельная жизнь, и я мог принимать решения сам. Без ложной скромности отмечу, что никогда не боялся жизненных трудностей и был целеустремленным человеком. Нам жить, нам делать выбор, но конечно, родителям приходится не только за нас радоваться, но где-то и переживать.
Настоятель прихода св. прав. Иоанна Кронштадтского в селе Сайга Верхнекетского района Томской области иеромонах Никита (Зверев):
– Отец Никита, расскажите, пожалуйста, с чего начались ваши поиски Бога?
– Зачатки веры мне привили бабушка и дедушка. Бабушка Вера была православная, дед Антон – старообрядец. Из детства хорошо запомнилось, как дед-столяр в середине дома врезал в стену оконный проем, а бабушка завесила его шторками, за которыми спрятала иконы. Мы в детстве заглядывали за шторки, пытались разглядеть иконы, потрогать старообрядческое литые образы из латуни. А бабушка ласково ругала, чтоб у нас проявлялся интерес, но мы в случае новых гонений проявили осторожность. Они пережили период, когда за иконы в красном уголке репрессировали, а в хрущевское время – штрафовали или давали от двух до восьми лет заключения.
Конечно, атеистическое воспитание школы и института наложило свой отпечаток. Но меня душевные поиски вывели сначала на занятия восточными единоборствами, где я больше других тренеров пытался понять восточную философию, интересовался нравственным аспектом.
Получилось, что через противоположное – интерес к иным философиям и теориям – у меня рос интерес к истинной духовности. Далее во всех поездках, где я бывал – в Сибири, Москве, Сочи, Одессе, Загребе – заходил в храмы.
– Тогда и решили посвятить свою жизнь Богу?
– Да, ушел в Томский мужской Богородице-Алексеевский монастырь. В 1998 году, через 15 лет после мирского вуза, я поступил в Томскую духовную семинарию и очно окончил ее в 2003 году. Занимался также изучением русской традиционной культуры, русского стиля рукопашного боя и антисектантской деятельностью.
Во время учебы в духовной школе начало вспоминаться, что «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся» я уже когда-то знал от бабушки с дедушкой. Что, когда они жили на Алтае, однажды на деревню пошел пожар, а бабушка вышла с иконой Пресвятой Богородицы и усердно молилась. Потом подул боковой ветер, и пожар прошел мимо поселка…
Настоятель храма Иоанна Кронштадтского г. Кишинева, протоиерей Севериан Герас:
– Родился я в северной Буковине, в районе родовитых румын, где люди всегда посещали церковь, даже во времена гонения на христиан. Я не помню своего детства без колядок, без празднования Пасхи и Рождества Христова. Моя первая песня, которую я спел в детстве, была колядка на Рождество. А в церковь нас с братом водил отец, не мать. Хотя его уже нет в живых, но я отчетливо помню картину, как он по воскресеньям целовал маму в щеку и говорил, что идет с нами в церковь. Мать воспитывала нас в строгости.
Вспоминается мне еще моя прабабушка – она не ложилась спать без молитвы. Молилась на коленях перед образом Божьей Матери. Хотя я и вырос во времена социалистического режима, но церковные праздники у нас в семье всегда почитались. В конце 1980-х годов я даже попал под личную критику директора школы за то, что в Пасхальную ночь был на службе в церкви. Хотя в то время не посещал церковь.
Сейчас я понимаю, что с его стороны это было своего рода пророчество, так как впоследствии я стал священником. Это был знак Божий…
Председатель Православного общества «Трезвение» во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского и настоятель храма пророка Божия Илии города Улан-Удэ, иерей Георгий Иванов:
– О том, что существует некая высшая сила, я догадывался с детства. Однажды, когда учился в четвертом классе, это была середина 1970-х, я нашел в школьной библиотеке атеистические брошюрки. Прочитав их, увидел абсурдность атеизма. Именно эти книжки меня и натолкнули на размышления о Боге.
Уже потом, в годы Перестройки, в страну хлынул поток мистической, восточной, оккультной литературы, и я с жадностью ее поглощал. Все это очень захватывало, казалось правдой. В конце концов, наполнился таких знаний, что не знал, куда деваться. Стал размышлять, где правда, куда податься. Находясь уже в самом безнадежном состоянии, я начал молиться: «Господи, Ты знаешь, что я в Тебя верю. Спаси меня. Покажи мне, куда идти, поставь меня на этот путь».
Буквально через несколько дней после такого молитвенного обращения я попал на курсы, где говорилось об избавлении от пьянства, через них я и пришел в Церковь. Оказавшись в ней, я понимал, что, конечно, хочу жить религиозной жизнью, но Православие я почему-то не рассматривал как тот самый истинный путь. Тем не менее, решил поступить честно: я же недавно молился и получил ответ на вопрос, просто надо попробовать посмотреть на все это внимательно.
Стал молиться утром и вечером, продолжал читать Евангелие. Подготовился к Исповеди. Такие элементарные вещи, свои первые шаги я делал по-честному. И вскоре понял, что уже не нуждаюсь больше ни в каких доказательствах, потому что Бог настолько близок, что у меня все волоски даже дыбом стояли от чувства Его присутствия в моей жизни. В течение целого года было очень сильное ощущение близости Божией, того, что Господь не просто есть, но Он меня любит, желает мне спасения и все для этого делает. Так я обрел веру, и первое чем стал заниматься в Церкви – это трезвеннической деятельностью.
[Позднее] благочинный, благословивший меня на трезвенническое служение, рассказал нашему владыке, чем мы тут занимаемся, представил меня ему. Владыка спросил, хочу ли я послужить Богу. «Конечно, хочу», – ответил я. Он сказал: «Тогда в августе приезжай, подавай документы в приемную комиссию, в семинарию». Приехал, поступил, так и стал священником. Став иереем, я вернулся к трезвенническому служению, с которого начинал, но уже сам не мог вести «Школу трезвения» из-за занятости. Но, слава Богу, у меня прекрасная супруга, церковный человек, педагог по образованию, теперь она тоже этим направлением занимается. Она мой главный помощник.
Настоятель петербургских храмов св. прав. Иоанна Кронштадтского при Психоневрологическом интернате №7, Покрова Божией Матери и свт. Иоанна Милостивого в Южно-Приморском парке, Покрова Божией Матери при городской больнице №15, прмч. Андрея Критского и «Всех скорбящих Радосте» в пос. Володарский (Сергиево), свв. Новомучеников и Исповедников Российских в школе-интернате №7, протоиерей Валерий Швецов:
– О Боге и смысле жизни Вы впервые осознанно задумались в 15 лет, как раз тогда, когда многие теряют веру. Задумавшись о Боге, сразу ли Вы пришли к православной вере?
– Поиск мой был трудный, искал везде, где только мог, ведь я ничего не знал, не понимал, в каком направлении двигаться. Надо было во всем разобраться. В то время, после вакуума советских лет, как раз выпускалось много разной литературы: восточной, философской. Я все это читал, хотелось найти истину, но потом понимал, что ее здесь нет.
Было сделано немало ошибок, но Бог видит искреннее желание и направляет на путь истинный. Так Он привел меня в православный храм к протоиерею Василию Лесняку (1928-1995), и я обрел, что искал, принял, и теперь это навсегда со мной.
Настоятель Свято-Иоанновского храма поселка Березник Архангельской области, протоиерей Димитрий Гордиенко:
– После службы в армии работал, пока не был позван. Много размышлял и до сих пор думаю, что на мне, как и на всех священниках, сбылись слова Спасителя: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15:16).
Крестился в шестнадцать лет, после чего очень тянуло в храм, но мама настаивала на высшем образовании. Его мне Бог все-таки дал, но «высшее церковное» – то есть, это Костромская Духовная Семинария, а не то, что хотела мама. Это лучше, на мой взгляд.
Опять же, долго удивлялся тому, что меня захотели видеть у престола. Удивлялся и ужасался, пока не понял простую вещь: таким, как я, надо быть «у персей», очень близко, иначе погибнут… Те, кто посильнее и душой, и духом – более свободны в жизни, я же слаб, и меня надо «держать двумя руками».
Дал Господь жену, дал и детей. Очень много всего дал. Благодарю Его по мере сил, но только вот иногда закрадывается мысль: а может быть все, что я мог получить на Земле, я уже получил? Может, за «рубежом» ничего уже и не дадут?
Настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Донецке, протоиерей Александр Матвеев:
— Пришел я к Богу уже в зрелом возрасте, через болезни и скорби. Родился и вырос в Донецке, в рабочей семье. Религиозного воспитания в семье не было, и, оглянувшись на детские и юношеские годы, не припомню случая о вмешательстве Божием в мою жизнь. Окончил школу, потом – горное училище. Немного поработал на шахте, но в основном в легкой промышленности.
Господь рано дал мне семейный крест – в 20 лет уже была семья. Понимаю, что у Бога все промыслительно, но и крест семейный дан рано, чтобы не «пропал в миру». Господь послал четырех детей, сегодня все уже взрослые.
Считаю священство призванием, к преемственности отношусь осторожно. Бог вмешался непосредственно в мою жизнь, когда мне было 27 лет. Но прежде, чем попасть в храм, пришлось оббить не один порог: лукавый вводил в запои и не допускал к святыне. Работу в миру оставил и понял, что мое место в храме. Недолго побыл пономарем, о священстве не помышлял, но Господь попустил так, что меня быстро рукоположили. Это для меня стало полной неожиданностью, а когда опомнился, отступать было уже некуда.
Науку священства пришлось осваивать на ходу. Заочно окончил Одесскую духовную семинарию. По сей день считаю себя недостойным стоять у Престола в виду своих греховных наклонностей и недостатков. За душой, кроме грехов и скорбей, ничего нет, но, в то же время, жизнь свою без храма не представляю. У Святого Престола уже 27 лет, служил на девяти приходах, на этом приходе – 19 лет. Люблю уединение и молитву.
Источник: «Иоанновская семья», официальный сайт
Комментировать