Икона – окно в иной мир




    1. Цель создания икон — способствовать единению человека и Бога.
    2. Благоговейно взирая на образ Божий и образы святых, представленные на иконах, молясь перед иконой, христианин духовно возносится к Самому Первообразу. Стало быть, между богомольцем и Тем, к кому обращается богомолец во время моления, устанавливается действительная духовная связь. Бог, или Его святые, реально слышат молитву, реально реагируют на просьбу молящегося (по мере веры и в меру уместности). В этой связи икона называется окном в горний мир.
    3. Икона – это глубоко символическое изображение. Характерные особенности иконописного лика, изображение жестов и положения фигуры бывают наполнены не только буквальным, но и духовным смыслом. Работая над написанием образа, иконописец старается избегать изображения лишних (случайных) элементов.  
    4. В отличие от идолов святые иконы не олицетворяют ложных богов, не представляют собой обожествленную в воображении тварь, но представляют образы действительно существующего Бога и Его святых, образы видимого и невидимого мира, важные события прошлого, настоящего, будущего.
    5. В отличие от идолопоклонников, веривших в могущество своих идолов, христиане, почитая иконы и молясь перед ними, не имеют в виду, что молитвенные обращения направляются к дереву и краскам. Почитая иконы, христиане угождают Богу. 
    6. Одно из первых прообразовательных изображений Иисуса Христа было создано по указанию Божию во времена Ветхого Завета: медный змей прообразовал собой Спасителя, вознесенного на Крест, умершего (и впоследствии воскресшего) (Ин.3:14). Как евреи, взирая на медного змия, спасались от укусов ядовитых змей (Чис.21:6–9), так христиане, взирая с верой на образ Распятого Спасителя, молясь перед ним, избавляются от власти диавола и греха (Числ.21:8).
    7. Икона отличается от картины по существу. Прежде всего, что картина отражает субъективные представления автора об изображаемом им предмете, его личное, авторское желание воспроизвести этот предмет в линиях и красках так, как сам он того хочет. Икона же пишется в соответствии с выработанными и утвержденными Церковью иконописными канонами. Конечно, авторский след оставляется и на иконах, но далеко не так, как на картинах. Заметим, что в отличие от картин, иконы не принято помечать подписью иконописца. Кроме того, хотя отчасти некоторые функции картины могут соответствовать некоторым функциям иконы, но все же у иконы есть свои, особые функции: перед иконой молятся; иконы знакомят нас с миром инобытия; «иконой благословляют»; неся иконы (хоругви), верующие идут в бой; некоторые иконы, как, например, иконы Страшного суда, показывают людям, какой вечной участи они могут достичь, на что могут быть осуждены. 
    8. Не всякое изображение Господа, Пресвятой Богородицы, Ангелов и святых является иконой.

    ***

    Икона играет роль мистического посредника между миром земным и миром небесным и отсекает наше чувственное восприятие духовной реальности. Основной тезис иконопочитания: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз».

    Любая икона глубоко символична. «Проще всего, – говорит митрополит Сурожский Антоний, – было бы так пояснить смысл символа: если мы человеку показываем отображение неба в воде, его первое движение будет не в том, чтобы вглядеться в это озеро, а в том, чтобы, отвернувшись от него, посмотреть ввысь. Это принцип символа: показывается нечто, что можно уловить чувствами, для того, чтобы указать на то, что можно познать только в самых глубинах человека и самым глубоким восприятием».

    Для того чтобы приблизиться к пониманию икон, надо видеть их глазами верующего человека, для которого Бог – несомненная реальность при всей ее непостижимости и недоступности.

    Иконы требуются нашею природою… может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли вспомнить об отсутствующем, не вообразив его? не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы – ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы.
    св. праведный Иоанн Кронштадтский

    Что такое икона? Это явление святому человеку. Он это явление запечатлел как образ, а все последующие иконописцы могли делать только списки с этого образа. Вот этим икона отличается от картины. Картина – это авторское видение ситуации. А икона – это озарение, которое настигло святого, и он или сам написал икону, или руководил иконописцем. Ведь даже Моисей ничего не смог явить ‒ ни скинию, ни Ковчег Завета, пока Бог не показал ему Небесную Скинию. И Господь сказал ему: «Делай по образу небесному то, что тебе проучено». Икона – это образ, который указывает на Небесный Первообраз.  
    прот. Олег Стеняев

    «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф.16:18).

    Каналы АВ
    TG: t.me/azbyka
    Viber: vb.me/azbyka
    Размер шрифта: A- 15 A+
    Тёмная тема:
    Цвета
    Цвет фона:
    Цвет текста:
    Цвет ссылок:
    Цвет акцентов
    Цвет полей
    Фон подложек
    Заголовки:
    Текст:
    Выравнивание:
    Боковая панель:
    Сбросить настройки