Бедный я чело­век

про­то­и­е­рей Андрей Ткачев

Пост­ное время тра­ди­ци­онно назы­вают вре­ме­нем борьбы с грехом и дея­тель­ного исправ­ле­ния жизни. Одним из гос­под­ству­ю­щих грехов явля­ется все, что про­ти­во­ре­чит седь­мой запо­веди[1] Закона Божия. После гре­хо­па­де­ния плоть пре­вра­ти­лась из друга во врага для души, и с тех пор они стре­мятся к про­ти­во­по­лож­ному: то, что тешит плоть, уби­вает душу, и то, чем живет душа, стес­няет плоть. Эта борьба внутри каж­дого чело­века настолько болез­ненна и дра­ма­тична, что святой апо­стол Павел одна­жды вос­клик­нул: «Бедный я чело­век! Кто изба­вит меня от этого тела смерти?!» Он же неод­но­кратно в своих посла­ниях гово­рит о делах плоти, т.е. о том, что есте­ственно для нее после гре­хо­па­де­ния: блуд, нечи­стота, злая похоть и многое другое. Тех, кто может похва­литься побе­дой над взыг­ра­ни­ями плоти, среди людей еди­ницы. Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство из нас даже до ста­ро­сти и смерт­ного одра нахо­дятся под угро­зой совер­шить плот­ской грех. Воз­об­ла­дать над собою, обуз­дать свои стра­сти так, как умелый наезд­ник обуз­ды­вает буй­ного коня, явля­ется зада­чей каж­дого хри­сти­а­нина. И тут Гос­подь нам вкла­ды­вает в руки осо­бого рода оружие — пост.

Пом­нится мне одна про­стая и глу­бо­кая исто­рия об одной вдове, в моло­дых летах остав­шейся оди­но­кой. Жен­щина была кра­сива, и многие доби­ва­лись ее руки. Она же отве­чала всем, что уже была заму­жем и наме­рена сохра­нить вер­ность покой­ному супругу. Один богач более всех доби­вался ее, и в ответ на его неот­ступ­ность она пред­ло­жила ему свое­об­раз­ную сделку. Жен­щина пообе­щала выйти за него замуж, если он выпол­нит одну ее просьбу, а именно: не будет есть и пить до тех пор, пока она не позо­вет его к себе. Что такое есть и пить для влюб­лен­ного чело­века? Каждый из нас, вспо­ми­ная период влюб­лен­но­сти, согла­сится, что мы готовы были лишиться всего в обмен на объект своих чувств. Богач с радо­стью согла­сился… В ожи­да­нии прошел один день, затем еще один. На третий день посланцы жен­щины пришли к влюб­лен­ному муж­чине с пред­ло­же­нием прийти к ней. Осла­бев­шего, под руки его при­вели в дом вдовы. «Чего бы ты хотел сейчас?» — спро­сила она. Муж­чина попро­сил воды и хлеба. «Вот так и в буду­щем, когда страсть овла­деет тобою, обуз­дай себя при помощи воз­дер­жа­ния. А я желаю не выхо­дить замуж более до смерти», — ска­зала мудрая жен­щина.

Дей­стви­тельно, блуд воз­мо­жен только после насы­ще­ния и почти неиз­бе­жен после пре­сы­ще­ния. Отни­мая у тела некую часть необ­хо­ди­мого, мы уби­ваем гнез­дя­щи­еся в нем стра­сти. Нужно отме­тить, что если мы не курим в пост, то это еще не жертва Богу, поскольку куре­ние — не потреб­ность есте­ства. И если мы не смот­рим теле­ви­зор или отка­за­лись от слад­кого, то это тоже не совсем жертва. Жертва — именно в стес­не­нии себя в необ­хо­ди­мом (в стес­не­нии, конечно, посиль­ном и про­ду­ман­ном), в надежде на то, что воз­дер­жа­ние в есте­ствен­ном воз­на­гра­дится Богом пода­я­нием сверхъ­есте­ствен­ных бла­го­дат­ных даров.

Победа над блуд­ной стра­стью — это именно сверхъ­есте­ствен­ный бла­го­дат­ный дар. В чело­веке нет внут­рен­них ресур­сов для победы над этой стра­стью. Она — наш внут­рен­ний враг. Победа над ней — все­це­лое дей­ствие бла­го­дати. Фило­софы древ­но­сти умели отка­зы­ваться от власти, топить в море сокро­вища, остав­лять цар­ский пре­стол ради воз­де­лы­ва­ния ого­рода, но похоть побеж­дать они не умели. Об этом неод­но­кратно гово­рили Святые отцы, когда хотели пока­зать, что победа над тще­сла­вием или рос­ко­шью дава­лась и языч­ни­кам, а вот победа над блудом — только хри­сти­а­нам[2].

Меся­це­слов хри­сти­ан­ских святых содер­жит мно­же­ство имен людей, кото­рые побе­дили блуд, и молит­вен­ное обще­ние с кото­рыми помо­гает чело­веку в этой борьбе. Назо­вем неко­то­рые из них: Фома­ида Еги­пет­ская (убитая све­кром за отказ в бли­зо­сти с ним), Моисей Угрин (изу­ве­чен­ный поль­ской шлях­тич­кой за отказ на ней жениться), Иоанн Мно­го­стра­даль­ный Печер­ский (мно­го­летно сжи­гав­шийся блуд­ной стра­стью и дохо­див­ший до того, что зака­пы­вал себя по пояс в землю на весь Вели­кий пост). Конечно же, «хри­сто­нос­ная стра­да­лица» (Досто­ев­ский) — Мария Еги­пет­ская. Есть и много других рато­бор­цев с этой труд­но­по­бе­ди­мой стра­стью. При­зы­ва­ние их имен на молитве — это баль­зам на раны борю­ще­муся и про­иг­ры­ва­ю­щему борьбу чело­веку.

Юно­ше­ский воз­раст — время осо­бенно тяже­лое. Пере­жив­ший юность, по словам Фео­фана Затвор­ника, огля­ды­ва­ется назад и бла­го­да­рит Бога, как пере­плыв­ший бурную реку. Опыта еще нет. Взыг­ра­ние стра­стей осо­бенно сильно. Нет дове­рия к авто­ри­те­там и голо­сам сове­ту­ю­щих. Ты один на один с вра­гами, умно­жа­ю­щи­мися день ото дня. Как у Ман­дель­штама:

Дано мне тело.
Что мне делать с ним?..

Поэтому един­ствен­ное, что хочется посо­ве­то­вать, это не впа­дать в отча­я­ние от тех или иных юно­ше­ских паде­ний, от горечи в душе, от болез­нен­ного чув­ства про­иг­рыша, от всего того, что стоит за без­успеш­ными попыт­ками понять себя и обуз­дать себя. Бог мило­стив. Он — не такой, как мы, чтобы насме­хаться над чужими ошиб­ками или радо­ваться им. Он и покроет, и вра­зу­мит, и поми­лует. Но все посте­пенно, пома­ле­нечку. Так, чтобы сам поми­ло­ван­ный и вра­зум­лен­ный не при­пи­сал своих исправ­ле­ний себе, а только Еди­ному Без­греш­ному.


При­ме­ча­ния:

1. Хочется обра­тить вни­ма­ние чита­теля, что слова запо­веди — не пре­лю­бо­дей­ствуй — каса­ются не только нару­ши­те­лей супру­же­ской вер­но­сти. Ошиб­кой было бы пола­гать, что при­ня­тые нынче как норма добрач­ные поло­вые связи чем-то лучше пре­лю­бо­де­я­ния. Сущ­ность блуда всегда одна, а побор­ни­кам «сво­бод­ной любви» реко­мен­дуем вспом­нить слова Спа­си­теля: «Кто смот­рит на жен­щину с вожде­ле­нием, уже пре­лю­бо­дей­ство­вал с ней в сердце своем».
2. Если чита­тель воз­ра­зит нам, что, дескать, буд­ди­сты или йоги тоже не блудят, то мы должны отме­тить, что разбор этих нехри­сти­ан­ских учений не входит в нашу задачу сего­дня. Мы (без­условно, зна­ко­мые с буд­ди­стами и йогами) в буду­щих номе­рах, воз­можно, рас­кроем демо­ни­че­скую суть их «воз­дер­жа­ния». Ого­во­римся лишь о том, что началь­ник всех грехов — сатана — если уж при­об­щит кого-то к своей непо­мер­ной гор­до­сти, то бороть чело­века дру­гими гре­хами для него нет уже ника­кой надоб­но­сти. Он уже при­над­ле­жит ему.

журнал «Отрок.ua»

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки