Святые: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я
Четверг
Старый стиль
18 сентября
Четверг
Новый стиль

1 октября 2020

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Показать все

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(Еф. 4:14-19; Мк. 11:27-33)

Спаситель доказывает Свое небесное посланничество свидетельством Иоанна Предтечи, — молчат, ибо нечего было сказать против, а всё не веруют. В другой раз делами Своими то же доказывал, — придумали изворот о «князе бесовском» (Мф.9:34, 12:24, Лк.11:15). Но когда этот изворот был выставлен совершенно неуместным, — тоже замолчали, а все-таки не уверовали. Так и всегда неверы не верят, что им ни говори и как убедительно ни доказывай истину: ничего не могут сказать против, а все не веруют. Сказать бы: ум у них параличом разбит, так ведь о прочих предметах они рассуждают здраво. Только когда о вере зайдет речь, начинают путаться в понятиях и словах. Путаются также, когда выставляют воззрения свои в замену положений веры, от Бога данных. Тут у них сомнение возводится в такую опору, что твой крепкий утес. Прослушайте всю их теорию — дитя разберет, что это сеть паутинная, а они того не видят. Непостижимое ослепление! Упорство неверов можно еще объяснить нехотением верить, но откуда само нехотение? И отчего оно берет в этом случае такую власть, что заставляет человека умного сознательно держаться нелогичного образа мыслей? Тут тьма — уж не от отца ли она тьмы?

Притча дня

У одного врача спросили:
— Есть ли у вас лекарство от греха?

— Есть, — ответил врач, — вот его рецепт: «Нарой корней послушания, собери цветов душевной чистоты, нарви листьев терпения, собери плодов нелицемерия, не упивайся вином прелюбодеяния. Все это иссуши постом воздержания, положи в кастрюлю добрых дел, добавь воды слез покаяния, посоли солью братолюбия, добавь щедрот милостыни, во все это положи порошок смирения и коленопреклонения. Принимай по три ложки в день страха Божия, одевайся в одежды праведности и не входи в пустословие, а то простудишься и заболеешь грехом опять».

(Составила в 20-е годы XX века монахиня Шамординского монастыря)

Основы православия

Тема 274.  Покаяние как начало и венец христианской жизни.

Обычно в нашем языке мы понимаем слово «покаяние» как раскаяние – «глубокое сожаление о своих поступках». Это в некоторой степени верно – покаяние действительно предполагает, что мы признаем, что были неправы, нам жаль, что мы так поступали.

Но это ещё не всё. Человек может испытывать острую вину и стыд, и страдать из-за своих прошлых поступков – но это может погубить его и разрушить, а не спасти. Иногда отчаяние, может быть, – худший грех, чем все грехи, которые к нему привели. Покаяние – не только о том, что мы заблудились, но и о том, как выйти на правильный путь. Оно не только про сожаление о том, что в прошлом было плохо – но, ещё больше, про надежду на то, что в будущем будет лучше.

Как сказал пророк Иеремия. «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер.6:16). Грех – это не просто отдельные плохие поступки; это неправильно выбранный жизненный путь, неправильно расставленные ориентиры.
Греческое слово в Новом Завете, которое переводится нашим «покаяние», «метанойя», буквально означает «перемена ума». Мы меняем, переосмысливаем взгляды и убеждения, которые лежат в основании нашей жизни и определяют наши поступки. Мы приобретаем другой взгляд на Бога, на мир, на себя самих.

Практические советы

Если ко мне во время молитвы неожиданно пришли знакомые, надо ли оставить молитвы или попросить их подождать, пока домолюсь?

Надо оставить молитву (ибо любовь выше молитвы), принять знакомых, а отпустив их, закончить молитвенное правило.

Случайный тест