» Главная » Словарь – И
 
   
 
Распечатать Система Orphus

Иисус Христос

См. раздел ИИСУС ХРИСТОС

Учение Церкви о Христе Спасителе иерей Олег Давыденков

Знакомимся с Иисусом из Назарета прот. Константин Пархоменко

 

Иисус ХристосБогочеловек, воплощённый Бог; Слово Божие, Второе Лицо Святой Троицы, по предвечному Божественному совету воплотившееся, ради спасения рода человеческого.

Имя Иисуса Христа несет в себе глубочайший смысл, являясь своеобразным кратким символом христианской веры. Иисус – греческая форма еврейского слова Иешуа (сокращенного от Иегошуа), что значит помощь Бога, или Спаситель. Христос – греческое слово, означающее Помазанник, на еврейском звучащее как Машиах – Мессия. Имя Христос происходит от помазания священным миром, через которое подаются дары благодати Святого Духа.

Помазанниками в древнем Израиле называли царей, первосвященников и пророков. Все пророки предсказывали пришествие Помазанника из рода Давида, Который, соединив в Себе высочайшую святость Первосвященника, совершенное ведение Пророка и могущество Царя, спасет человечество от власти греха, дьявола и смерти. Имя Иисуса Христа – имя, которое «выше всякого имени» (Флп.2:9), ибо это единственное имя «которым надлежит нам спастись» (Деян.4:12).

Спасение человеческого рода от греха было возможно только Самому всемогущему и святому Богу. Весь человеческий род подвергся грехопадению, поскольку чрез грехопадение прародителей человечества грех распространился на всех людей. По причине нарушения заповеди прародителями совершилось извращение человеческой природы. Человеческая душа получила предрасположенность ко злу и страстям, грехопадение «извратило все силы души, ослабив ее природные влечения к добродетели» (св. Григорий Синаит). Человеческая душа стала объектом искушения со стороны дьявола и падших ангелов: «От нарушения заповеди Божией человек сделался доступным всеванию в него зла со стороны дьявола» (св. Афанасий Великий).

Но грех не только примешался к душе, но и разрушительно повлиял на тело. Человеческое тело стало подвержено смерти, «ибо возмездие за грех – смерть» (Рим.6:23). Благой Бог не творил смерти изначально, а «создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем.23:2). Но человек воспротивился воли Божьей и «грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим.5:12). Греховная природа человека уже не могла порождать природу святую и безгрешную, каждый человек от рождения получил природу, зараженную грехом: «О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим» (3 Ездр.7:48). «Велика была скорбь Адама по изгнании из рая, – говорит св. Силуан Афонский, – но когда он увидел сына своего Авеля, убитого братом – Каином, то еще большею стала скорбь его, и он мучился душою, и рыдал, и думал: «от меня произойдут и размножатся народы, и все будут страдать и жить во вражде и убивать друг друга»». Со времени преступления заповеди Адамом греховная тьма страстей проникла во весь человеческий род.

Являя Свое беспредельное человеколюбие Сам Господь решает вочеловечиться, воспринять весь состав человеческой природы – человеческое тело и разумную душу. Чудесным образом рождаясь от Девы Марии, Он прерывает наследование греховной человеческой природы, ибо соединяет в Себе два естества – Божественное и человеческое. Становясь человеком, Он становится единосущен нам по естеству. Он воспринимает всю человеческую природу, является во всем подобен нам. Но Он не только человек, но и Святой Бог. Будучи единосущен нам, Он также единосущен Самому Богу.

Как Бог Иисус Христос – Сын Божий, Божье Слово, второе Лицо (Ипостась) Святой Троицы – предвечного Триединства Лиц (Ипостасей) «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности» (св. Григорий Богослов), в Которой «Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не пребывая» (св. Никита Студийский). Как Бог Он, по слову св. Григория Богослова, есть «Свет Отца, Слово Великого Ума, превосходящее всякое слово, Высший Свет высочайшего Света, Единородный Сын, Сияющий вместе с Великим Духом, Добрый Царь, Правитель мира, Податель жизни, Создатель всего, что есть и будет». Он то Слово, Которое предшествует творению сущих, и не было, нет и не будет слова, которое выше этого Слова (св. Максим Исповедник).
Рождаясь от Ипостаси Отца, Он рождается из Его существа, по слову св. Иоанна Дамаскина, из сущности рождаемого. «Совершен Родивший, совершенно Рожденное. Родивший Бог, Бог и Рожденный», – говорит св. Кирилл Иерусалимский. Рождение Сына есть рождение вечное и неразлучное. Оно никогда не начиналось и не заканчивалось. Нераздельно и неразлучно рожденный Бог Сын вечно существует и пребывает в Боге Отце.

Будучи Богом, Иисус Христос открыто объявляет Свою Божественную природу. Он говорит: «Видевший Меня, видел Отца» (Ин.14:9), «Я и Отец – одно» (Ин.10:30), «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27). На вопрос иудеев «кто же Ты?» Он отвечает: «От начала Сущий, как и говорю вам» (Ин.8:25). Говоря с ними об Аврааме, Он говорит: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8:58). Но Он также именует Себя и Сыном человеческим. О Нем можно и должно говорить как о человеке, за исключением одного отличия – Он совершенный человек, ибо Он не имеет греха. Человеческая природа Иисуса Христа единосущна нашей, но она всецело свободна от первородного греха. В Нем вновь явлено человеческое естество во всей его непорочности и чистоте. Его человеческое естество пронизано Божеством, преображено и совершенно непричастно греху.

Воплощение Слова является истинным Богоявлением. Во Христе присутствовала вся полнота Божества и Он стал полнотой Божественного Откровения человечеству. Однако для спасения падшего человечества было недостаточно одного присутствия Бога на земле. Для спасения падшего человечества была необходима крестная смерть Богочеловека, которая стала основным событием Его искупительной миссии, главным моментом Его земного Первосвященнического служения.

Искупительным делом и чудом является вся жизнь Христа, но более всего Его крестная смерть. С воплощением Бога произошло освящение человеческой природы, но для спасения человечества была нужна еще и жертва. Именно через распятие и крестную смерть Иисуса Христа совершенно побежден грех, упразднена смерть, открыто воскресение, дано возвращение в рай. На кресте Иисус Христос приносит Себя в жертву и Своей кровью очищает человеческие грехи: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились». (1 Пет.2:24-25). «Невинный и безгрешный, Он заплатил за людей весь долг, как если бы Сам был повинен, и тем снова возвратил их к первобытной благодати царствия, – говорит св. Максим Исповедник. – Дал Себя Самого за нас ценой искупления и избавления, и за наши тлетворные страсти воздал Своим животворящим страданием, – целительным врачевством и спасением всего мира». В Его крестной смерти нам явлена величайшая любовь, ибо «в том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин.4:10). «И мы существенно освободились с того времени, как Сын Божий, будучи бесстрастным по Божеству, пострадал через принятие человеческой природы, заплатил наш долг, изливши на нас верное и достойное удивления искупление, ибо умилостивительна пред Отцом и священна кровь Сына», – говорит св. Иоанн Дамаскин.

Сила Крестной смерти заключается в том, что это смерть не простого человека, а смерть Богочеловека. «Чтобы нам ожить, – говорит св. Григорий Богослов, – мы имели нужду в Боге, воплотившемся и умерщвленном». На голгофском Кресте происходит истинное священнодействие, свершается таинство. На Голгофе священнодействует воплощенное Божье Слово, поскольку приносит в жертву воспринятое Им человеческое естество. Именно в самой смерти Спасителя открылась невозможность смерти для Него, ибо «смерти было невозможно удержать Его» (Деян.2:24). «Во смерти Господа открылось, что пречистое тело Его не подвластно тлению, что оно свободно от той мертвенности, в которую облеклась первозданная человеческая природа через преслушание и грех» (прот. Г. В. Флоровский).

Так смерть разрушилась крестом Богочеловека, за Его крестной смертью последовало Воскресение. Его Первосвященническое служение протекало на Земле, но не на Земле имеет свое завершение. Воскреснув, Он навсегда воссел одесную Бога, предстательствуя и ходатайствуя за нас Отцу как великий Первосвященник – святой, непорочный, прошедший небеса и превознесенный выше небес (Евр.7:26) Воскреснув, Он стал Первосвященником нашего исповедания, ибо благодаря Нему мы получаем само имя христиан, становимся своими, а не чужими Богу. Воскреснув, Он дарует нам рай и Царствие Небесное, являет полноту Богопознания, открывает путь благодатного преображения через единение с Богом, путь обожения.

***

Догмат шестисот тридесяти святых отец четвертаго вселенскаго собора, Халкидонскаго. О двух естествах во едином Лице Господа нашего Иисуса Христа.
Последующе Божественным отцем, все единогласно поучаем исповедывати единаго и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенна в Божестве и совершенна в человечестве истинно Бога и истинно человека, тогожде из души и тела единосущна Отцу по Божеству, и единосущна тогожде нам по человечеству по всему нам подобна, кроме греха рожденна прежде век от Отца по Божеству, в последние же дни тогожде, ради нас и ради нашего спасения, от Марии Девы Богородицы, по человечеству единаго и тогожде Христа, Сына, Господа, единороднаго, во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемаго, (никакоже различию двух естеств потребляему соединением, паче же сохраняему свойству коегождо естества, во едино лице и во едину ипостась совокупляемаго) не на два лица рассекаемаго или разделяемаго, но единаго и тогожде Сына, и единороднаго Бога Слова, Господа Иисуса Христа, якоже древле пророцы о Нем, и якоже Сам Господь Иисус Христос научи нас, и якоже предаде нам символ отец наших.

Догмат ста седмидесяти святых отец шестаго вселенскаго собора, Константинопольскаго. О двух волях и действиях в Господе нашем Иисусе Христе.
И две естественныя воли или хотения в Нем, и два естественныя действия, неразлучно, неизменно, нераздельно, неслиянно, по учению святых отец наших, такожде проповедуем два же естественныя хотения не противныя, да не будет, якоже нечестивыи еретицы рекоша, но Его человеческое хотение, последующе, и не противостоящее, или противоборствующее, паче же и подчиняющееся Его Божественному и Всемогущему хотению.

***

См. ЛЮБОВЬ БОЖЕСТВЕННАЯ, БОГОВОПЛОЩЕНИЕ, ХРИСТОЛОГИЯ, БЛАГОДАТЬ, БОГ ОТЕЦ, СВЯТОЙ ДУХ, БОЖЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА, ОБЩЕНИЕ СВОЙСТВ В ИИСУСЕ ХРИСТЕ , РОДОСЛОВНАЯ ИИСУСА ХРИСТА

 
   
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru