Молитвы русских поэтов. XI-XIX. Антология

Молитвы русских поэтов. XI-XIX. Антология

(18 голосов4.0 из 5)

См. также: Молитвы русских поэтов. XX-XXI. Антология

Преподобный Митрополит Иларион

Иларион (середина XI в.) – духовный писатель, проповедник, пресвитер княжеской церкви Св. Апостолов в Берестове под Киевом; с 1051 по 1054 год – первый русин по происхождению митрополит Киевский; в последующие годы – чернец Киево-Печерской лавры. В «Житие Феодосия Печерского», созданном летописцем Нестором, сохранился рассказ о том, как к Феодосию, жившему в келье вместе с одним из первых насельников Никона, который и постриг его в монахи, приходил на исповедь чернец Иларион. Летописец Нестор, упомянув об Иларионе, особо подчеркивает: «Бяше бо и книгам хитр псати по вся дни и нощи писаша книги в келии у блаженного отца нашего Феодосия, оному же псалтырь усты поющи тихо и руками прядуща волны (шерсть), или кое иное дело делающее». Известно, что Никон Печерский вернулся в лавру из Тмутаракани, где основал Богородичный монастырь, в 1068 году. Феодосий Печерский умер в 1074 году, уже при жизни прославившись «духовными словесы» – проповедями и молитвами. По всей вероятности, именно в эти годы (с 1068 по 1074 год) и собирались три монаха, чтобы, как учил Феодосий других черноризцев, самим бодрствать для церковного пения и чтения книжного, иметь на устах псалмы Давыдовы…

В 1108 году, через тридцать лет после смерти, Феодосия Печерского причислят к лику святых. Никона Печерского (Великого) тоже канонизируют как одного из основателей Киево-Печерской лавры и как предшественника Нестора-летописца. С его именем связана система погодной хронологии, ставшая основой русского летописания. В дальней пещере Киево-Печерской лавры, вместе с нетленными мощами первых русских святых, покоятся мощи преподобного Илариона схимника.

Одним из основных доказательств святости при канонизации как в древности, так и ныне является нетленность мощей. Но у Илариона есть еще одно, столь же неопровержимое – «Слово о Законе и Благодати», оказавшееся, как показала почти тысячелетняя история, столь не нетленным и вечным.

«Слово о Законе и Благодати» заканчивается припиской, в которой Иларион сообщает самые важные сведения о себе: «Я милостью человеколюбивого Бога, монах и пресвитер Иларион, изволением Его, из благочестивых епископов освящен был и настолован в великом и богохранимом граде Киеве, чтоб быть мне в нем митрополитом, пастухом и учителем. Было же это в лето 1051 при владычестве благоверного кагана Ярослава, сына Владимира. Аминь».

Это первое пастырское СЛОВО первого русского митрополита, предшествовавшее «Слову о полку Игореве», «Слову» Даниила Заточника, «Слову о погибели Русской земли» и всем другим СЛОВАМ. Именно ему, монаху Илариону, суждено было через полвека после крещения Руси выразить ту самую русскую идею, которую Россия вновь пытается обрести через тысячелетие, пройдя через самые трагические испытания XX века.

Его «Слово» заканчивается молитвой. Иларион обращается к Богу «от всея земли наша»: «Простри милость Твою на людей Твоих… владыками нашими пригрози соседям, бояр умудри, города умножь. Церковь Твою укрепи, достояние Свое убереги, мужчин, женщин и младенцев спаси». Уже в наше время митрополит Иоанн (Снычев) скажет о молитве Илариона: «Это молитвенное воззвание митрополита-русина, предстоятеля Русской церкви, печальника за вверенный ему Богом народ, – стало как бы первым словом той горячей, детской молитвы, которую вот уже тысячу лет слагает Россия среди безчисленных искушений, соблазнов и гонений, памятуя слова Священного Писания: «Чадо, аще приступавши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение, управи сердце твое, и потерпи» (Сир. 2:1-2).

Иларион впервые ввел и само это словосочетание «Русский народ» наряду с обычным «Русская земля», подчеркивая тем самым не просто территориальную, а духовную общность. «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть», – так начинается летописание в «Повести временных лет». Митрополит Иларион ввел другую точку отсчета: от закона, данного через Моисея, – к благодати, обретенной с Христом; от Ветхого Завета – к Новому Завету. Таков путь народа русского, принявшего крещение, – путь обновления и возрождения.

Но все это и оказалось основной причиной, почему в советские времена на «Слово о Законе и Благодати» было наложено негласное идеологическое «табу».

Оно не вошло даже в первый том самого известного издания «Памятники литературы Древней Руси», вышедшего в 1984 году. Лишь через десять лет, когда времена все-таки изменились, стала возможным его публикация в приложении к последнему одиннадцатому тому. Первый поэтический перевод-реконструкция полного текста «Слова» и молитв появился в 1994 году, хотя сделан он был значительно раньше. Эту поэтическую реконструкцию осуществил известный исследователь древнерусской литературы Виктор Дерягин, что было по тем временам подлинным гражданским подвигом ученого-патриота. В 1998 году был опубликован поэтический перевод «Слова», названный его автором поэтом Юрием Кузнецовым «сотворением со старославянского». А уж в самом конце XX века в новом двадцатитомном издании «Библиотеки литературы Древней Руси» «Слово о Законе и Благодати» наконец-то заняло то место, которое оно должно занимать. Первый том открывается Иларионом, а затем уже идет «Повесть временных лет» и другие выдающиеся памятники. Но в начале было «Слово» митрополита Илариона…

В антологии молитвы Илариона публикуются в переводах Виктора Дерягина.

Молитва

Тем же Ты, о Владыка, Царь и Бог наш, высок и славен. Человеколюбец! Воздающий по трудам и славу, и честь, и сопричастников творя своего царства, помяни, благий, и нас – нищих твоих, ибо имя Твое – Человеколюбец. Вот и добрых дел не имеем, но многомилостью своей спаси нас, мы люди Твои, овцы пажити Твоей, стадо, которое Ты только начал пасти, отторгнув от пагубы идолослужения, пастырь добрый, положивший душу за овец, не оставь нас, ведь мы еще блуждаем, не отвергни нас!

Хоть еще и грешим мы пред Тобою, как новокупленные рабы, во всем не угождающие господину своему, не возгнушайся, хоть и мало стадо, но скажи нам: «Не бойся Меня, малое стадо, ведь благоизволил Отец ваш небесный дать вам царствие». Богат милостью и благ щедротами, обещавший принимать кающихся и ожидающий обращения грешных, не помяни многих грехов наших, прими нас, обращающихся к Тебе. Сотри рукописание соблазнов наших, укроти гнев, мы разгневали Тебя, Человеколюбец. Ибо Ты Господь, Владыка и Творец, и в твоей власти – жить нам или умереть! Смени гнев на милость, хоть и достойны мы его по делам нашим, отведи искушение, ведь пыль мы и прах. И не твори суд рабам своим – мы люди Твои, у Тебя ищем, к Тебе припадаем, Тебе молимся. Согрешили мы, злое сотворили, не соблюли, не содеяли того, что заповедал Ты нам. Земные мы, и к земному мы преклонились и слукавили пред лицом славы Твоей. Похоти плотской мы предались, порабощенные грехами, печали житейские отдалили нас от своего Владыки, отклонились от добрых дел, окаянные, злого ради жития. Каемся, просим, молим, каемся в злых своих делах. Просим: да пошлешь страх в сердца наши! Молим: на Страшном суде да помилует нас! Спаси, яви щедрость, призри нас, посети, умилосердись, помилуй, ибо Твои мы, Твое создание, Твоих рук дело. Ведь если беззаконное узришь, Господи, Господи, кто устоит? Если воздашь каждому по делам, кто спасется? Каково же от Тебя очищение! Какова же Твоя милость и многоизбавление! И души наши в руках Твоих, и дыхание наше в воле Твоей! С тех пор же, как благопризрение Твое на нас, благоденствуем мы. А если в ярости глянешь, то исчезнем, как утренняя роса, ибо не устоит прах против бури, и мы – против гнева Твоего.

Но как тварь от сотворившего нас милости мы просим, помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей! Ибо все благое от Тебя на нас, все же неправедное – от нас к Тебе. Ибо все мы уклонились, все вкупе мы недостойны. Нет из нас ни одного, кто б о небесном тщился и подвизался, но все о земном, все о печалях житейских. Сколь оскудела преподобными земля! Не потому, что оставляешь и презираешь нас, но потому, что мы к Тебе не взыскуем, а к видимому прилежим. Того же боимся, что, как с Иерусалимом, сотворишь с нами, оставившими Тебя и не пошедшими по пути Твоему. Но того, что сделал ему, не сотвори нам по делам нашим. Не по грехам нашим воздай нам, но претерпел Ты за нас, и еще долго терпи. Утишь гневное Твое пламя, простирающееся на нас, рабов Твоих, сам направляя нас на истину Твою, научая нас творить волю Твою. Ведь Ты Бог наш, и мы люди Твои, Твоя часть, Твое достояние. Не воздеваем мы рук наших к богу чужому, не следуем никакому лживому пророку, ни ученья еретического не держимся, но к Тебе взываем, истинный Бог, Тебе, живущему на небесах, очи наши возводим, к Тебе руки наши воздеваем, молимся Тебе. Отпусти нам, как благий Человеколюбец, помилуй нас, призывая грешников к покаянию. И на Страшном Твоем суде от десного стояния не отлучи нас, но благословением, как праведных, причасти нас. И доколе же стоит мир, не наводи на нас напасти искушения, не предай нас в руки чуждых. Да не прослывет град Твой плененным, а стадо Твое – пришельцами в земле не своей, да не скажут другие: «Где Бог их?». Не попусти на нас скорби и голода, и напрасных смертей – огня, потопленья. Да не отпадут от веры нетвердые верой, мало накажи, а много помилуй; мало порань, но милостиво исцели; немного опечаль, но вскоре развесели; ведь не может наше естество долго терпеть гнева Твоего, как прутья – огня. Так укротись, умилосердись, потому что Твое это – помиловать и спасти. Так простри милость Свою на людей своих, ратных прогоняя, мир утверди, страны соседние укроти, глад оберни изобильем. Владык наших сделай грозой соседям, бояр умудри; города рассели, церковь свою возрасти; достояние свое соблюди – мужей и жен, и младенцев спаси, находящихся в рабстве, в плену, в заточении, в пути, в плавании, в темницах, алчущих, и жаждущих, и нагих – всех помилуй, всех утешь, всех обрадуй, радость творя им и телесную, и душевную. Молитвами молением Пречистой Матери и святых небесных сил, и предтечи Твоего и Крестителя Иоанна, апостолов, пророков, мучеников, преподобных и всех святых молитвами умилосердись на нас и помилуй нас! Милостью Твоею пасомые в единении веры, вместе весело и радостно да славим Тебя, Господа нашего Иисуса Христа, с Отцом, с Пресвятым Духом – Троицу нераздельную, единобожественную, царствующую на небесах и на земле, – ангелам и людям, видимой и невидимой твари, ныне и присно, и во веки веков. Аминь!

Исповедание веры

Верую в единого Бога, Отца Вседержителя, Творца небу и земле, и видимым и невидимым, и в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божиего, единочадного, от Отца рожденного прежде всех веков, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, а не сотворенного, единосущного Отцу, Им же все стало ради нас, людей, и нашего спасения

сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого, и Марией Девой вочеловеченного;

распятого за нас при Понтии Пилате, страсти претерпевшего и погребенного, воскресшего в третий день, по Писанию, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и после грядущего со славою судить живых и мертвых; Его же царствию нет конца; и в Духа святого, Господа животворящего, исходящего от Отца, что с Отцом и с Сыном сопоклоняем и сославим, предсказанного пророками; в единую Святую соборную и апостольскую церковь. Исповедаю единое Крещение во отпущение грехов, чаю воскрешения мертвым и жизни будущего века. Аминь!

Верую в единого Бога, что славится в Троице: в Отца нерожденного, безначального, безконечного, в Сына же рожденного, собезначального же и безконечного, в Духа Святого, исходящего от Отца, и в Сыне являющегося собезначального также, и в равного Отцу и Сыну; в Троицу единосущную, лицами же разделяющуюся, Троицу, именуемую единым Богом. Не сливаю разделения, ни соединения не разделяю. Совокупляются Они несметно и разделяются, оставаясь нераздельными. Ибо Отцом называется, будучи не рожденным, Сыном же по рождению, Духом же Святым – по исходу, но не объединению. Не бывает ведь Отец Сыном, ни Сын Отцом, ни Дух Святой Сыном,

но каждому свое без смешенья присуще, кроме Божественного. Ибо едино Божественное в Троице: единая власть, единое царство, общее «Трисвятое» от херувимов, общее поклонение от ангелов и людей, единое прославление и благодарение от всего мира. Того единого Бога познал и тому верую! Во имя Его и крестился – во имя Отца и Сына и Святого Духа. И что воспринял я из писаний Святых Отцов, тому и научился. И верую, и исповедаю, как сын, благоволением Отчим, и Святого Духа желанием, что сошел на землю спасти род человеческий. С небесами и Отцом Он не разлучился, а Святого Духа осенением вселился в утробу Девы Марии, как, – Ему лишь самому ведомо. И родился без семени мужского, Мать Девою сохранив, как и подобает Богу – и в Рождество, и прежде Рождества, и по Рождестве. Сыновства не лишился, ибо на небесах он без Матери,

на земле же без Отца. Вскормлен как человек и воспитан. И был человеком истинным: не видением, но истинно в нашей плоти, вполне Бог, вполне человек в двух естествах и изъявлениях воли. Того, что стало, не лишившись, и то чего не стало, взял Он.

Пострадал плотью, как человек, ради меня, и Божеством без страдания, как Бог, пребывал,

умер безсмертным. Да оживит меня после смерти, сойдя в ад, да поднимет и обожит прадеда моего Адама, а дьявола свяжет. Восстал, как Бог, изыдя из мертвых, как победитель, Христос, царь мой, на третий день. И являясь многократно ученикам своим,

взошел на небеса к Отцу, будто и не отлучался от Него, и сел одесную Его. Чаю же Его, вскоре придущего с небес, но не втайне, как прежде, но во славе Отчей, с небесным воинством. К Нему же мертвые, с гласом архангельским, навстречу выйдут. И то будет суд живым и мертвым, и воздастся каждому по делам его. Верую же и в семь соборов правоверных Святых Отцов! Кого они отвергли, и я не приемлю, и кого же прокляли, и я проклинаю, и что в писаниях оставили нам, принимаю. Святую и преславную Деву Марию Богородицею нарицаю. Чту же и с верою поклоняюсь Ей, И на святой иконе – Ей,

Господа моего, как младенца, на лоне Ее вижу и веселюсь, распятого Его вижу, но радуюсь, воскресшим Его и на небеса идущим видя, воздеваю руки и поклоняюсь Ему. Также и угодников Его святых иконы видя, славлю Спасшего их, мощи их с любовью и верой целую, и чудеса их проповедаю, и исцеление от них приемлю. К кафолической и апостольской Церкви притекаю, с верой вхожу, с верой молюсь, с верой выхожу.Так верую, и не стыжусь, и пред народами исповедаю. И исповедания ради душу свою положу. Слава же Богу во всем, созидающему во мне то, что выше силы моей! Молите со мной, честные учителя, владыки Русской земли!

Аминь!

Комментировать

3 комментария

  • SerGold, 25.02.2023

    Нерабочие файлы для скачивания. Исправьте пожалуйста это.

    Ответить »
  • Любовь, 17.05.2024

    Создавший текст данной темы владеет мастерством издателя библейского Слова в христианской традиции с присущим канатаходцу талантом изящно, на твердом балансе, удерживать внимание разных людей: и скучающих горожан, и отдыхающих с великих трудов на земле селян, и обычных уличных зевак, и мимоходящих посторонних прохожих, и постоянно куда-то спешащих по важному делу, и сопровождающих в пути.
    Спасибо за работу.

    Ответить »