Монашество

Литература по теме

Мона́шество (монах от греч. μοναχός - одиночный, единичный, также живущий уединенно восходит к μόνος – один, одинокий) – образ жизни православных христиан, полностью посвятивших себя занятию молитвой, аскетическим подвигам.

Мона́х (от греч. μοναχός одиночный) – христианин, всецело посвятивший себя Богу через принятие обетов послушания, нестяжания и целомудрия. Принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу и именуется монашеским постригом.

monah - Монашество

Монахов в России часто называют иноками, а монашество – иночеством (от «иной»).

Монашество по своему замыслу является подражанием Христу. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, не имеет крыши над головой, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монах стремится в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, отказаться от всего, что мешает общению с Богом.

Монастырь — это духовная оранжерея, где создаются наиболее оптимальные условия для преображения человека.

История монашества

Монашество становится массовым в IV веке, когда прекратились гонения на христиан. Если раньше вера была подвигом и жертвой, готовностью на мученичество, то теперь христианство становится государственной религией, и жаждущие подвигов устремляются в пустыни Палестины и Египта, чтобы там создать свое «государство в государстве».

Основателем пустынножительства и иночества является прп. Антоний Великий (☨356)память 30 января. Он родился в Египте в богатом христианском семействе. Когда ему было 18 лет, родители его умерли, и он остался наследником значительного состояния. Однажды, придя в церковь, он услышал слова Евангелия: “Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною”. Это изречение благочестивый юноша принял как божественное призвание и поступил так, как было сказано: продал свое имение, деньги раздал бедным, а сам удалился к одному старцу-отшельнику, и под его руководством предался подвижнической жизни (стал анахоретом).
Преподобный Антоний основал иночество отшельническое, скитское. По установленному им порядку, подвижники, находясь под руководством одного старца, аввы (отца), жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах. Такие подвижнические общины назывались лаврами.

Ещё при жизни преподобного Антония появился другой род иноческой жизни — иночество общежительное. Подвижники, собираясь в одну общину под управлением одного аввы, проводили жизнь вместе в одном или нескольких помещениях, следуя одним общим правилам. Такого рода общины назывались киновиями (общежитиями).
Основателем общежительного монашества был преподобный Пахомий Великий (☨348)память 28 мая.

Основателем русского монашества считается прп. Антоний Печерский (☨1073) – память 23 июля, основатель Киево-Печерской обители.

Степени монашества

В монашество не принято постригать без подготовки. Монастырь в духовном отношении – высшее учебное заведение. Прежде чем стать монахом, нужно стать совершенным мирянином. Живя в миру, посещая святой храм, следует достигнуть определенного духовного уровня, стать настоящим православным церковным человеком и получить благословение духовника на иноческий путь. Если человек размышляет о монашеском пути, то ему уместно пожить некоторое время в миру как монаху.

Монашескому постригу предшествует трудничество и послушничество. В традициях Русской Православной Церкви после успешного прохождения послушнического искуса (испытания) начинаются степени монашества, которые различаются количеством даваемых перед Богом обетов, разными аскетическими правилами поведения, послушаниями и облачением.

Монашество делится на три последовательные степени в соответствии с принятыми обетами: рясофорный монах (рясофор) – подготовительная степень к принятию малой схимы; монах малой схимы принимает обет целомудрия, нестяжательства и послушания; монах великой схимы (схимонах) принимает более глубокую степень отречения от мира.

monashestvo - Монашество

Основания монашества

из Устава Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря:

  1. Устроение монашеской жизни основывается на учении Священного Писания и св. Отцов Церкви, а также на врожденном стремлении человеческого духа путем самоотвержения достигать высшего нравственного совершенства.
  2. Целью монашества является теснейшее единение с Богом, стяжание благодати Божией, достижение высшего духовного совершенства.
  3. Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают: нестяжание, целомудрие и послушание.
  4. Нестяжание состоит в совершенном отречении от мира, то есть, в оставлении собственного имущества, занятий мирскими делами, оставлении мирских почестей и званий. Пища, одежда и другие необходимые предметы должны служить лишь сохранению жизни и здоровья, а не удовольствию и похоти, а потому должны употребляться с большим ограничением. Дающий обет нестяжания утверждается на следующих словах Христовых: «...аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вслед Мене...» (Мф.19:21).
  5. Целомудрие состоит в постоянной безбрачной жизни, т.е. в совершенном воздержании от всего, постоянном xранении души от нецеломудренных мыслей и пожеланий. Дающий обет целомудрия утверждается на следующих словах Священного Писания: «Могий вместить, да вместит» (Мф.19:12). «Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви» (1Кор.7:32).
  6. Послушание состоит в постоянном добровольном смиренном подчинении себя воле другого с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. Истинный послушник выполняет послушание именно так, как ему указано, ничего не опуская и не прибавляя. Дающий обет послушания утверждается на словах Священного Писания: «...аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мф.16:24); «...аще кто хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга» (Мф.20:26); «Им же несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете» (Притч.11:14).

Что значит “призвание к монашеству”?

– Это, прежде всего, призвание к одиночеству, любовь к богослужению, к молитве. Если человек принимает иночество из-за чего-то другого, то он не выдержит бремени одиночества. Нельзя становиться монахом только потому, что не нашлось подходящей невесты. Нельзя принимать монашество исключительно потому, что на это благословил старец или духовник, без сердечного стремления к внутренней молитвенной жизни (епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев))

Диадох Фотикийский (V в.) так сформулировал общее правило для ухода из мира: «Мы добровольно отказываемся от сладостей этой жизни только тогда, когда вкусим сладости Божией в целостном ощущении полноты».

azsaints 233 - Монашество

Церковные каноны о монашестве

15-й канон Гангрского собора предает анафеме тех, кто под предлогом подвижничества, бросает своих детей и не воспитывает их.

16-й канон Гангрского собора предает анафеме тех, кто под предлогом благочестия оставляет родителей, в особенности верующих, и не собирается заботиться о них при необходимости.

3-й канон IV Вселенского собора запрещает клирикам и монахам вступать в распоряжение мирскими делами «из сребролюбия».

4-й канон IV Вселенского собора говорит о том, что молитвенный дом, или монастырь не может быть построен без воли епископа. И монахи должны подчиняться епископу и не оставлять своего монастыря без благословения.

7-й канон IV Вселенского собора говорит о недопустимости самовольного сложения священного сана или оставления монашества.

16-й канон IV Вселенского собора запрещает вступать в брак монахам и «девам, посвятившим себя Богу».

24-й канон IV Вселенского собора запрещает передавать в мирское употребление монастыри и их имущество.

40-й канон Трулльского собора говорит о минимальном возрасте пострижения в монашество (от 10 лет на усмотрение епископа).

41-канон Трулльского собора говорит о 4‑х летнем испытании в монастыре, желающих нести монашеские подвиги в затворе.

42-й канон Трулльского собора говорит об обходящих города под видом монахов-пустынников.

43-й канон Трулльского собора говорит о том, что для монашеского пострига не требуется строгой богоугодной жизни в прошлом.

44-й канон канон Трулльского собора говорит о епитимии для монахов, нарушивших обет девства.

45-канон Трулльского собора осуждает обычай одевать постригаемую в монашество как невесту.

46-й канон Трулльского собора запрещает монашествующим покидать стены монастыря без разрешения игумена (игумении).

47-й канон Трулльского собора запрещает женщине спать в мужском монастыре, а мужчине в женском.

48-й канон Трулльского собора говорит о том, что жена поставляемого во епископы, должна, по предварительному согласию, поступить в монастырь, удалённый от места служения её мужа.

49-й канон Трулльского собора говорит о недопустимости превращения ранее освященных монастырей в мирские жилища.

19-й канон св. Василия Великого говорит о необходимости монахам произнесения обета безбрачия.

24-й канон Лаодикийского собора запрещает священно-, церковнослужителям и монашествующим входить в корчемницу.

13-й канон VII вселенского собора говорит о епитимиях для обративших в мирские жилища «епископии», храмы и монастыри.

18-й канон VII Вселенского собора запрещает пребывание женщин в архиерейских домах и мужских монастырях.

19-й канон VII Вселенского собора осуждает принятие в клир или монастырь за деньги.

20-й канон VII Вселенского собора запрещает практику двойных (смешанных) монастырей и говорит об образе общения монахов и монахинь.

21-й канон VII Вселенского собора запрещает монашествующим самовольно менять монастырь.

91-й канон Карфагенского собора говорит об отлучении от общения с остальными епископами того из них, кто примет без увольнительной (отпускной) грамоты от подлежащего епископа какого-либо монаха с тем, чтобы зачислить его в свой клир или поставить его игуменом одного из своих монастырей.

140-й канон Карфагенского собора говорит о возможности для епископа постричь в монашество девицу до наступления 25-летнего возраста, в случае когда её целомудрию угрожает опасность, или, когда, находясь при смерти, она сама, или ее родители, или опекуны, умоляют не дать ей умереть без иноческого чина.

2-й канон Двукратного собора говорит о необходимости духовного руководителя для того, кто принимает монашеский постриг.

3-й канон Двукратного собора говорит об отлучении для монахов, самовольно оставивших монастырь и игуменах нерадеющих об их возвращении.

4-й канон Двукратного собора говорит об отлучении монахов, самовольно оставивших свой монастырь и лиц, принявших их.

5-й канон Двукратного собора говорит о необходимости испытания перед монашеским постригом.

6-й канон Двукратного собора говорит о распоряжении имуществом принимающих монашество.

7-й канон Двукратного собора запрещает епископам употреблять доходы епископии на сооружение зданий для собственной надобности под видом монастырей.

2-й канон Константинопольского собора (879 г.) запрещает епископам из мирян принимать монашество.

Кратко о монашестве

  1. Путь монаха – это один из путей к достижению вечной блаженной жизни.
  2. Монашество имеет основание в примере земной жизни и словах Самого Господа Иисуса Христа (Мф.19:12; Мф.19:21 и др.).
  3. Монашество подразумевает смирение, сокрушение и плач о своих грехах, тяжелую борьбу с лукавыми духами, с греховными страстями, пороками, привычками, навыками, стремлениями, желаниями, мыслями, искушениями и пр.
  4. Для монашества характерна аскетическая жизнь, однако, неправильно думать, что аскетическим деланием следует заниматься только монахам. Посты, бдения, моления и ряд других форм аскетического делания доступны и полезны не только для монахов, но и для христиан, живущих в миру.
  5. Вступлению в монашество предшествует желание отказа от мирской суеты. Отдаленность от «мира» позволяет монаху больше концентрироваться на тех видах делания, которые характерны для монашеской жизни.
  6. Принятие монашества – очень ответственный шаг, и к нему необходимо готовиться ещё в миру, посредством частого участия в церковных богослужениях, послушания духовнику, воздержания.
  7. «Свет мирянам – монахи, а свет монахам – Ангелы», сказал св. Иоанн Лествичник.
  8. Монашеская жизнь представляет особую сторону христианской жизни. Многие святые просияли именно в монашестве.
  9. Хотя слово «монашество» происходит от греч. μοναχός (одиночный, живущий уединенно, одинокий), монашество – это не одиночество в обычном смысле этого слова. Одиночество часто воспринимается как неполнота. Одиноким может называться человек, не имеющий друзей, семьи и пр. Но истинный монах – не одинок; с ним Господь. Если же говорить об общежительном монашестве, то монахи или монахини, подвизающиеся в монастыре, живут и в единстве с Богом, и в окружении братий или сестер.
  10. Монашество предполагает особую форму посвящения – постриг с принятием обетов послушания, нестяжания и безбрачия.
  11. Монашество изначально возникло как движение мирян: подавляющее большинство монахов III–IV веков не были клириками и не стремились ими стать.

***

Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Христа. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество – стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к Богу, отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо. Одиночество есть неполнота, ущербность, в браке оно преодолевается обретением другого. В монашестве этот другой – Сам Бог. Еп. Иларион (Алфеев)

Древние подвижники веры покидали мир не из страха не спастись, а из-за непривлекательности мира. Они шли в пустыни не как в темную и сырую могилу, а как в цветущую и радостную страну духа. Диадох Фотикийский (V в.) так сформулировал общее правило для ухода из мира: «Мы добровольно отказываемся от сладостей этой жизни только тогда, когда вкусим сладости Божией в целостном ощущении полноты».

Архимандрит Иоанн Крестьянкин предупреждал неразумных искателей иноческого образа, которые ищут в монашестве лишь бегство от проблем и успокоение: «Вы ищете покоя и утешения и для этой цели собрались идти в монастырь. А я вот вам напомню завещание печальника земли Русской преподобного отца нашего Сергия: «Уготовайте души свои не на покой и беспечалие, но на многие скорби и лишения». А потому уверяю вас: ваши нынешние трудности по сравнению с монастырскими покажутся вам ничтожными».

Цитаты о монашестве

«Монахи сути те христиане, которые оставляют все по возможности земные занятия для занятия молитвою, – добродетелью, высшею всех добродетелей, чтоб посредством ее соединиться во едино с Богом, как сказал Апостол: «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор.6:17). А как молитва заимствует свою силу из всех прочих добродетелей и из всего учения Христова: то монахи прилагают особенное тщание к исполнению евангельских заповедей, присовокупляя к исполнению заповедей, обязательному для всех христиан, исполнение двух советов Христовых: совета о нестяжании и совета о безбрачии. Монахи жительством своим стремятся уподобиться жительству на земле Богочеловека: по этой причине святые иноки именуются – преподобными».
святитель Игнатий Брянчанинов «О монашестве»

«Человек вступает в брак сразу, одним движением. Никакой «пробный брак» по существу не допустим и не возможен. Брак требует большой отваги, решимости – и готовности ко взаимной жертве. Путь к монашеству, в отличие от брака, состоит из ряда последовательных шагов, которые длятся иной раз по многу лет: за это время человек вполне успевает узнать и почувствовать монашескую жизнь».
иеромонах Макарий (Маркиш)

«Монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных. Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени и месте, и деле. Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств. Монах есть тот, у кого тело очищенное, чистые уста и ум просвещенный. Монах есть тот, кто скорбя и болезнуя душею, всегда памятует и размышляет о смерти, и во сне и во бдении. Отречение от мира есть произвольная ненависть к веществу, похваляемому мирскими, и отвержение естества, для получения тех благ, которые превыше естества».
преподобный Иоанн Лествичник

«Наличие у монаха такой собственности, как дачи, автомобили, гаражи и тому подобное, является прямым нарушением данного им обета нестяжания».
патриарх Алексий II

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka