Пасха в 2026 году

12 апреля

Литература по теме

Па́сха
1) главный церковный Праздник Светлого Воскресения Христова, «праздников праздник и торжество торжеств» (свт. Григорий Богослов);
2) ветхозаветный праздник, связанный с воспоминанием об Исходе Израиля из Египта;
3) наименование пасхального Агнца (животное, которого евреи приносили в праздник Пасхи) и связанное с этим именование Господа Иисуса Христа как принесшего Себя в Искупительную Жертву.
Па́сха

Какова взаимосвязь Пасхи ветхозаветной и Пасхи новозаветной?

Христианский праздник Пасхи имеет свой прототип в Ветхом Завете. Ветхозаветный праздник с подобным названием (по-еврейски – Песах, по-арамейски – Пасха) совершался Божественному произволению (Исх.12:14) в память выхода богоизбранного народа из Египта. Празднуя Пасху, евреи благодарили Господа за оказанные Им великие милости, благодеяния, связанные с событиями периода Исхода (Исх.12:27). Ключевым моментом Исхода было заклание беспорочного агнца для спасения первенцев от смерти. Оно было пророческим прообразом иной, высшей Жертвы, давшей новую жизнь всему человечеству. Такую Жертву принес Воплотившийся Бог на Голгофском Кресте за всех людей.

Православные христиане, отмечая Пасху Христову, вспоминают и воспевают Воскресение Спасителя, сокрушившего ад, поправшего смерть, одарившего всех людей надеждой будущего воскресения в вечную блаженную жизнь.

Несмотря на то, что содержание иудейского Праздника Пасхи отлично от содержания Пасхи Христовой, схожесть в названиях – не единственное, что их связывает и объединяет. Как известно, многие вещи, события, лица времени Ветхого Завета служили прообразами новозаветных вещей, событий и лиц. Ветхозаветный пасхальный агнец служил прообразом Новозаветного Агнца, Христа (1Пет.1:18-19), а ветхозаветная Пасха – прообразом Пасхи Христовой.

Можно сказать, что символика иудейской Пасхи реализовалась на Пасхе Христовой. Наиболее важные черты этой прообразовательной связи – следующие: как посредством крови пасхального агнца евреи спаслись от поражающего действия ангела-губителя (Исх.12:23), так и Кровью Мессии мы спасены (1Пет.1:18-19); как ветхозаветная пасхальная жертва способствовала освобождению евреев от пленения и рабства фараону (Исх.12:1-33), так и Крестная Жертва Новозаветного Агнца способствовала освобождению человека от рабства демонам, от плена греха; как кровь ветхозаветного агнца способствовала теснейшему объединению евреев (Исх.12:6), так и Причащение Крови и Тела Христовых способствует единению верующих в одно Тело Господне (1Кор.10:17).

С какого времени празднуется новозаветная Пасха?

Праздник Пасхи – один из древнейших церковных праздников. Его точно уже праздновали во II веке; при этом есть вероятность, что уже апостолы, собираясь в день иудейской Пасхи, уже вспоминали страдания Христовы, а не выход древнего Израиля из Египта.

Почему Пасха всегда отмечается в разные дни?

Пасха является переходящим праздником: её дата определяется по лунно-солнечному календарю, поэтому ежегодно меняется. Точное время празднования Пасхи определил I Вселенский Собор, постановивший всем христианам праздновать Пасху в первый воскресный день после полнолуния, которое должно случиться после весеннего равноденствия.

День празднования Пасхи в настоящее время (в XXI веке), в зависимости от года, находится в пределах от 4 апреля до 8 мая нового стиля. Подробнее см. Пасхалия.

Богословское значение праздника Воскресения Христова Пасхи

Подобно неповинному агнцу, Иисус Христос был совершенным Человеком без греха и порока, ибо в Нем человеческое естество соединилось с Божественным. Лишенный всякого греха, Он добровольно отдал Себя на страдание за спасение человечества. Своим страданием Он искупил человеческий род от греховного проклятия и власти смерти.

Обладая Святостью Бога, Он стал выше смерти: «Как мертвого погребал Его Иосиф, но, погребенный как человек, Он, как Бог, обезоружил смерть» (св. Исихий Иерусалимский). Снизойдя в ад, Он вышел из него, ибо в Нем не найдено никакой вины.

«Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!» – восклицает апостол Павел. «Воскрес Христос, и ад низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, – первенец из умерших», – говорит св. Иоанн Златоуст.

Богослужебные особенности пасхального богослужения

Назовем некоторые:

1) Вечером в субботу, обычно за час или полчаса до полуночи, в храмах совершается предпразднственная полунощница. Бдение перед Пасхой Христовой подчеркивает важность и значимость ожидания грядущего Торжества и напоминает о бдении народа Божьего в ночь перед выходом их из Египта (подчеркнем, что именно с этим событием была связана ветхозаветная пасхальная жертва, прообразовавшая Крестную Жертву Спасителя).
В продолжении полунощницы осуществляется каждение вокруг плащаницы, после чего священник, подняв ее на голову, уносит в алтарь через Царские врата. Там она укладывается на Престоле на все 39 дней Пасхи – до праздника Вознесения.
3) По окончании этой службы бывает Крестный ход (в ознаменование того, как жены-мироносицы ходили, с ароматами, ко Гробу Спасителя) с пением гимна «Воскресение Твое, Христе Спасе», а затем уже совершается Пасхальная утреня и Литургия – средоточие Праздника.
4) Во время утрени, сопровождаясь каждением и радостными возгласами, совершается пение Пасхального канона прп. Иоанна Дамаскина.
5) Богослужение совершается с открытием царских врат, символизирующих открытые врата Рая.
6) В Светлый День Пасхи, в конце Божественной Литургии (после заамвонной молитвы) совершается торжественное освящение особой просфоры – артоса (в буквальном переводе с греческого «артос» означает «хлеб». Как правило артос полагается на аналое напротив иконы Спасителя, где, затем, пребывает в продолжении Светлой седмицы. Во время совершения крестного хода каждый день Светлой седмицы верующие обыкновенно носят и артос. На Светлую субботу артос раздробляется; по окончании Литургии, в субботу, он раздается для потребления верующим.

7) Трезвон – особый перезвон, состоящий из трех частей (на Светлой седмице каждый может присоединиться к этой традиции, прославляя всеобщую победу жизни над смертью – сделать это можно не во всех храмах; а в тех, храмах, где возможно, предварительно следует уточнить время доступа к колоколам).
8) На пасхальной литургии (или после Евангелия, или перед причащением мирян, или после отпуста) в большинстве храмов зачитывается поздравление патриаха.

Духовное средоточие празднования Пасхи

В пасхальную ночь православные христиане участвуют в Таинстве Причащения, которое является духовным центром праздника. Таинство Покаяния (исповедь) обычно совершается в Великий Четверг, или утром на литургии в Великую Субботу.

Что означает слово «Пасха»?

Слово «Пасха» (песах) в буквальном переводе с еврейского языка означает: «прохождение мимо», «пощада». В Священном Писании данное слово встречается в двух основных значениях: 1) ветхозаветный иудейский праздник, связанный с воспоминанием исхода из Египта (Исх.34:25; Мф.27:15); 2) жертва (пасхальный агнец), приносимый в этот день (Исх.12:21 и др.). В Новом Завете на основе второго значения (пасха – жертва) появляется третий смысловой аспект: Пасхой называется Сам Христос, принесший Себя в искупительную жертву (1Кор.5:7).

Во времена Ветхого Завета это название было связано с исходом сынов Израиля из Египта. Поскольку правящий фараон противился замыслу Божьему о выходе их из Египта, Бог, вразумляя его, стал последовательно низводить на страну пирамид череду бедствий (в дальнейшем эти бедствия получили название «казни Египетские»).

Последнее, самое устрашающее бедствие, по замыслу Божьему должно было сломить упрямство фараона, окончательно подавить сопротивление, побудить его, наконец, покориться Божественной воле.

Суть этой последней казни состояла в том, что среди египтян должны были погибнуть все первенцы, начиная от первенцев скота и заканчивая первенцем самого властелина (Исх.11:5).

Совершить эту казнь надлежало особому ангелу. Для того, чтобы он, поражая первенцев, не поразил вместе с египетскими и израильских, евреям надлежало помазать косяки и перекладины дверей своих жилищ кровью жертвенного агнца (Исх.12:7). Так они и поступили. Ангел, видя дома, ознаменованные жертвенной кровью, обходил их «стороной», «проходил мимо». Отсюда и название события: Пасха (пэсах) – прохождение мимо.

Можно сказать, что наше именование «Пасха» является как бы «пережитком истории» и отражает особенности празднования Пасхи в Древней Церкви.
Во-первых, в Древней Церкви на начальном этапе праздновали «Пасху крестную», воспоминая страдания Господа, которые связаны с днем одноименного ветхозаветного праздника и хронологически (в синоптических Евангелиях ясно выражается мысль, что Христос пострадал в день праздника Пасхи) и идейно (Христос – пасхальный агнец, приносимый в жертву за «грех мира»).
Во-вторых, достаточно долго (до I Вселенского Собора) некоторые Поместные Церкви дату праздника определяли, связывая её с Пасхой иудейской. В итоге в святоотеческой традиции название «Пасха» закрепилось за этим праздником, так что уже в IV веке оно становится привычным.

Малой Пасхой иногда называется воскресный день.

До Воскресения Христова праведники находились в Раю или в аду?

В аду, но без мучений и в ожидании рая. Мера их радости была несопоставимо меньше, чем после вхождения в рай со Христом.

Как известно, пока первозданные люди хранили невинность и нравственную чистоту, местом их пребывания был особый благоустроенный Сад – Рай (Быт.2:8). Однако, злоупотребив своими природными совершенствами и своей свободой, они нарушили заповедь Божью, подверглись тленности, сделались смертными и были изгнаны из обители прочь (Быт.3:23-24). С тех пор и вплоть до совершения Искупления Господом Иисусом Христом, все люди, умирая, сходили душами в ад. Путь в Царство Небесное был для человека закрыт.

В ад попадали как грешники, так и праведники (Быт.37:35). Другое дело, что степень испытываемых мук и местa заточения душ, в зависимости от степени их греховности или праведности, были различными (Иез.32:18-23).

Из притчи о богатом и Лазаре известно, что в аду существовала особая область – лоно Авраамово (Лк.16:22). В эту область попадали души тех ветхозаветных людей, кто особенно угодили Господу верой и добродетелями. Насколько контрастным было отличие их состояния от состояния грешников, видим из содержания той же притчи (Лк.16:23-26).

Победа Христа над адом состоялась после Его Крестных Страданий и смерти, когда Он, пребывая телом во гробе, Душой сошёл в преисподние места земли (Еф.4:9). Ныне наследовать Царство Небесное может каждый, ищущий спасения.

Как и сколько времени празднуется Пасха?

Известно, что раннехристианская Церковь объединяла под именованием Пасхи две примыкающие друг к другу седмицы: предшествующую дню Воскресения Господня и последующую. При этом первая из обозначенных седмиц соответствовала названию «Пасха Страданий» («Пасха Крестная»), тогда как вторая – названию «Пасха Воскресения».

После Первого Вселенского Собора (состоявшегося в 325 году, в Никее) эти названия были вытеснены из церковного обихода. За седмицей, предшествующей дню Воскресения Господня, закрепилось название «Великая», а за последующей – «Светлая». Имя «Пасха» утвердилось за Днем Воскресения Искупителя.

В настоящее время продолжительность празднования Пасхи составляет 39 дней. Этот период делится на две неравные части:

1) сам праздник празднуется 7 дней, так как Светлая седмица фактически является продолжением самого праздника;

2) Попразднство длится 32 дня (с особым акцентом на продолжение празднования Пасхи в воскресные дни), и отдание совершается на 39-й день после дня праздника.

Богослужения в дни Светлой седмицы наполнены особой торжественностью. Иногда вся седмица именуется как бы одним Светлым Праздником Пасхи. В продолжении Светлой седмицы богослужение в храмах осуществляется при распахнутых Царских вратах – в ознаменование того, что Спаситель, через Воскресение, победу над адом и смертью, раскрыл людям врата Небесного Рая.

Отдание Пасхи бывает в среду 6-й седмицы, в соответствии с тем, что до Дня Своего Вознесения Восставший из Гроба Господь, ходя по земле, являл себя людям, свидетельствуя о Своём Воскресении.

С чем связана традиция освящения хлеба – артоса?

Практика освящения и хранения артоса служит напоминанием об апостольских временах. Привыкнув вкушать хлеб вместе со Спасителем, во время Его земного служения, они, по Его Вознесении, уделяли Ему часть хлеба и полагали за трапезой. Этим символизировалось присутствие Христа среди них.

Данную символическую линию можно усилить: служа образом Хлеба Небесного, то есть Иисуса Христа (Ин.6:35), артос служит напоминанием всем верующим, что Воскресший Мессия, несмотря на Вознесение на Небо, непрестанно присутствует в Церкви, в соответствии с обетованием: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20).

Как правильно говорить: «Христос воскресе/воистину воскресе» или «Христос воскрес/воистину воскрес»?

На церковнославянском, и этот вариант в церковном обиходе более распространен, мы говорим: «Христос воскресе – воистину воскресе», на русском – «Христос воскрес – воистину воскрес». См. также Пасхальное приветствие на разных языках.

Что такое Кириопасха?

Кириопасха – так в церковном уставе называется день Пасхи, если он совпадает с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Этот двойной праздник достаточно редок. Так, в XIX веке Кириопасха праздновалась в 1817 и 1828 году, в ХХ веке – в 1912 и 1991 году, а в XXI веке Кириопасха будет праздноваться 7 апреля 2075 года.

Почему на Пасху служат в красных облачениях?

Праздник Воскресения Христова начинается в белых облачениях (возможно, из-за того, что в Византии в Великую субботу совершали крещение оглашенных), но основной пасхальный цвет – красный. Красный цвет облачений принят в течение всего периода от праздника Пасхи до его Отдания, согласно одной из распространенных трактовок, в ознаменование неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия. При этом, например, в Русской Зарубежной Церкви зачастую служат только в белых облачениях, как служили в дореволюционной России.

Если человек умер в день Пасхи, облегчены ли его мытарства?

Есть такое общее народное убеждение в Церкви, встречается оно и у святых, но оно не имеет под собой каких-то конкретных обоснований. Например, безусловно, нельзя ждать облегчения мучений для умерших в день Пасхи богоборцев или язычников (в самом широком смысле этого слова).

Совершается ли поминовение усопших в день Пасхи и Светлую седмицу?

Во время Страстной седмицы, Пасхи, а затем всей Светлой седмицы совершается поминовение усопших на литургии: за проскомидией, на сугубой ектении («о всех прежде почивших»), а также в тайных молитвах после задостойника, – следовательно и на Пасху молятся об усопших, но не гласно. Таким образом можно подать записку о поминовении усопших родственников на проскомидии Литургии и в сам день Светлого Христова Воскресения.

Когда у храмов в честь Воскресения Христова престольный праздник?

26 сентября перед праздником Воздвижения Креста Господня Церковь вспоминает Память освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме или «Воскресение Словущее». В этот день все Воскресенские храмы отмечают Престольный праздник, а службу в этих храмах разрешено проводить по пасхальному чину. Этот день получил название «Осенняя Пасха». Ранее Праздник освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме занимал более почетное место среди главных православных праздников, превосходя даже связанный с ним день Воздвижения Креста Господня.

Недели после Пасхи

Цитаты о Пасхе

«Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это праздник есть залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с Ангелами, и обложенные плотию, вкупе с безплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном».
свт. Иоанн Златоуст

«Если бы Христос не воскрес, то вся проповедь апостолов о Христе не имела бы силы. Вера наша в Него была бы тщетной, безнадежной, ибо если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. Если не верить воскресению мертвых, то и Христа Бог не мог бы воскресить, поэтому умершие во Христе погибли бы. Потому именно так велик для нас, такой радостью наполняет сердца наши праздник Воскресения Христова, что Христос Своим воскресением удостоверяет, что будет и всеобщее воскресение, ибо Он был первым из воскресших. Первенец Христос, потом Христовы в пришествие Его. Такова наша вера. Этим объясняется и светлая радость наша в великий день Воскресения Христова».
свт. Лука, архиепископ Крымский

Комментировать

Загрузка формы комментариев...
Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka