Церковь – практика веры

  1. Основатель и Глава Церкви – Иисус Христос: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18).
  2. Церковь – не политическая партия, призванная решать проблемы земного благоустройства людей, не клуб по интересам, созданный для поиска единомышленников, не организация, где оказывают психологические консультации, но Церковь – духовный организм (Еф.1:23, Еф.5:29-30), корабль спасения.
  3. Первое свойство Церкви – единство. Это единство обусловлено единым Главой Церкви – Иисусом Христом, единым вероучением, едиными Таинствами (Еф.4:5) и пр. Церковь объединяет тех, кто принадлежит к ней. Истинной Церковью может быть только одна, и никакой иной, альтернативной соборной, апостольской Церкви, где можно получить спасение, быть не может. В подобном случае был бы нарушен принцип единства во Христе и тогда следовало бы признать разделение Христа (1Кор.1:10-13).
  4. Церковь свята святостью ее Основателя и Главы, свята Духом Святым, свята святыми ангелами, святыми людьми / душами почивших о Господе людей, свята святынями, свята призванием, целью, учением. Вступающие в Церковь получают особое освящение через Таинства. Вне Церкви не может быть Таинств, не может быть благодатных даров, необходимых для спасения.
  5. Церковь соборна в том смысле, что в ней в полноте присутствуют благодатные дары, которые необходимы для спасения всего мира, в неё призваны все люди, в ней возможно исцеляться от всех видов грехов и пр.
  6. Церковь является апостольской, так как она основана на проповеди апостолов (Еф.2:20) и продолжает апостольское служение – то есть проповедь веры Христовой во всем мире (Мф.28:19). Кроме того апостолы, как члены Небесной Церкви, и теперь участвуют в церковной жизни.
  7. Церковь призывает всех в Царство Божье, Царство святых: «Чаю [ожидаю] … жизни будущего века».
  8. В Церкви существуют различные виды служения, которые дополняют друг друга (1Кор.12:4-13, 28).
  9. Церковь черпает мудрость своих святых подвижников, ожидая воссоединения со Христом в Его грядущем Царствии.
  10. Невозможно быть просто верующим христианином вне Церкви. В сам день своего основания она уже была собранием и таковой будет всегда. Церковь – собрание многих, которые благодатью «соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа» (Кол.2:2).
  11. Условное разделение Вселенской Церкви на Поместные не противоречит учению о единстве Церкви. Это деление носит административный характер.

Назначение Церкви

  1. Церковь — это общество объединенных во Христе разумно-свободных Божьих творений, людей, ангелов, душ людей, возглавляемых Господом Иисусом Христом.
  2. Подлинное приобщение человека Богу возможно только в Церкви Христовой.
  3. Церковь создана в результате совершенного Иисусом Христом дела Искупления (спасения) человеческого рода; усвоение плодов Искупления необходимо людям для достижения личного спасения, для достижения вечной блаженной жизни в Царстве славы.
  4. В число задач Церкви входят — призывать всех людей в Царство Божие, просвещать людей светом Христовой веры, объяснять, что спасение возможно только через Церковь, способствовать освящению и духовному взрослению верующих, единению их с Богом и с ближними (все это осуществляется при содействии Божественной благодати).
  5. Таким образом, можно сказать, что задача Церкви состоит и в количественном приумножении своих членов, и в их качественном (духовно-нравственном) преображении: недостаточно только привести людей в Церковь — само по себе присоединение к телу Церкви не делает человека святым и не гарантирует ему спасение.
  6. Церковь не есть организация, устроенная по типу партии, сообщества единомышленников, кружка по интересам: она имеет Божественное происхождение (Мф.16:18).
  7. Условно различают Церковь Небесную и Земную.
  8. Вспомогательная задача Церкви состоит в том, чтобы просвещать людей светом Христовой веры, объяснять, что спасение возможно только через Церковь, привести в Церковь спасенное и искупленное Христом человечество.
  9. Без Церкви нет христианства. Со времен земной жизни Иисуса Христа под именем Церкви известна в истории первая община учеников Христа: вне связи с этой общиной христиан не существовало, и потому уверовать во Христа значило присоединиться к Церкви.
  10. Важное место в жизни верующих занимает / должна занимать Евхаристия.

***

Зачем ходить в храм, если Бог в душе?

Это мировоззрение не так далеко от атеизма, как может показаться на первый взгляд. Велика ли разница между тем, кто погибает, но не желает признавать этого, и тем, кто осознаёт, что только Творец может спасти его от предстоящей смерти, но не обращается к Богу, остаётся чужд практической духовной жизни? Точно так же не желающий помогать раненому и желающий, но не помогающий, мало отличаются друг от друга.

Когда современный человек говорит о Боге в душе, то он лишь использует слова, принадлежащие его христианским предкам. Для него эти слова далеко не всегда означают реального Богообщения, вовсе не означают живого присутствия Бога в его сердце. Да, цель христианской жизни – реальное пребывание в Боге. Задача христианина – соединиться с Богом, ощутить Царство Божие в своей душе как реальное Божественное присутствие. В храме христианин получает живое соединение с Богом, приобретает Божественную благодать, которая укрепляет его в исполнении Заповедей Божиих. Именно в храме преподаются Таинства, соединяющие человека со своим Творцом. Таинственна и сама храмовая молитва и человеческое предстояние Богу в храме. В этом предстоянии пребывает Сам Бог, сказавший: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20), И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20).

***

Для чего нужны священники?

  1. Дар (благодать) священства – это особый благодатный сверхъестественный дар, который подается конкретному избранному человеку посредством совершения над ним особого церковного Таинства.
  2. Священник — это человек, избранный и поставленный / посвященный:
    1) для совершения священнодействий, в том числе Таинств, включая Евхаристию и другие, которые он вправе / должен совершать согласно церковным канонам;
    2) для пастырства, то есть духовного окормления верующих;
    3) проповедничества, учительства.
  3. Распространенная ошибка — считать священника формальным механическим посредником между Богом и людьми, между миром духовным и земным, своего рода шаманом, медиумом, совершителем определенных ритуалов / церемониалов, необходимых для успешной и благополучной жизни человека.
  4. Всякое церковное Таинство установлено Самим Богом: Господь избрал апостолов, дав им власть совершать важнейшие священнодействия, которые стали называться Таинствами. Затем апостолы стали наделять этим правом своих особых последователей (а Бог наделял их особыми благодатными дарами).
  5. Посредством («руками») священников Таинства, в строгом значении слова, совершает сам Бог, поэтому Таинства действительны независимо от того, через достойного или недостойного священника они совершаются.
  6. Ошибочно полностью ассоциировать современных священников с ветхозаветными, которые в значительной мере были требоисполнителями: ко времени пришествия в мир Спасителя в иудейском обществе независимо друг от друга существовал класс учителей-раввинов и класс священников.
  7. Новозаветная Церковь имеет иерархический принцип устроения: как Иисус Христос — Глава Церкви, так священник — глава христианской общины, священник для паствы — это образ Христа.
  8. Священника не может заменить мирянин: даже если этот мирянин воцерковлённый человек, благочестивый и образованный христианин, он не имеет власти совершать то, на что нельзя дерзнуть, не получив дар благодати Святого Духа через рукоположение.
  9. Ошибочно считать, что нет принципиальной разницы, исповедоваться ли перед священником, на Таинстве Исповеди, или самостоятельно озвучивать свои грехи перед Богом. Право апостолам принимать покаяние грешников, священнодействовать в Таинстве Исповеди дал Сам Господь наш Иисус Христос (Ин.20:22-23), апостолы же через рукоположение епископов передали им эту власть, а те — через рукоположение — и священникам.
  10. Служение священника общественное, оно неразрывно связано с народом Божьим и одно не может существовать без другого: пастырство подразумевает как пастыря, так и паству.

***

Святые и святость

  1. Слово «святость» имеет несколько смысловых оттенков. Оно может применяться как по отношению к Богу, так и по отношению к разумно-свободным творениям, и к неодушевленным предметам нашего мира.
  2. В абсолютном значении свят только Бог. Святость – сущностное свойство Божье, согласно которому Бог Сам в Себе есть чистейшее Добро, руководствуется в Своих определениях и действиях высочайшими побуждениями к добру, чужд какого-либо зла.
  3. Святость по отношению к разумно-свободным творениям означает их праведность и высокую степень духовной причастности (близости) Богу.
  4. Слово «святость», употребляемое по отношению к неодушевленным предметам, указывает на их особую связь с Богом, на их особую роль или место в проявлении Божественного Домостроительства, и пр. (например, Святое Евангелие, святые иконы, святые места и пр.)
  5. Только Бог свят по Своей природе. Мы можем быть святы лишь через причастие Святому Богу, по благодати.
  6. К святости призваны все христиане: апостол Павел адресует свои послания всем святым в Риме, в Колоссах и т. д., он обращается к христианским общинам. Также он пишет о христианах как о «святом народе». Слово «святой» может употребляться в расширенном смысле, к примеру, «народ святой» (Втор.7:6; 1Пет.2:9). В данном случае речь не идёт о том, что все представители «народа» безгрешны, но указывается на его особую связь с Богом.
  7. В узком значении слово «святой» прилагается к праведникам, достигшим Царства Небесного, и в ещё более узком – применительно к праведникам, официально канонизированным Православною Церковью.
  8. Канонизация христианина означает признание, констатацию его святости Церковью. Между тем, количество лиц, удостоившихся Царства Небесного, значительно превосходит количество канонизированных святых (канонизация – не пропуск в Рай). Иена всех святых знает Господь, нам же известна лишь часть святых.
  9. Почитание святых выражается в их прославлении в песнопениях, в изображении их на иконах, в молитвенном общении с ними, в изучении их Житий, благоговейном отношении к их мощам, освящении храмов в их честь и пр.
  10. Истина небесного предстательства Богоматери и святых – прежде всего, истина веры.
  11. Путь святости – это путь деятельного устремления к Богу. Святость достигается тогда, когда воля человека подчиняется (соответствует) воле Божией, когда в жизни нашей осуществляется молитва: «Да будет Воля Твоя».
  12. Святость человека достигается при содействии Божьем.

***

Духовная жизнь

  • Духовная жизнь человека – это жизнь, осуществляемая в соответствии с его высшим призванием и предназначением, жизнь по заповедям Божьим, в единстве с Богом. Она включает в себя регулярную молитву, участие в Церковных Таинствах, духовное чтение, доброделание...
  • Духовность в светском понимании слова отличается от духовности в христианском значении. Под духовностью в светском понимании может подразумеваться занятость творчеством, например, литературным, художественным, театральным и пр. При этом светская духовность может развиваться и вопреки христианской духовности.
  • Духовная жизнь христианина формируется при содействии Божьем, в процессе синергии (соработничества) христианина и Бога. При содействии Божественной благодати человек преобразуется из плотского, душевного в духовного, уподобляется Богу, обоживается.
  • В аскетическом плане духовная жизнь человека включает два направления: борьбу с грехами и страстями и стяжание (обретение) добродетелей.
  • Одна из характерных черт подлинной, здоровой духовной жизни – это трезвение, выражаемое, в частности, в правильном отношении спасаемого к Богу и к себе как к христианину.
  • Духовная жизнь христианина не ограничивается рамками земной жизни – это жизнь вечная, жизнь во Христе. Начинать жить духовной жизнью следует, не откладывая этого на «когда-нибудь потом».
  • Христианин относится к смерти не так, как атеист, понимая, что жизнь продолжается и после смерти. Между тем, он хорошо знает, что его посмертная участь зависит от образа его земного бытия. Вот, в частности, почему памятование о смерти может способствовать правильной организации земной жизни. В этой связи отцы-подвижники призывали к памятованию о смерти.
  • Духовная жизнь включает себя не только великие духовные подвиги, но и, казалось бы, «малозначительные» дела и поступки. «Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16:10).

***


«Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18).

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka