Ислам

Литература по теме

Исла́м (от араб. إسلام‎ – покорность) – учение абстрактного монотеизма, сформировавшееся в раннем средневековье. Возник в VII в. по Р. Х. в Аравии, в настоящее время насчитывает более 1,5 млрд последователей во всем мире. Основателем является Мухаммад (Мухаммед) (ок. 571-632). Главный священный текст ислама — Коран.

Статистика: почти 50% всех мусульман проживает в Африке, около 30% – в Пакистане и Бангладеш, более 10% в Индии, первое место среди стран по численности мусульман принадлежит Индонезии (см. карту). Подавляющее большинство мусульман в России проживает в Татарстане и Башкортостане.

photo 2024 06 05 18 29 00 - Ислам
Коран.

Краткая история возникновения ислама

На рубеже VI–VII вв. основной религией арабов было язычество. Значительная часть жителей Аравии поклонялась в этот период племенным богам и силам природы. Кроме того, среди жителей северной и центральной Аравии существовали представления о высшем боге: демиурге-Аллахе. Разные арабские племена поклонялись своим богам из наиболее почитаемых среди арабов святилищ было святилище Кааба (в переводе с арабского «куб»), расположено в городе Мекка. Внутри Каабы находился почитаемый язычниками «чёрный камень». Согласно поверью, этот камень изначально находился в раю и был белого цвета, затем Бог даровал его людям, и камень почернел от их грехов. При Каабе находились идолы разных языческих богов, которых почитали различные племена. Главным из них считался Хубал.

На рубеже VII–VIII вв. арабам были известны монотеистические религии ― христианство (в еретических версиях) и иудаизм.

На­ря­ду с раз­ны­ми сек­та­ми хри­сти­ан­ст­ва и иуда­из­ма в до­ис­лам­ской Ара­вии бы­ла раз­ви­та ав­то­хтон­ная мо­но­теи­стическая тра­ди­ция. На се­ве­ро-за­па­де уже в VI веке она бы­ла пред­став­ле­на ха­ни­фа­ми, от­ри­цав­ши­ми мно­го­бо­жие и по­кло­не­ние идо­лам. Ханифы призывали к поклонению единому Богу и объединению арабов под единодержавной властью.

Тем не менее, монотеизм распространился среди арабов через новое вероучение, проповедником которого стал Мухаммед. Он родился в Мекке, в 570 /571 г., в небогатой семье, принадлежавшей знатному арабскому роду. В детском возрасте он потерял отца, затем мать, после чего оказался под опекой деда. По смерти деда перешел под опеку дяди. Детская жизнь Мухаммеда было похожа на жизнь многих прочих детей из небогатых семей. Ему приходилось работать, принимать участие в торговых делах семьи (в том числе сопровождать караваны). В возрасте 25-ти лет он женился на богатой вдове Хадидже (она была старше его на 15 лет), которая, затем, родила ему нескольких детей и искренне поддерживала его в его проповеднической деятельности.

В 610 г. Мухаммед, будучи уже сорокалетним состоявшимся человеком, начал проповедовать среди арабов вероучение о едином Боге ― Аллахе. Согласно исламской традиции, обращение Мухаммеда произошло в связи с преподанным ему откровением свыше. Считается, что через откровение он был избран на роль пророка и посланника Бога. Сообразно мусульманскому преданию, Мухаммед получал откровения через ангела Джабраила, который являлся ему в пещере недалеко от Мекки. Свое первое откровениеон получил в месяце рамадан. Как следует из «Жизнеописания Пророка Мухаммада, рассказанного со слов аль Баккаи, со слов Ибн Исхака аль Мутталиба», составленное Ибн Хишамом, ему явился ангел Джабраил с куском шелка, в котором была книга и приказал: «Читай!» Когда Мухаммед ответил: «Я не умею читать», он начал душить его этой книгой, потом отпустил и вновь сказал: «Читай!». Мухаммед повторил: «Я не умею читать». Тогда тот опять стал его душить после чего отпустил и сказал: «Читай!». На это Мухаммед спросил: «Что мне читать?», и ангел произнес: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил [все сущее], сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь — Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости — научил человека тому, чего тот не знал» (Коран. 96:1-5) (Ибн Хишам. Жизнеописание Пророка Мухаммада, рассказанное со слов аль Баккаи, со слов Ибн Исхака аль Мутталиба). Так, по мусульманскому преданию, были ниспосланы первые 5 аятов Корана. Мухаммед вернулся к жене, рассказал ей о том, что случилось. Хадиджа успокоила его словами: «Нет, нет! Клянусь Аллахом, Он никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, помогаешь нести бремя слабым и оделяешь неимущих. Ты оказываешь людям гостеприимство и помогаешь им переносить невзгоды судьбы!» (Муслим. Хадис 74; Аль-Бухари. Хадис 3). После этого Хадиджа привела его к своему двоюродному брату-христианину Вараке ибн Науфалу. Когда Мухаммед рассказал ему о происшедшем, Варака уверил его, что это был ангел, посланный когда-то Мусе (пророку Моисею). Вскоре Варака умер, а откровения временно прекратились (см.: Аль-Бухари. Хадис 3). По свидетельству Джабира ибн ‘Абдуллах аль-Ансари, спустя некоторое время Мухаммеду в откровениях были даны еще 5 аятов, которые побудили его предостерегать людей от идолопоклонства. Первой мусульманкой стала Хадиджа, а затем ислам приняли вольноотпущенник Зейд ибн Харис, двоюродный брат Мухаммеда Али ибн Аби Талиб, а также ближайший друг Абу Бакр ибн Аби Кухафа. Впоследствии Мухаммед продолжал получать откровения.

Он призывал арабов отречься от почитания языческих богов и начать почитать единого Бога, о котором в древние времена говорили древние пророки. В новом вероучении были заимствования из христианства и иудаизма (подробнее). Однако самих христиан и иудеев Мухаммед обвинял в искажении вероучения и призывал к исправлению в соответствии с полученным им откровением.

Мухаммед призывал арабов покаяться в грехах и перейти к праведной жизни. Первыми последователями Мухаммеда стали его друзья и родственники. Мухаммед вместе со своими последователями начал уничтожать языческие святилища и идолов.

Богатые жители Мекки испугались распространения нового учения. Последователи Мухаммеда стали подвергаться гонениям. Опасаясь расправы, Мухаммед и его ученики в 622 году перебрались из Мекки в Ясриб. Это событие получило название «хиджра» (в переводе с арабского ― «переселение»). Последователи Мухаммеда стали считать время совершения этого события началом нового летоисчисления. Особое значение хиджры заключается в том, что жители Ясриба поддержали Мухаммеда и очень быстро приняли его учение. Здесь сформировалась организованная община последователей мусульманского пророка ― умма. Внутри общины были единые правила морали, единые судебные порядки и централизованное управление во главе с Мухаммедом. Вскоре Ясриб был переименован в Мадинат ан-Наби (в переводе с арабского ― «город пророка»), по-другому: Медина. Здесь была построена мечеть ― здание, в котором последователи Мухаммеда совершали молитву.

Число учеников Мухаммеда быстро увеличивалось. В 630 году Мухаммед во главе собранной в Медине армии одержал победу над войском жителей Мекки. Доступ мусульман в этот город был открыт. Кааба была очищена от идолов. За ней закрепилось значение «дома Аллаха». К тому моменту Мухаммед стал как крупным религиозным, так и крупным политическим лидером. К моменту его смерти в 632 году почти все арабские племена Аравии приняли ислам.

Основные направления в исламе

В течение Раннего Средневековья ислам широко распространился по Евразии и Северной Африке. Каждый народ, принимающий эту религию, имел свои традиции и особенности культуры. Установить полное единство вероучения во всем мусульманском мире оказалось невозможно. Уже к концу VII века ислам оказался разделён на несколько направлений. Наиболее крупными направлениями ислама являются суннизм и шиизм. Возникновение различных ветвей ислама было связано как с политическими процессами, протекавшими в исламском мире, так и со спорами, происходившими между последователями Мухаммеда относительно богословских вопросов, не исключая вопросов, связанных с толкованием текстов Корана.

Сунни́зм (в переводе с арабского ― «приверженность Сунне») ― самое многочисленное направление (85-90% мусульман) в исламе (считается ортодоксальным), сторонники которого (сунни́ты), наряду с Кораном, признают сунну (предание) источником вероучения, а также делают особый акцент на следовании жизненному пути Мухаммеда, на участии общины в выборе своего духовного главы. Сунниты при выборе имамов, прежде всего, учитывают личные достоинства кандидата. В России большинство мусульман – сунниты.

Шии́зм (в переводе с арабского ― «сторонники», «партия») ― крупное направление в исламе, сторонники которого (шии́ты) признают источником вероучения Коран и значительно меньшую часть Сунны, чем сунниты. Наряду с этим шииты чтут особые тексты: изречения имама Али. Шии́ты признают право на духовную власть только за потомками праведного халифа Али (ок. 601-661), поскольку он был родственником Мухаммеда.

Между тем, эти направления неоднородны.

В рамках ислама существуют также более мелкие течения и толки. Среди них наиболее известен ваххабизм.

Ваххаби́зм возник внутри традиционного ислама Аравии в XVIII веке. Движение получило название по имени своего вдохновителя Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Этот религиозный лидер убеждал своих единоверцев возвратиться к первоначальному исламу, очистить его от нововведений последних веков. Он порицал роскошь, проникшую в среду зажиточных мусульман, призывал к солидарности и братству. Основатель ваххабизма акцентировал внимание своих последователей на необходимости вооруженного джихада для утверждения правоверия. Приверженцы ваххабизма в России именуют себя салафитами (от араб. salaf – «предшествовать», «быть раньше»), указывая тем самым на цель своей деятельности: возвращение к истокам мусульманской традиции. Сегодня ваххабизм является официальной идеологией Саудовской Аравии. Кроме того, он получил широкое распространение в других странах с преимущественно арабским населением, откуда в последние десятилетия проник на территорию Кавказа и Средней Азии.

Отдельно следует сказать о мистическом направлении, в котором выразились возвышенные этические и духовные идеалы ислама. На Западе оно получило название суфизма.

Суфи́зм (возможно от: суф – грубая шерстяная ткань; или сафа – чистота) – это аскетически-мистическое направление в исламе, подразумевающее возможность мистического познания Аллаха и приближения к Нему. В молитвенной практике суфиев большое внимание уделяется созерцанию и достижению особого экстатического состояния. Особенностью суфизма является также наличие развитой практики почитания святых.

Основы вероучения ислама

Исламская традиция имеет особый термин, обозначающий веру во всей совокупности ее аспектов – иман (в переводе с арабского – «вера»). Существует пять основных вероучительных положений ислама.

  1. Вера в Аллаха (таухид). Аллах нерожден и несотворен, он — единый и единственный для всех Бог. Он творец и судия вселенной. Аллах открывает себя людям через свои писания и своих посланников – пророков. Величайшим из всех грехов в исламе является придание Аллаху сотоварищей (грех идолопоклонства, признания множества богов).

Эти атрибуты, в целом, совпадают с истинным христианским Откровением о Боге. В Библии зафиксировано, что «нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор.8:4). Однако христианство содержит учение о Едином Боге в трех Ипостасях (Троица) и о боговоплощении (вторая Ипостась Троицы – Сын Божий, стал истинным Человеком в лице Иисуса Христа, не переставая быть Богом). Мусульмане решительно отвергают христианский догмат о троичности Бога по Лицам, и, следовательно, догматическое положение о Божественном Достоинстве Иисуса Христа как вочеловечившегося Сына Божия.

С принципом исламского монотеизма связана особая мусульманская религиозная практика – джихад (в переводе с арабского – «усилие»). Джихад – борьба за веру. Различают различные формы джихада. Великий джихад подразумевает борьбу человека с собственными греховными наклонностями. Малый джихад подразумевает борьбу за распространение ислама в человеческом сообществе.

  1. Вера в ангелов и злых духов. Ангелы сотворены Аллахом и служат ему на небесах, на земле и у его Трона. В зависимости от вменяемых им обязанностей ангелы разделены по классам. Они не имеют пола, не едят, не пьют и не знают усталости. Обитают на небесах, но по повелению Аллаха могут сходить на землю и общаться с людьми. Поскольку только Аллах достоин поклонения, мусульмане не должны поклоняться и молиться ангелам. Нельзя просить ангелов о помощи и заступничестве. Однако им надлежит оказывать уважение.

Кроме ангелов, имеющих световую природу, творениями Аллаха являются еще джинны, созданные из пламени. Джинны, подобно людям, могут быть женского и мужского пола. Они могут склонять как к добру, так и ко злу. В какой-то мере роль, признаваемая в христианстве за сатаной, признается мусульманами за Иблисом. Иблис отказался выполнить требование Аллаха поклониться Адаму, мотивировав это тем, что Адам создан из глины, а сам Иблис – из огня (Коран. 7:11-12). Джинны, последовавшие за ним, укоренились во зле и стали называться шайтанами. Они постоянно вредят людям, внушая им дурные мысли и побуждая к скверным поступкам. В то же время, часть джиннов не пошла вслед за Иблисом. Некоторые из них, внимая проповеди Мухаммеда, обратились в ислам. Злые джинны приговорены к вечным мукам.

Христианское учение свидетельствует, что светлые ангелы были когда-то добрыми, но отпали от Бога, последовав за возгордившимся своими совершенствами денницей (сатаной). Сатана (один из великих ангелов Божьих) возгордился и совратил за собой часть ангелов, за что был низвергнут с неба. Причиной его падения была не зависть к человеку, а желание быть подобным Богу (само падение произошло до сотворения первых людей). Функция шайтанов аналогична функции демонов в христианстве. Православные христиане не только почитают ангелов Божьих, но и обращаются к ним в молитве.

  1. Вера в Божественные Откровения (Писания). Мусульмане обязаны верить, что Аллах сообщил Мухаммеду свое вечное слово (Коран), которое было записано и имеет статус священной книги. Письменный Коран считается копией небесного. Также откровения сообщались ранее некоторым пророкам (например, Ибрахиму, Мусе и Исе). Однако, по верованию мусульман, содержание этих Откровений было искажено иудеями и христианами. Особенность Корана в его универсальности, только он обладает для мусульман священным статусом. Впрочем, отдельные стихи Библии, мусульманские проповедники охотно цитируют в полемических и миссионерских целях, нередко интерпретируя их в выгодном для себя ключе.

Православные христиане признают Священное Писание (Библию) и Священное Предание. Библейские тексты – это письменно зафиксированное Откровение. Коран не признается христианами Словом Божьим и не обладает никаким авторитетом.

  1. Вера в избранных Аллахом пророков и посланников. Мусульмане обязаны признавать некоторых людей в качестве посланников Аллаха. Текст Корана содержит упоминания 25-ти (28-и) имен древних пророков. Некоторые пророки упомянуты в Коране без указания имени. Главным пророком считается Мухаммед. Среди пророков назван Иса (искажённый образ Иисуса Христа). Относительно Крестных страданий и смерти Исы среди мусульман существуют разные мнения, вплоть до того, что вместо него на Кресте страдал некто иной. Основанием для такого рода мнений служат аяты Корана, повествующие об этом событии: «За то, что они не уверовали, возвели на Марьям (Марию) великий навет и сказали: «Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха». Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его (или не убивали его с уверенностью). О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах — Могущественный, Мудрый» (Коран. 4:156-158).

Иисус Христос в действительности является не просто пророком, а истинным Богом, ставшим Человеком. Он истинно умер за грехи всех людей и воскрес из мертвых. Это принципиально важная часть христианского вероучения: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1Кор.5:17).

  1. Вера в неминуемость наступления Судного дня и загробное воздаяние. Согласно существующим в мусульманском религиозном пространстве представлениям, после физической смерти человека происходит отделение его души от его тела. Затем выносится судебное решение относительно дальнейшей ее участи. После того души праведников возносятся на небеса, где пребывают в мире и блаженстве, а души грешников остаются скитаться в земном уделе, ожидая окончательного воздаяния за совершенные преступления. Впрочем, некоторые исследователи Ислама имеют другую точку зрения:

О начале Судного дня возвестит звук трубы ангела Исрафила. Произойдёт всеобщее воскресение людей. На суде добрые и злые дела всех людей будут взвешены и Аллах определит участь каждого человека. Праведники обретут вечное блаженство в раю (джаннат). Грешникам предстоит испытывать вечные муки в аду (джаханнам). Праведники мгновенно пройдут сквозь натянутый над адом мост Сират, который «тоньше волоса и острее меча», а грешники не пройдут, но низвергнутся в ад, и будут там мучиться разными родам мук. Грешники из числа мусульман, не отступившие от единобожия, оступятся и упадут вниз в пламенную бездну. Однако пребывание их там не будет вечным. Предстательством пророков и праведников они будут помилованы и изведены в райские обители, так как сохранили единобожие.

Согласно коранической традиции, блаженства, которые будут испытывать праведники в раю, в значительной мере будут носить чувственный характер: «Они будут лежать на расшитых ложах… Вечно юные отроки будут обходить и с чашами, кувшинами и кубками с родниковым напитком (вином), от которого не болит голова и не теряют рассудок, с фруктами, которые они выбирают, и мясом птиц, которое они желают. Их женами будут черноокие, большеглазые девы, подобные сокрытым жемчужинам» (Коран. 56:15-23). «Воистину, богобоязненных ожидает место спасения, Райские сады и виноградники, и полногрудые сверстницы, и полные чаши. Они не услышат там ни пустословия, ни лжи» (Коран. 78:31-35). Однако ряд толкователей Корана трактуют эти аяты символически. С этим толкованием связано представление о том, что главным источником грядущего блаженства будет созерцание лица Аллаха. Это, в свою очередь, породило вопрос о возможности созерцать непосредственно Божество лицом к лицу. В итоге устоялось мнение, что обитатели рая будут способны созерцать Аллаха, однако не уточняется, в каких формах. Описание мучений ада также натуралистично, из-за чего они тоже стали пониматься рядом исследователей коранических текстов символически.

Христиане верят, что после смерти душа человека предстает перед Богом для определения ее участи (и места пребывания в раю или в аду). Верят они и в то, что Господь Иисус Христос вернется во славе, чтобы судить живых и мертвых. Произойдет воскресение мертвых, после чего одни пойдут в жизнь вечную, а другие – в муку вечную (Мф.25:46). Вечное блаженство праведников будет носить, главным образом, духовный характер и состоять в созерцании Бога.

Сунниты присоединяют к основным положениям вероучения веру в предопределение, которое часто рассматривается в рамках положения о вере в Единого Бога, а шииты — учение об имамах, преемниках Мухаммеда.

Вера в предопределение (аль-кадар). Как сказано в Коране, «Нас постигнет только то, что предписано нам Аллахом» (Коран. 9:51). Исходя из этих и ряда других слов, а также ряда мусульманских традиций многие говорят об отрицании свободы воли человека в исламе. Заметим, что идея покорности верующих воле Аллаха отражена в самом названии «ислам» (покорность). Отметим также, что многие именуют ислам религией фатализма. Однако немало исследователей отмечают, что Коран содержит в себе и такие слова, которые могут располагать верующих к мысли, что человек, всё же, обладает некоторой свободой выбора, например: «Каждый человек избирает свой путь, а вашему Господу лучше знать, кто следует более прямым путем» (Коран. 17:84).

Джабриты утверждают, что свободы воли не существует. Все действия человека могут быть приписаны его разумной воле только условно. Подобно природным явлениям, все действия человека обусловлены заложенной в них волей Аллаха.

Мутазилиты, наоборот, полагают, что человек обладает свободой воли. Люди совершают поступки в соответствии со своими желаниями и представлениями о том, как надо поступать.

Ашариты занимают среднее положение между джабаритами и мутазилитами. Они считают, что Аллах создает действия человека согласно своему вечному знанию о нем. Аллах создает действие, а человек «приобретает» выбранное им действие.

Матуридиты принимают учение о Божественном предопределении, однако не отрицают, что Аллах сотворил людей со свободой выбора, за который они вознаграждаются или наказываются после смерти. В добрых делах Аллах помогает человеку, а в злых — нет.

Согласно христианскому вероучению, Бог от вечности знает о всех поступках людей, от вечности знает, кто будет спасен, а кто нет. При этом Сам Он желает спасения всем. Однако идти по пути спасения или нет, принимать спасительную Божественную помощь или отвергать, — это зависит от человека. Представление о том, что Бог изначально предопределил кого-то к вечной погибели и является Творцом зла, признается в Православии богохульным.

Пять столпов мусульманского благочестия и другие аспекты этики

Наряду с вероучением существует пять глав­ных ре­лигиозных обя­зан­но­стей пра­во­вер­но­го му­суль­ма­ни­на.

  1. Исповедание веры (шахада). Оно за­клю­ча­ет­ся в про­из­не­се­нии священной фор­му­лы: «Сви­де­тель­ст­вую, что нет бо­же­ст­ва, кро­ме Аллаха, и Му­хам­мед – по­слан­ник Аллаха». Иногда это действие сравнивают с Таинством Крещения, принимая которое, человек присоединяется к Церкви. Однако такое сравнение очень условно. Что­бы стать му­суль­ма­ни­ном, по бу­к­ве ша­риа­та, взрос­ло­му дос­та­точ­но с ве­рой, с намерением принятия ислама, вслух про­из­не­сти ша­ха­ду. Ша­ха­да вхо­дит в со­став по­вто­ряю­щих­ся по несколько раз фор­мул пя­ти­крат­ной еже­днев­ной мо­лит­вы. К ней реко­мен­ду­ет­ся час­то при­бе­гать и вне обя­за­тель­ных мо­литв.
  2. Мо­лит­ва (са­лят или на­маз). Её по­ло­же­но со­вер­шать пять раз в день: на рассвете, в пол­день, пе­ред на­сту­п­ле­ни­ем ве­че­ра, на закате, с наступлением ночи. Молитва подразумевает ритуальную чистоту. Совершение молитвы сопровождается определенными действиями. Ка­ж­дую пят­ни­цу му­суль­ма­не со­вер­ша­ют осо­бую совместную по­лу­ден­ную мо­лит­ву в ме­че­ти. Пятничная молитва в мечети для женщин обязательной не является. Кро­ме обя­затель­ных мо­литв мусульманами совершаются необязательные.
  3. Ми­ло­сты­ня (за­кят). Она пред­став­ля­ет со­бой свое­го ро­да еже­год­ный на­лог в поль­зу ма­ло­иму­щих единоверцев. Помимо обязатель­но­го за­кя­та, ислам по­ощ­ря­ет до­бро­воль­ную ми­ло­сты­ню.
  4. Пост (са­ум или ура­за). Соблюдается мусульманами в те­че­ние ме­ся­ца ра­ма­дан, свя­щен­ный ха­рак­тер ко­то­ро­го свя­зан с тем, что в ночь 27 ра­ма­да­на на­ча­лось ниспо­сла­ние откровений Му­хам­ме­ду. В пост сле­ду­ет воз­дер­жи­вать­ся от лю­бой пи­щи, пи­тья, ку­ре­ния и других чув­ствен­ных на­слаж­де­ний в те­че­ние свет­ло­го вре­ме­ни су­ток. Кро­ме об­ще­обя­за­тель­но­го по­ста в ра­ма­дан, мусульмане могут соблюдать ин­ди­ви­ду­аль­ные по­сты.
  5. Па­лом­ни­че­ст­во (хадж) в Мек­ку. Требование совершить паломничество в Мекку обязательно для тех, кто в со­стоя­нии его со­вер­шить (например, об­ла­дает здо­ровь­ем и не­об­хо­ди­мы­ми ма­те­ри­аль­ны­ми сред­ст­ва­ми (вклю­чая обес­пе­че­ние се­мьи на вре­мя сво­его отсутствия)). Со­вер­шив­ший хадж поль­зу­ет­ся среди мусульман осо­бым ува­же­ни­ем, по­лу­чая по­чёт­ное зва­ние хад­жи, а в некоторых ре­гио­нах – пра­во но­сить осо­бую оде­ж­ду. На­ря­ду с «кол­лек­тив­ным» хад­жем существует так называемое малое па­лом­ни­че­ст­во – ум­ра. Первое может совершаться один раз в году в месяц Зуль–хиджа, второе — в любое время года.

Наиболее известными мусульманскими ограничениями являются: запрет употреблять в пи­щу сви­ни­ну, мя­со пав­ших (и неправильно заколотых) жи­вот­ных, кровь, ал­ко­голь­ные на­пит­ки и иные одур­ма­ни­ваю­щие сред­ст­ва. За­пре­ще­ны также азарт­ные иг­ры, рос­кошь и рос­тов­щи­че­ст­во.

В исламе брак является религиозной обязанностью. Мужчине раз­ре­ша­ется иметь до че­ты­рёх жён, при условии, что он бу­дет «ров­ным» с ни­ми, в частности, ес­ли бу­дет оди­на­ко­во хо­ро­шо со­дер­жать их. Мно­го­жён­ст­во встре­ча­ет­ся ред­ко, а в ря­де му­сульманских стран ог­ра­ни­че­но за­ко­ном.

В ис­ла­ме обрезание не предписано в Коране, однако от­но­сит­ся к иду­щей от Мухам­ме­да сун­не. Му­сульманские на­ро­ды соверша­ют обрезание у маль­чи­ков от воз­рас­та но­во­ро­ж­дён­ных до 10–13 лет.

О проблемах, связанных с Кораном

  1. Как настаивают мусульмане, истинный Коран на небесах – несотворенный, он в совершенстве выражает мысль Бога. Однако они признают, что Коран не тождественен сущности Бога. Отсюда следует проблема соотношения речи, как свойства Аллаха, и Корана, как того, что существует отдельно от него и, в тоже время, вечно. Исходный мусульманский принцип – либо строгий монотеизм, либо политеизм – оказывается несостоятелен. Сами мусульмане признают, что нечто может быть вечным выражением Бога, не будучи в точности Ему тождественно. В таком случае, не должно быть невероятным и то, что нетварное Слово Божие – Сын (Христос), может быть вечным и единосущным Богу.
  2. Краеугольным камнем исламской позиции является тот тезис, что Коран характеризуется такими литературными качествами и стилем, которые могут происходить только непосредственно от Бога. Мало того, что само по себе это не является доказательством сверхъестественного происхождения книги, сама эта характеристика не представляется убедительной. Однако существуют свидетельства, что даже некоторые из первых мусульман признавали, что литературная форма Корана далека от совершенства.
  3. В 650-х гг. при Османе ибн Аффане, третьем мусульманском халифе, как сообщается, несколько мусульманских общин пользовались разными вариантами Корана. Затем была подготовлена исправленная официальная версия. Именно этот вариант сохранился единообразно и без отклонений, а не тот оригинал, который восходил бы непосредственно к Мухаммеду. Таким образом, текст, канонизированный Османом, был только одним из нескольких вариантов, существовавших в то время. И сегодня не все мусульмане признают один и тот же вариант Корана. В отличие от претензий мусульман на полную аутентичность Корана, христиане признают, что оригинал библейского текста не дошел до нас. При этом различные библейские рукописи никогда сознательно не уничтожались с целью унификации.
  4. Ислам и христианство не могут быть истинны одновременно. Каждая из двух религий объявляет, что только её священные тексты истинны и в точности передают Откровение Божье. В них также содержатся взаимоисключающие догматы: Бог имеет три ипостаси; у Бога только одна ипостась. Христос умер на кресте и на третий день воскрес из мёртвых. В Коране это отрицается.
  5. Утверждения о том, что Коран должен иметь божественное происхождение в связи с его внутренней последовательностью и непротиворечивостью, не убедительны. Сама концепция отмены, когда допущенные ошибки исправляются в последующих стихах, свидетельствует об отсутствии в Коране единства. Некоторые мусульмане утверждают, будто бы доктрина отмены сводится просто к «развёртыванию откровения», когда одна и та же Божия истина адаптируется для разных людей, живущих в разное время. Понятие развёртывающегося откровения имеет смысл, когда Бог последовательно раскрывает Себя на протяжении долгого времени, как это представлено в Библии. Особенно это различие показательно с учётом того факта, что в Коране исправляющие стихи нередко следуют почти сразу за исправляемыми.
  6. Согласно исследованиям, для содержания Корана можно проследить либо исходные иудейские или христианские произведения (зачастую – иудейские или христианские апокрифы), либо языческие источники. Считается, что даже некоторые сказания о христианских святых (о семи отроках Ефесских, проспавших несколько столетий в пещере) нашли свое отражение в Коране (18-я сура «Пещера»).
  7. Существует и такая оценка. На участие сатаны в написании Корана может указывать то, в каком состоянии Мухаммед получал свои откровения и произносил проповеди. «Ангел», который являлся основателю ислама, душил его. При появлении «ангела» Мухаммеду становилось очень плохо: он чувствовал страшный гул в голове, подобно усиливающемуся звуку колокола, или его бил озноб. Он сам говорил, что страдание, которое он испытывал при получении Корана, он не испытывал никогда. Это очень напоминает бесовские обольщения, описанные в христианских патериках и житийной литературе. Когда он стал догадываться, кто ему на самом деле явился, его переубедили его родственники. Примечательно, что вслед за первым откровением последовал долгий период молчания, длившийся, согласно некоторым сведениям, примерно три года, на протяжении которых Мухаммед погрузился в глубины отчаяния, чувствуя свою оставленность Богом и подумывая о самоубийстве.

Некоторому брату явился диавол, преобразившись в Ангела света, и сказал ему: «Я – Архангел Гавриил, послан к тебе».
Монах на это отвечал: «Смотри! не к кому ли другому ты послан? потому что я недостоин того, чтобы посылались ко мне Ангелы».
Диавол тотчас исчез. (святитель Игнатий Брянчанинов, «Отечник»)

Мухаммед – пророк ислама

С позиции христианства Мухаммед не является пророком, т.к.:

– он родился через шесть веков после Боговоплощения (Христос же открыл людям: «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк.16:16).
– он учил прямо противоположно Христу;
– ничего нового для спасения человечества он не принёс;
– его духовно-нравственный облик не соответствовал духовно-нравственному облику ветхозаветных пророков и евангелистов;
– он не привёл никаких доказательств того, что он послан Богом (он получал откровения не от Бога, а лишь от некоего духа Джабраила).

Мухаммед, основатель ислама, в соответствии с Божественным Откровением, является лжепророком: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос?» (1Ин.2:22).

Что необходимо сделать человеку, чтобы присоединиться к Православной Церкви из ислама?

Необходимо научение вере, отречение от заблуждений ислама, исповедание православной веры и принятие Таинства Крещения (если до этого человек не был крещен). Для научения православной вере необходимо обратиться к православному священнику (желательно найти контакт миссионерского отдела местной епархии) и пройти огласительные беседы. Присоединяемый к Церкви публично исповедует православную веру и отрекается от мусульманского вероучения; он произносит удостоверение о свободном и нелицемерном желании стать христианином. После этого он может принять Таинство Крещения и Таинство Миропомазания, и стать полноценным членом Церкви Христовой.

Имеет ли право православный христианин (христианка) вступить в брак с мусульманином (мусульманкой)?

Нет, такие браки канонически запрещены. Это связано с опасностью отпадения православной стороны от веры и невозможности воспитывать детей в православной вере. Однако если он был заключен до Крещения, то он признается законным браком. По совету апостола Павла, подобные браки не стоит расторгать по инициативе верующей стороны, в надежде на обращение неверующего супруга (1Кор.7:12-16).

Кратко об исламе

Основателем ислама является религиозный и политический деятель Мухаммед, который умер в раннем средневековье (632 году).

  1. Вероубеждение ислама включает 5 столпов: вера в Аллаха, в ангелов, в Священные Писания, в пророков, в Судный день, (в предопределение).
  2. Предписания исламского закона (шариата) включают 5 столпов: исповедание, что нет бога кроме Аллаха и Мухаммад раб его и посланник, молитву 5 раз в сутки, обязательное пожертвование, пост в месяц, паломничество в Мекку.
  3. Несмотря на то, что слово «Аллах» переводится с арабского как Бог, учение ислама принципиально отличается от Богооткровенного христианского учения.
  4. Ислам — не религия Божественного Откровения. В ней есть фрагменты Откровения, заимствованные из ветхозаветной религии и христианства, но перетолкованные.
  5. Кораном является книга, написанная исключительно на арабском языке. Исходя из этого несложно представить, какое количество мусульман вне арабских стран прочитало Коран.
  6. Ислам признаёт, что Бог один, но отрицает троичность Бога по Лицам; следовательно, отрицает и воплощение Сына Божьего. Ислам отрицает Божественное достоинство Иисуса Христа, Он для мусульман – всего лишь один из пророков, человек.
  7. Взгляд мусульман на Библию за несколько веков претерпел существенные изменения. Ранние исламские писатели считали, что искажение сводится к ложному пониманию без изменения текста. Но более поздние авторы выдвинули идею искажения самого текста. Причем обе эти позиции сохранились. Искажёнными объявляются те библейские фрагменты, которые не согласуются с исламом.
  8. В отличие от христианского Откровения, ислам не говорит о том, что Бог есть Любовь, воплотившийся ради спасения людей.
  9. В Коране есть доля истины. Например, положение о том, что существует только один Бог, истинно. Но здесь светлые истины смешаны с заблуждениями.
  10. В исламе уделяется большое внимание соблюдению внешних норм поведения, в ущерб внутреннему духовно-нравственному преображению.
  11. Для оценки исламского учения с т.з. Божественного Откровения достаточно двух цитат:
    — Об Иисусе Христе в Св. Писании сказано: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12);
    — Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына (1Ин.2:22).

Цитаты об исламе

«Христианство – это не просто признание некоего абстрактного Бога и набор расхожих моральных предписаний. Христиане верят в Иисуса Христа – Бога, Который стал Человеком, Который не просто спускает «сверху» директивы, как жить правильно, а Который стал как один из нас, жил среди людей и Своей жизнью, смертью на кресте и воскресением из мертвых открыл нам путь спасения. В такого Бога человек, ставший мусульманином, не верит. В Коране прямо порицается учение, что Христос есть Бог и Сын Божий (5.17, 9.30). Если христианин принимает ислам, то это значит, что он отрекается от Христа, сказавшего: Я Сын Божий (Ин.10:36). И к такому человеку относятся слова Иисуса: Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф.10:33). Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин.3:36). Вот почему это духовная трагедия, о которой скорбит Церковь. Что же касается заповедей, то они в разных религиях различны; пересечения, конечно, есть, но их не так уж много».
священник Георгий Максимов

«Православные христиане по своей вере, обычаям и традиции терпимы в бытовой и социальной сферах к иным культурам и религиозным убеждениям. Заповедь Господа Иисуса Христа призывает любить ближнего. А ближний для нас – любой человек, независимо от веры, национальности, пола и социального происхождения. Такое отношение к ближнему, обществу и ко всему миру является действием Божественной благодати согласно ангельской песни: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лк.2:14). Миссия примирения развивается как диалог жизни, когда христиане живут и общаются в бытовой и социальной сферах с людьми других вероисповеданий и идеологий. Так люди узнают друг друга, уважают друг друга, учатся друг у друга, потому что, по слову свт. Иоанна Златоуста, у нас нет ничего общего только с диаволом, со всеми же людьми мы имеем много общего».
Концепция миссионерской деятельности РПЦ

«Из описания жизни Мухаммеда ясно, что он стремился, так или иначе, хорошими или дурными средствами обратить на себя внимание народа, иметь на него влияние и сделать его своим орудием. А для этого он пускал в ход и обман, и хитрость, и силу оружия, давал поблажку чувственности, к которой и сам был весьма склонен. И все это богохульно освящалось именем Божьим как заповеди Его. Мухаммед не понимал, что в заповедях для жизни человека должна выражаться жизнь Самого Бога и свойства Существа Его как Первоисточника жизни человека. Но Мухаммед поучал арабов своей собственной, самолюбивой жизнью. Страстный в жизни, он таковым остается и в учении своем, научая и своих последователей быть страстными».
свщмч. Александр Миропольский

«От способа распространения Божественного Откровения естественно ожидать, что он будет вполне достоин Бога, открывающего свою волю, человека, которому даётся откровение, и самого откровения. Поэтому никак нельзя согласиться, чтобы, при распространении истинного Откровения, были употреблены хитрость, обман и пр.; чтобы здесь могли действовать золото, серебро, подкуп, или были допущены меч, принуждение, кровопролитие… И потому, например, Магометанство, распространённое подобным образом, по одной этой черте уже не заслуживает имени Откровения. Напротив, когда видим, что проповедники какой-либо веры, выдаваемой ими за Откровение, не употребляют для распространения её никаких других средств, кроме самой проповеди, стараются только просветить умы и сердца своих слушателей словом истины, предоставляя каждому на выбор – верить проповеди или не верить; когда видим, что, несмотря на отсутствие всяких других пособий, одна эта проповедь, сама собой, привлекает тысячи людей и распространяется повсюду с изумительной быстротой: не скажет ли тогда нам совесть, что тут действуют не простые люди, что их образ действий может быть назван достойным и Самого Бога?».
митрополит Макарий (Булгаков)

«Появление перевода Библии на арабский язык спустя целое столетие (самый ранний перевод Нового Завета на арабский язык датируется VIII в.) после существования Корана дало свои результаты. За это время мусульмане успели по-своему понять как Ветхий, так и Новый Завет».
священник Назарий Эйвазов

«Следуя исламу, необходимо верить в несотворенность Корана. Подчеркнем, что на какие бы уловки не пускался в данном вопросе образованный мусульманин, он все равно останется перед грубым антропоморфным утверждением – Коран вечен. Это объясняется очень просто. В исламе нет учения о Божественном Слове как Боге, Особой Божественной Ипостаси. Ведь если признать Божественное Слово Самим Богом, то любой священный текст может быть только тварным. Даже если его изначальные смыслы божественны, нетварны, то они остаются в Самом Боге, а не превращаются в тварную книгу. Ведь смыслы есть мысли («смыслы» означают «мысли», «мышление») чьего-то ума. Для сравнения, человеческие мысли есть внутренние слова человеческого ума, которые он сам себе произносит. Человек может выразить свое мышление (внутреннее слово) в книге, но его мышление всегда останется при нем, а не станет от этого книгой.
Бог не умирает, Он Вечно Живой, поэтому для разъяснения Библии надо обращаться к Нему Самому. Божественная Мысль – Мысль Вечного Божественного Ума, Его Нетварная Речь, Несозданное Слово. Несозданная Речь Бога и есть Сам Бог, а значит тварный текст остается тварным текстом, а Нетварный Бог остается Нетварным Богом. Поэтому Библия христиан тварна, хотя и дана по вдохновению свыше от Нетварного Божественного Слова. Чтобы понять Священное Писание христиан необходимо Божественное действие Святого Духа, просвещение Свыше от Самого Бога. Без Божественного просвещения одни человеческие усилия в чтении недостаточны. Много атеистов читало Священное Писание, но не они не смогли уразуметь, ибо одного человеческого ума здесь мало. Итак, недостаточно просто читать Библию, но надо просить у Бога даровать вразумляющую Божественную благодать Святого Духа на ее понимание.
Это и есть истинный монотеизм. В противном случае надо верить в мусульманскую «Мать книги», то есть придавать Богу сотоварищей. Такая вера – не монотеистическая. Она широко распространена, например, в индуизме, где Веды существуют вечно. Поэтому тезис многих мусульманских акыд «Коран – несотворенная речь Божья» есть положение языческого миропонимания, а не монотеистического миросозерцания. Последовательный и строгий монотеист всегда способен отделить тварную книгу от Вечного Нетварного Бога.»

«По сравнению с аравийским язычеством, идея монотеизма, заимствованная исламом из иудаизма, явилась определённым религиозным прогрессом. Однако ислам не смог постичь Боговоплощение, не осознал Иисуса Христа как Сына Божьего. Т.о. ислам существенно ограничивает Богопознание, поскольку отрицает возможность соединения Бога и человека, а, следовательно, и познание человеком Бога. В исламе мы не встретим учения о Божественной благодати, действующей в человеческом сердце, а встретим лишь учение о законе как системе внешних предписаний.
В основу ислама положен не личный опыт Богообщения, а соблюдение внешнего закона – шариата, который тщательно регламентирует жизнь мусульманина, определяя для него пятикратную молитву на арабском языке (вплоть до слов, разрешенного времени, одежды, позы), пост, ритуал паломничества и пр. В то же время, контролируя внешнее человеческое поведение, ислам не дает человеку главное, что способна дать истинная религия – опыт личного Богообщения, познания Бога.
Для того чтобы понять эту религию, необходимо помнить, что ислам – это не аналог Церкви или секты, чья цель в преображении души человека. Скорее это некий глобальный социально-религиозный проект построения царства Божия на земле. В этом ислам скорее близок к компартии, национал-социализму или нынешней глобализации. Именно поэтому всякая попытка встроить ислам в неисламский порядок может существовать лишь до тех пор, пока последний достаточно силен, чтобы сдерживать исламский рост».
священник Даниил Сысоев

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka