Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.15Вар.123456Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.1234Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.12345678910111213141516171819202122Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.1234562Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.13Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И сказал мне Ангел, говоривший со мною: провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: возревновал Я о Иерусалиме и о Сионе ревностью великою;

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 14–16 И сказал ко мне ангел, который говорил во мне: «Восклицай говоря: Сие говорит Господь воинств: Я возревновал о Иерусалиме и о Сионе ревностию великою, и великим гневом разгневался [или: буду гневаться] на народы богатые. Так как Я гневался мало, они увеличили зло». Посему так говорит Господь: Я обращусь к Иерусалиму во многом милосердии, и дом Мой будет создан в нем, говорит Господь воинств, и плотничий шнур распрострется над Иерусалимом

И здесь снова находятся слова добрые, слова утешения, которые пророку повелевается воскликнуть: Господь возревновал о Иерусалиме и Сионе ревностию великою. А тот, кто ревнует, показывает любовь к той, которую ревнует, совсем не говоря так, как [говорил] чрез Иеремию: Как презирает жена мужа, так презрел Меня дом Израиля (Иер. 3:20), которому чрез Иезекииля Господь говорит: Гневаясь, Я уже не буду гневаться на тебя, и ревность Моя отступила от тебя (Иез. 16:42). Итак, Тот, Который взревновал о Иерусалиме и Сионе, – а это есть один и тот же город, – ныне гневается на народы, изобилующие богатствами, которых раньше Он назвал рыжими, пестрыми и белыми; ибо Он предназначил их для исправления [других], а они обращались жестоко с преданными в их руки. – Он хотел, чтобы сын был исправлен детоводителем, а они старались истреблять и наказывать его, как врага. Произошло подобное тому, что говорится у Исаии: Я предал их в руки твои; ты же не оказала им милосердия: старцу отяготила бремя и сказала: «Буду госпожею на веки» (Ис. 47:6). Ревность, как и гнев, понимаются в соответствии с человеческим представлением о страсти (ἀνδρωποπάδως). Но из этого места [пророчества] злословящие Ветхий Завет еретики с необходимостью убеждаются в том, что гневающийся Бог не желает погубить тех, на которых гневается, а только исправить их. Таким образом, говорит: Так как Я взревновал о Иерусалиме ревностью великою и о Сионе, которых враги угнетали более, чем Я хотел, посему так говорит Господь: «Обращусь к Иерусалиму не с одной только милостью, но со многим милосердием, и дом Мой», т. е. храм будет создан в нем при Зоровавеле и Иисусе, сыне Иоседека, и строительный шнур распрострется над Иерусалимом. Под Иерусалимом и Сионом, – [что значит] видение или место наблюдения мира, – которые помышляют не о войнах века сего, не о низменном и земном, а о мире и согласии и высоте небесной, можно разуметь Церковь. Бог, гневающийся на неё за грехи и пороки, и за постепенное охлаждение любви (Мф. 24:12), предает её преследованиям, чтобы она явилась, как чистое золото и серебро в горниле. А враги её, которым она предана, стремясь погубить её, наполнят Иерусалим кровью убитых от ворот до ворот. После этого Господь, обещающий мир и милосердие говорит, что имеет снова воссоздать её. И плотничий шнур или землемерная веревка будет протянута в нем соответственно определенным мерам и правильному расположению отдельных частей. А что это за канат, это показывается в следующей главе, где пророк говорит: Я поднял глаза мои и увидел: и вот муж, и в руке его землемерная веревка (Зах. 2:1). А храм Божий, который противники разрушили, мы можем видеть в достопоклоняемом Теле Господа, о котором Он сам говорил: Разорите храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2:19). Оно было сокрушено в страданиях, но восстановлено в воскресении, и стало семенем или зачатком всех храмов, о которых и Апостол говорит: Вы есте храм Божий и Дух Божий обитает в вас (2Кор. 6:16).

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 13-15 И отвеща Господь Вседержитель Аггелу глаголющему во мне глаголы добры и словеса утешна. И рече ко мне Аггел глаголяй во мне: возопий, глаголя: сице глаголет Господь Вседержитель: ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением велиим и гневом велиим аз гневаюся на языки нападающыя: зане аз убо прогневахся мало, они же налегоша во злая

Непреложная истина, что «щедр и милостив Господь», как говорит Псалмопевец (Пс.102:8), и самые события действительной жизни вопиют, что это именно так, а не иначе. Обрати внимание на то, что Он тотчас принимает молитвы за пострадавших и сокрушенных скорбью на чужбине и, избавляя их от ига рабства, как бы предупреждает прошение ходатайствующего за них и тотчас отвечает глаголами добрыми и словесами утешными. Утешительными называет их потому, что они могли оживить и ободрить дух угнетенных. Во все время плена их не сказавший им может быть и глагола доброго и не удостоивший их ничего, что обыкновенно ободряет, (теперь) начинает говорить с ними милостиво и полагает начало кроткого обращения с ними. И вот вследствие необычайной радости божественный Ангел повелел пророку воскликнуть и довести до сведения всех слова Бога. «Ревновах, говорит, ко Иерусалиму рвением великим», направляя это рвение не против него, как прежде, за то, что он предан был противоестественному идолослужению, – но за него, против его опустошителей, на которых, говорит, прогневался Он не обыкновенным и умеренным гневом, но неукротимою и неудержимою яростью; ибо, говорит, Я вразумлял Моих и не хотел, чтоб они пострадали сверх меры, они же по своему усмотрению обращались с ними с страшною и необузданною жестокостью, употребляя всякого рода жестокости и обесчеловечие. Это, думаю, и означают слова: «аз убо прогневахся мало, они же налегоша в злая». Бог всяческих наказывает согрешивших по любви к ним и, подвергая нас умеренным наказаниям, побуждает нас к исправлению, а те, которые призваны к исполнению этого, иногда набрасываются на наказываемых подобно зверям. Но Бог гневается на них гневом великим: ибо Он хотел исправить их наказанием, как отец, а они с неудержимою стремительностью накинулись на страждущих.

Когда церковь терпела такие страдания, то гонители ее не знали, что они отдадут ответ за свою жестокость против нее и подвергнутся тяжким наказаниям от Бога, всем управляющего.

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

14-15. И сказал мне Ангел, говоривший со мною: провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: возревновал Я о Иерусалиме и о Сионе ревностью великою; и великим негодованием негодую на народы, живущие в покое; ибо, когда Я мало прогневался, они усилили зло.

Не потерплю более того, чтобы оставлять без внимания содеваемое с Иерусалимом, но накажу преступивших меру определенного наказания и отважившихся причинить ему большее число зол, нежели сколько положено. Ибо Я, наказуя Иерусалим за нарушение Моих законов, лишил Моего о нем промышления; они же, взяв это в повод к небоязненности, не захотели удовлетвориться причиняемыми ему бедствиями. Поэтому, исполнившись справедливой ревности, Иерусалим удостою пощады, а у них потребую отчета в их дерзости. 

Толкование на пророка Захарию

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

14-15. И сказал мне Ангел, говоривший со мною: провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: возревновал Я о Иерусалиме и о Сионе ревностью великою; и великим негодованием негодую на народы, живущие в покое; ибо, когда Я мало прогневался, они усилили зло.

14-15. И рече ко мне Ангел глаголяй во мне: возопий глаголя: сице глаголет Господь Вседержитель: ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением великим, и гневом велиим Аз гневаюся на языки нападающыя: зане Аз убо прогневахся мало, они же налегоша во злая.

Слова благие и утешительные Господь Бог говорил Ангелу-хранителю Захарии, а святой Ангел уже сообщал пророку. Вот что Он сказал теперь Захарии, от имени Божия: «всем провозглашай: так говорит Господь Вседержитель: Я величайшею ревностью возревновал о городе Иерусалиме и о Сионе или о храме. Т. е., Я сильно люблю Иерусалим и св. храм его, непременно исполню все обетования о них, как обещал через пророков, и, с тем вместе, Я накажу те народы, которые нападали на Иерусалим и Иудею. Я, говорит Господь, не сильно прогневался на Еврейский народ, и, чтобы вразумить и исправить его, предал в рабство языческим народам, а эти народы преступили меру, Мною определенного наказания, отважились причинить ему большее число зол, нежели сколько положено», (блаженный Феодорит), что и значат слова "налегоша во злая". Т. е., увеличили зло или наказание, грабили, опустошали, разоряли, убивали Иудеев и старались истребить их с лица земли. (Ис.47:6, 7). Так поступали они для удовлетворения своей злобы, вопреки Моему повелению, а потому, Я накажу их за сии, и подобные, жестокости. Сим объясняются и те места Священного Писания, где Бог угрожает наказать, враждебные Иудеям, народы, которых Сам же возбуждал против них (Ис.47:6; Иез.25:3; Ос.1:4; Иоил.3:1-19; 4Цар.10:30). Здесь разумеются, конечно, Египтяне. Филистимляне, Ассирияне, Халдеи и другие, которых Бог наказал через других народов, попустив, чтобы они истребляли друг друга.

Толкование на книгу святого пророка Захарии

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 14-17 И сказал мне Ангел, говоривший со мною: провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: возревновал Я о Иерусалиме и о Сионе ревностью великою; и великим негодованием негодую на народы, живущие в покое; ибо, когда Я мало прогневался, они усилили зло. Посему так говорит Господь: Я обращаюсь к Иерусалиму с милосердием; в нем соорудится дом Мой, говорит Господь Саваоф, и землемерная вервь протянется по Иерусалиму. Еще провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: снова переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим. 

В своем ответе, в этих словах добрых и утешительных Бог открывал народу, что Его горячая любовь к Иерусалиму пребывает во всей своей силе, что Он снова начал уже действенно проявлять ее, освободив свой народ из плена вавилонского и возвратив его в свое отечество: «возревновал Я о Иерусалиме и о Сионе, – говорил Бог,  ревностию великою». Вследствие этой ревности, этой горячей любви к Иерусалиму и Сиону Бог сильно гневается на народы, которые в доверии на свои силы и на свое могущество живут в беспечном спокойствии. Он негодует на них за то, что «когда Я, – говорил Он, – мало прогневался, они усилили зло», в отношении к иудеям они действовали не как только орудия Божьего наказания, долженствовавшего постигнуть народ Божий за его противление воле Божьей, а действовали так, что от их образа действий произошло зло, ибо они хотели совсем уничтожить Израиль (Ис.47). «Посему», т.е. потому что возревновал Бог сильною любовью к народу своему и сильно гневается на язычников, оскорбивших народ Его, Он обратится теперь непременно с полною милостью к Иерусалиму, доведет до конца то исполнение благодатных обетований, которые Он уже начал в возвращении народа Своего из плена в Иудею, «так говорит Господь: Я обращаюсь к Иерусалиму с милосердием; в нем соорудится дом Мой, говорит Господь Саваоф, и землемерная вервь протянется по Иерусалиму» с тем, чтобы измерить пространство, какое должен занять город и определить границы его. Таким образом, город снова будет восстановлен в его прежнем виде, все препятствия, какие встретятся на пути к осуществлению этого дела, будут силою Божьею устранены. Но Иегова этим не ограничится. Пророк должен возвестить народу еще новые милости Божии. «Еще провозгласи, – говорит ему Бог, – и скажи: так говорит Господь Саваоф: снова переполнятся города Мои», города земли Божьей, земли обетованной, «добром» или спасением, «и утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим» как место Своего обитания среди своего народа. Таковым обетованием закончилось первое видение, показанное пророку. 

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible