<span class=bg_bpub_book_author>архим. Иоанн (Экономцев)</span> <br>Свет Преображения. Записки провинциального священника

архим. Иоанн (Экономцев)
Свет Преображения. Записки провинциального священника - 21 августа 1985 г.

(72 голоса4.3 из 5)

Оглавление

21 августа 1985 г.

Вчера во время литургии архиепископ рукоположил Петра во диакона. То-то был праздник для всей нашей общины! Об Агафье я не говорю. Она то плакала, то смеялась и постоянно повторяла про себя: «Слава Тебе, Господи!»

А сегодня ко мне в храм пришли неожиданные гости. О них немало толков в городе. Одни называют их сектантами, другие диссидентами, третьи — членами катакомбной Православной Церкви. Мне несколько раз приносили распространяемые ими машинописные листовки и брошюрки. В листовках содержались злые нападки на епископат Русской Православной Церкви, который обвинялся во всех смертных грехах, и прежде всего в сотрудничестве с «совдепом». Брошюрки представляли собой перепечатки довольно примитивных материалов из дореволюционных религиозных сборников. Говорили, что Валентин Кузьмич ведет на членов группы настоящую охоту и года три назад организовал по их делу громкий, по местным масштабам, процесс, эхо которого, однако, докатилось до Америки, где возник комитет в защиту Владислава Турина, руководителя этой группы. Не знаю, насколько суровыми были приговоры, но сейчас все подсудимые были на свободе, и Валентин Кузьмич продолжал охотиться за ними.

Их было человек шесть. Выйдя из алтаря, я с изумлением увидел шествующих гуськом, один за другим, бородатых мужчин. Они направлялись прямо ко мне. Никогда до этого в храме я их не видел. Благословения у меня они не попросили. Мужчина, шедший первым, представился:

— Владислав Турин. Не знаю, говорит ли вам что-нибудь это имя.

— Мне приходилось слышать о вас, — ответил я.

— Не могли бы вы, отец Иоанн; уделить нам несколько минут?

— Безусловно. Прошу вас.

Я провел их в притвор и предложил сесть на стоявшие там стулья.

— Отец Иоанн, — обратился ко мне Турин, — мы слышали о вас много добрых слов. В отличие от отца Василия, который верой и правдой служил Валентину Кузьмичу и был разбойником в церковной ограде, вы проявили себя как добрый пастырь… одним словом, мы хотели бы стать членами вашей паствы.

— Преображенский собор открыт для всех православных христиан…

— Мы православные христиане, но наше отношение к Московскому патриархату очень критическое.

— Вы не признаете его юрисдикции?

— Вопрос сложный. Мы хотим сказать, что ваша Церковь

— «Ваша» или «наша»?

— Русская Православная Церковь. Мы не хотим сказать, что она безблагодатна, но в результате сотрудничества с властями ее благодатность повредилась.

— Абсурд. Недостойные священнослужители всегда были и будут, и сейчас их, возможно, больше, чем когда-либо раньше. Церковь, безусловно, должна освобождаться от них, но не потому, что совершаемые ими таинства не имеют действенной силы (благодать передается и через них), а потому, что они своим поведением и своими делами наносят ущерб авторитету Церкви.

— Боюсь, что количество перешло в качество и теперь больны не только члены Церкви, но и сама Церковь.

— Простите, Владислав… как вас по отчеству?

— Ефимович.

— В нашем православном сознании, Владислав Ефимович, Церковь — это Тело Христово, единое и безгрешное. Конечно, в данном случае речь идет о Вселенской Церкви, частью которой является Русская Церковь.

— А может, это уже не часть Вселенской Церкви?

— Каждый день здесь, в храме, бывают сотни людей. Как их пастырь, я могу сказать: это чада Церкви — и Русской, и Вселенской.

— Я согласен с тем, что Церковь есть Тело Христово, не имеющее на себе греха. Я не отрицаю принадлежности к ней ваших прихожан и вас, как их пастыря, достойного пастыря, отец Иоанн. Поэтому мы и пришли сюда. Но в Русской Православной Церкви вы изгой. В ней делают карьеру такие люди, как отец Василий, на котором пробы ставить негде, или наш архиепископ, носящий под рясой погоны…

— Ну это уж вы слишком…

— Не Богу, совдепу он служит.

— Служит он Богу и Церкви Христовой, Владислав Ефимович. А если идет на компромисс с властями, то не от хорошей жизни.

— Какое же тогда это Тело Христово, единое и безгрешное, если компромисс с диаволом?

— Так что же вы предлагаете?

— В катакомбы идти нужно.

— И дать разрушить этот храм?

— Каменья, они и есть каменья. В душе храм воздвигать надо. Так-то прочнее будет.

— Не каменья это, Владислав Ефимович, а храм, святыня. Не имею я права предать его на поругание и допустить, чтобы прекратилась в нем служба Божия.

— Так ли уж это важно, если все вокруг рушится и диавол торжествует? Главное — чистоту соблюсти, через то и спасемся. Молитвой, умным деланием, Духом Святым спасемся. Если мы сможем Бога в себя вместить и стать богами по благодати, что еще нужно для спасения? Я же, отец Иоанн, все ваши работы по исихазму перечитал, да что там перечитал, наизусть выучил! Они мне истинный путь открыли. Сколько писем я вам написал, но так ни одного и не решился отправить. Не думал, не гадал, что здесь, в этом забытом Богом городке, встретимся.

— Владислав Ефимович, я очень тронут подобным признанием. Боюсь только, что вы несколько односторонне интерпретировали мои работы. Безусловно, отношения человека с Богом носят личностный характер. Но я не стал бы противопоставлять друг другу два пути спасения: в рамках христианской общины и через индивидуальный подвиг.

Мне показалось, что Владислав Ефимович был несколько разочарован услышанным. Наступила томительная пауза. Что касается спутников Турина, то они в течение всей нашей беседы молча сидели на краешках стульев в одинаковых напряженных позах, не шелохнувшись и потупив глаза.

— Ну, что же, — сказал наконец Владислав Ефимович, — очень рад был лично познакомиться. Хотелось бы продолжить нашу беседу и побывать у вас на службе.

— Милости просим.

Турин и его спутники поднялись и, молча поклонившись мне, направились к выходу. И, уже отходя от меня, Владислав Ефимович неожиданно произнес:

— Какое же сильное у вас поле!

Как только они удалились, ко мне подошел Георгий Петрович.

— Не нравятся мне они, — сказал он. — Разное о них в городе говорят. Святодуховцами их называют.

— Почему святодуховцами?

— А потому, что поклоняются якобы только Святому Духу. Не знаю, правда ли это, но будто бы целую теорию они изобрели о том, что Христос выполнил свою миссию, воплотившись, приняв смерть на кресте и воскреснув. А потом, с Пятидесятницы, наступила эра Святого Духа, Которому и следует теперь поклоняться. Не доверяйте им, батюшка. Чует мое сердце, добром все это не кончится. Ишь как вышагивают друг другу в затылок, как гусаки! Не думаю, чтобы они к Вам благоволили. Запустение храма их устраивало и отец Василий тоже. Тогда они героями ходили, а теперь все от них отвернулись.

— Каменья и есть каменья…

— Не понял, батюшка…

— Это так о храме он сказал.

— Ишь подлец какой! Еретик он, отец Иоанн! Не пускали бы вы их сюда.

— Нельзя так, Георгий Петрович. Если люди с пути сбились, как не помочь им? Может быть, и моя вина тут есть…

— Ваша вина? Да при чем тут вы?

— Кто знает, Георгий Петрович, кроме Господа Бога?.. Один есть Судия. Он все и разрешит.

Комментировать

19 комментариев

  • Евгений, 31.03.2014

    Потрясающее произведение! Прочитал на одном дыхании. Низкий поклон автору за изумительную работу! Я не литературный работник, а простой мирянин, потому не могу грамотно, согласно критико-изыскательным формам рецензировать эту книгу. Я просто скажу : «Мне очень и очень понравилось!»

    Ответить »
  • Елена, 13.04.2014

    Я также рекомендую прочесть это произведение. Равнодушным не оставит никого. Спаси Господи и низкий поклон автору.

    Ответить »
  • Елена, 16.05.2014

    Читала — не могла оторваться. Прекрасно написано! Огромное спасибо автору и тем, кто выложил сюда эту книгу.

    Ответить »
  • Наталия, 05.06.2014

    Спасибо огромное!!! Это замечательно для меня, что подарили такую возможность — прочесть это произведение. Такое яркое, глубокое и умиротворяющее одновременно. Спаси Господи.

    Ответить »
  • людмила, 14.06.2014

    Присоединяюсь к предыдущим отзывам — потрясло до глубины души! Спасибо за рубрику —

    Ответить »
  • р.Б.Татиана, 02.08.2014

    Потрясающее произведение. Прочитала на одном дыхании. Спаси Господи.

    Ответить »
  • Екатерина, 27.08.2014

    http://azbyka.ru/fiction/tajna-vosmogo-dnya/

    Но мне все равно роман понравился.

    Ответить »
  • Анна, 03.11.2014

    ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ АВТОРУ! СПАСИ ГОСПОДИ!

    Ответить »
  • Юлия, 31.01.2015

    Неоднозначное впечатление… Неожиданно, как для православной литературы, очень неожиданно, особенно описание событий на острове (20 ноября)…

    Ответить »
  • Ольга, 27.02.2015

    Огромная благодарность!
    Спаси Христос всех, кто потрудился, чтобы дать нам возможность прочесть этот роман!
    Помощи вам Божией!
    В Великий Пост это как нельзя кстати..

    Ответить »
  • Ольга, 24.03.2015

    В теперешнее время, когда кругом и всюду и всё — за деньги, как же радует и одухотворяет то, что можно просто зайти и прочесть и скачать книги о вере, любви, Православии. Спаси Господи автора за прекрасный труд и всех, кто потрудился над его размещением на этом ресурсе.

    Ответить »
  • Татьяна, 06.06.2015

    Какие люди! Какие судьбы! А я — такая грешница… Не могу расстаться с героями, автором, книгой. Хочется читать и пере1читывать, хочется жить среди них,общаться с ними, быть такими, как они. Благодарю Господа за эту встречу .

    Ответить »
  • Ольга, 21.01.2016

    Интересно, захватывающе, поучительно! Читается на одном дыхании! Спасибо о.Константину(Пархоменко). Читала его дневники, где и нашла рекомендацию прочитать этот замечательный роман! Какая сила веры, сила духа у главного героя о. Иоанна!

    Ответить »
  • Татьяна, 23.06.2016

    ПОТРЯСАЮЩЕ!!!!!!!!!!!!!! СПАСИ ГОСПОДИ!!!!!!!!!!!!!

    Ответить »
  • татьяна д, 16.08.2016

    Прочитала эту книгу и отзыв на нее в разделе псевдоправослаие. Не хочется оценивать эту вещь в духе понравилось или нет.
    Замечу только 2 вещи. В середине книги, автор помещает оценку русского народа, поддержавшем революционную вакханалию, данную Г Флоровским и А.Шмеманом, как народа совсем неправославного и нехристианского.., высказывая свое явное негативное отношение к этой оценке..В конце же своей книги И.Экономцев, описывая эпизод с одной из своих эпизодических героинь Сталиной Овчаровой, желающей креститься перед смертью, упоминает тех же авторов, которых эта женщина, уверовав в Бога.., начинает читать, уже с положительной стороны..
    И одно очень странное обстоятельство ввело меня в недоумение..Это касается эпизода на острове, когда главный герой, впадая в блуд с девушкой Наташей, рассуждает о первородном грехе.., связывая этот грех с..этим эпизодом..Напрашивается мысль: кто писал это произведение?
    Ну об имени Лада (имени славянского идола) , может быть, и не стоит говорить, оно вполне вписывается в рассказ, где этот злой божок в личине девушки пытается отнять жизнь у маленького мальчика, а по ходу романа предрекает имя, данное главному герою в монашестве. Какая-то мистическая затравка для интереса.., наверное, нужна, как усилитель вкуса в булочке.., хотя я предпочитаю натуральный продукт..
    ,

    Ответить »
  • татьяна д, 17.08.2016

    Хорошее произведение.., хочется надееться, что создатель этого интернет-портала ее не читал)

    Ответить »
  • Марина, 30.12.2016

    Простите, но какое-то двоякое впечатление. Читается легко, но после чтения осадок. как будто это писал не православный человек.

    Ответить »
  • Дмитрий, 13.02.2017

    Кто нибудь подскажет, где можно приобрести книги Экономцева в бумажном виде? Мой адрес: info@relig-books.ru

    Ответить »
  • Нина, 23.11.2018

    Рассказ прочитала на одном дыхании!

    Господи, помилуй нас грешных!

    Сегодня вечером в 16-30 пошла в Храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Некрасовское Ярославской области, подхожу к храму , в окнах горит свет и слышу пение, высокий голос Батюшки и хор. Бегом в храм, думала служба раньше началась, захожу — тихо, спрашиваю про службу, отвечают, что службы сегодня нет.

    Чудны дела Твои Господи!

    Слава Богу за всё!

    Р. Б. Нина.

    Ответить »