Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Книга пророка Исаии 43:25
Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну:
Святые отцы
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Никодим Святогорец, прп. (†1809)
Прочие
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- протоиерей Николай Троицкий (†1920)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну
Не только говорит: Я смягчаю твое наказание, но и: «грехов твоих не помяну». Если ты не желаешь иметь против кого-либо ненависти, то ты не только не говори о том на словах, но не вспоминай о вине его и в уме. Не только должно щадить неправды грешников, но должно совершенно отгонять от твоей души и сам гнев.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 25-28 Я, Я сам изглаживаю беззакония твои ради Себя, и грехов твоих не помяну. Напомни Мне, чтобы нам судиться вместе; расскажи, если что имеешь, чтобы оправдаться. Отец твой первый согрешил и ходатаи твои отступили от Меня. И Я признал нечистыми (contaminavi) князей священных, предал Иакова на убиение и Израиля на поругание
Ты, говорит, Иаков и Израиль, отягощал Меня грехами своими и Я едва мог выносить бремя твоих беззаконий, коих Я не называю ни рабами, ни отроками Своими, но называю просто именем Иакова и Израиля, чтобы указать и обличить грешников. Но Я ради Себя, — так как Я благ, долготерпелив и многомилостив,— изглажу все беззакония твои окроплением и кровию Нового Завета: изглажу старое рукописание, которое было написано против тебя, и более не припомню грехов твоих, которые Я отпущу тебе в крещении, если ты захочешь веровать. Итак напомни Мне: если ты можешь справедливо сказать что либо в ответ Мне, Я охотно выслушаю, чтобы нам вместе судиться и чтобы ты мог доказать, что Я не сделал тебе того, что должен был сделать. Эту мысль в более полном виде мы читаем у Михея: людие Мои, что сотворих вам или чим стужил вам? Отвещайте Ми. Зане изведох вас из земли египетския, и из дому работы избавих вас, и послах пред вами Моисея и Аарона и Мариам (Мих. 6:3-4). И в пятидесятом псалме Давид говорит к Богу: «чтобы Ты оправдался в словах Твоих и победил, когда будешь судиться» (Пс. 50:6).
Итак скажи, если что либо имеешь, чтобы оправдаться. Смысл же такой: Я не буду говорить первый против тебя, чтобы ты не сказал, что ты подавлен многочисленностию слов, но сам говори в защиту себя, если имеешь что либо основательное, чтобы ты оказался незаслуженно терпящим испытываемое тобою. Но дабы ты знал, что Я миловал тебя не за твои заслуги, а по Своей благости, Я обращаюсь к твоим отцам и предкам, чтобы ты понял, что ты рожден грешниками.
Отец твой первый согрешил в пустыне, то есть весь народ израильский. Или же твой прародитель Авраам уличается во грехе, так как он ответил Господу, обещавшему семени его землю обетованную: по чесому уразумею, яко наследити ю имам (Быт. 15:8). И ходатаи твои, говорит, отступили от Меня: Аарон и Моисей при воде пререкания, которые говорили как посредники между Мною и тобою (Чис. 20). А чтобы мы могли понять, что это объяснение не натянутое, то далее следует: Я признал нечистыми князей священных, о которых и в псалме поете: пожерты быша при камени судии их (Пс. 140:6). О них говорит, что признал их нечистыми, потому что они не вошли в землю обетованную.
И предал Иакова на убиение и Израиля на поругание, так что никто из вышедших из Египта, за исключением двоих, не вошел в Иудею, но трупы их лежали в пустыне. По Семидесяти, которые от себя прибавили: скажи ты первый беззакония твои, чтобы оправдаться, Бог призывает их к покаянию, чтобы они уразумели свои преступления и согрешения и достигли помилования. Ибо и в другом месте написано: праведный себе самого оглаголник в первословии (Притч. 18:18). О князьях их и отцах говорится, что они осквернили святыни Господни, не служа закону Божию, а следуя преданиям и заповедям человеческим: ради них погиб Иаков и предан на поругание Израиль, удаленный из своей страны и, как изгнанник, странствующий по всему миру.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 25-26 Аз есмь, Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя Мене ради и грехи твоя, и не помяну. Ты же помяни, и да судимся: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися
Примечай опять, что силе подзаконного служения не усвоил Бог способности освобождать кого-либо от присущей ему нечистоты; кровь волов и козлов не может уничтожить грехи и тень закона бесполезна в этом отношении, ибо в законе никтоже оправдается, по изречению божественного Павла (Гал.3:11). Посему пишет в послании и говорит о себе и о других апостолах или уверовавших из обрезания: мы естеством Иудеи, а не от язык грешницы: уведевше же, яко не оправдится человек от дел закона, но токмо верою Иисус Христовою, и мы во Христа Иисуса веровахом, да оправдимся в Нем (Гал. 2:15, 16). Итак, не подумай, говорит, что ты мог бы когда-нибудь сделать себя свободным от обвинения в порочности посредством жертв и дыма: напротив ты должен знать, что Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя, и не помяну, ибо мы оправдались не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по великой милости (Тит. 3:5) Того, кто восхотел не помянуть наших беззаконий. Только это одно и спасает живущих на земле, имеющих ум слабый и удобопреклонный ко всему, что осуждено законом, зане прилежит, говорит, помышление человеку прилежно на злая от юности его (Быт. 8:21).
Посему-то и божественный Давид, вспоминая о человеческих грехопадениях, весьма справедливо говорит: аще беззакония назриши, Господи, кто постоит? Яко у тебе очищение есть (Пс.129:3). Так являет свое милосердие Бог всяческих и своими благоволительными мановениями и богоприличными прощениями снимает вины и преступления с тех, которые впали в них. Впрочем Он не допускает, чтобы сами помилованные знали благодать оправдывающего. И мы найдем, что это было весьма полезно даже и святым для соревнования. Так блаженный Давид воспевает и говорит негде: яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну (Пс. 50:5) и опять: яко беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем (Пс. 37:19).
Посему Я, говорит, не помяну преступлений твоих, ты же сам помяни, и да судимся. Исповедуй их ты и несомненно получишь прощение, как написано: праведный себе самаго оглаголник в первословии (Притч. 18:17, 18); и опять: не стыдися исповедати грехи твоя (Сир.4:30). Этой заповеди не сохранил гордый Фарисей, которого Спаситель в евангельской притче представляет молящимся в собрании, страждущим великою грубостью и из пустой надменности говорящим: Боже, хвалу тебе воздаю, яко несмь якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее, или якоже сей мытарь, пощуся двакраты в субботу, десятину даю всего елико притяжу (Лк.18:11, 12). Он не позволил себе говорить о своих грехах; посему и осужден как гордец и лжец ибо никто не чист от скверны, и много согрешаем вси (Иак. 3:2). Мытарь же знал и исповедал свои грехи; ибо он стоял ударяя себя в грудь и говоря: Боже, милостив буди мне грешнику (Лк. 18:13). Итак, оправдан тот, кто исповедал свои грехопадения и не скрыл скверну присущей ему мерзости, чтоб получить очищение.
Никодим Святогорец, прп. (†1809)
Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну
«Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя Мене ради». Слышишь, грешник? Я, говорит Он, изглаживаю твои грехи и прощаю их. Но не за твою епитимью и наказание, а по Своей собственной милости и милосердию: «Мене ради».
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Отвергаются жертвы и дела Ветхого Закона, как бы говорится: «Я отвергаю твои, Израиль, беззакония: не жертвы твои очищают твои грехи, как ты думаешь, и не твои дела – обрезание, субботствование, новомесячие, как тебе кажется. Очищаю твои беззакония только Я, по Своей милости». Это истинное толкование святых отцов нам не противоречит. Ведь мы не говорим, что святые очищают нас от грехов, но говорим, что грехи оставляет только один Бог, движимый Своим милосердием и страданиями Христа, и Которому молятся о нас святые.
Георгий Константинович Властов (†1899)
25. Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну:
В главе Ис.53 мы увидим, что смиренный Страдалец оправдает многих и грехи их на Себе понесет (ст. Ис.53:11). Сравнивая это пророчество с читаемым стихом, мы видим, что этот Страдалец, по непостижимой уму человеческому тайне, есть не кто иной, как Тот, который глаголет: „Я изглаживаю преступления твои ради Себя Самого“. Милосердый Господь: „Он есть любовь“ (1Ин.4:8), – рядом обетований обещает спасти человека. Спаситель должен был восстать в роде Давида. Израиль согрешил, но грех человека или народа не может изменить судеб Божиих. Древния обетования принимают в пророчествах все более и более ясные формы. Исаия пророчествует об Еммануиле, земные признаки появления Которого очерчиваются все яснее и яснее, по мере того, как пророк подвигается к старости и удостоивается все яснейших видений (См. Ис.7:14, Ис.9:6-7, Ис.11:1-5; и потом Ис.49:6-8, Ис.52:1-3,7-9,13-15; вся глава Ис.53 о Страдальце Мессии; вся глава Ис.54 о церкви Христовой. Также глава Ис.60, Ис.61:1-3 о Господе Иисусе, и Ис.63:1-8). Великое слово прощения, ради любви Божией, объявляется пророком тому народу, которого он же во всех своих предшествующих пророчествах обличал в его беззакониях.
„Я, Я Сам изглаживаю преступления твои“, глаголет Господь, „ради Самого Себя“, ради обетований Моих, ради любви Моей. Не оставил Бог грешного человека, не предал его всем последствиям его беззаконий и повелел утешить его, дабы не впал он в отчаяние. Человеку объявляется, что для Бога не все равно будет ли спасен человек, или погибнет навеки. Если ни одна малая птица не забыта пред милосердием Творца (Мф.10:29-31), то будет ли забыт человек, сотворенный по образу и подобию Божию (Быт.1 с наш. пр. в 1 т. Св. Лет.). Поэтому в обещании прощения грехов и спасения чрез Еммануила лежит любовь Божия к созданию, сотворенному по образу и подобию Божию, та любовь, вследствие которой, по выражению Апостола Павла (Рим.8:32) „Он не пощадил Сына Своего“. Вот об этой-то вечной любви и о великой жертве, приносимой Искупителем, будет отныне пророк вопиять непрестанно до конца жизни своей, стараясь приготовить к ее восприятию и уразумению тот народ, из среды которого пойдут проповедники спасения (См. след. выписку из последней заключительной главы: Ис. 66:10-12,19-22 и вообще всю главу Ис.66.).
„И пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, в Пулу и Луду, к натягивающим лук, в Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне, и не видели славы Моей; и они возвестят народам славу Мою (Этот стих Ис.66:19 обнимает весь языческий культурный мир Греко- Римского преобладания: он (кроме Тубала) очерчивает бассейн Средиземного моря, Фарсис представляет Испанию; Пул и Луд северные берега Африки, Явана все греческие поселения; острова – Римские владения. Тубал по-видимому Кавказ.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну
Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого… Если же отдельные представители Израиля и получат спасение, войдя в качестве прозелитов в новое благодатное царство, или церковь Христову, то они достигли того не в силу каких-либо своих собственных заслуг, а единственно по неизреченной божественной любви и Его безграничному милосердию (Евр. 10:17; Еф. 2:4-10).
См. также Толкование на Ис. 43:22
протоиерей Николай Троицкий (†1920)
Ст. 25–26. Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну: припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться.
Не по заслугам народа – в силу его каких-либо богоугодных дел, потому что не было таких дел и заслуг, а единственно по благодати милосердия Своего Господь Сам простил народу беззакония его, как бы загладил их, подобно тому, как это делает милостивый заимодавец, когда прощает долг неоплатному должнику; он берет расписку и вычищает написанное так, чтобы оно не было видно и, вместе с тем чтобы не был памятен и сам долг. Раз простив грехи народу, Господь уже не будет поминать их. Но, чтобы быть достойным этой милости Божией, сам народ должен поминать грехи свои; он должен говорить их перед Богом или исповедовать и через то усвоить оправдание от Бога.