Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.12345678910111213141516171819202122Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.1234562Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.13Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Книга Иисуса Навина 24:26
И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, и взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня.
Прочие
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Дуб
Дуб (Быт.35:4, Пс.6:13, Нав.24:26 и др.) – общеизвестное дерево из класса семенных, из рода сережко-цветных. Дубы в Палестине составляли весьма обыкновенное растение и отличались от европейского тем, что изнанка листьев палестинского дуба белесовата. Говорят, что дубы растут до 1000 лет и даже более, а когда дерево стареет и засыхает, то из-под корня являются молодые отрасли, так что это дерево можно назвать вечно растущим.
Вследствие этого дубы палестинские нередко употребляются у свящ. писателей для обозначения и указания известных местностей. Примеры сего можно видеть из следующих мест Свящ. Писания (Быт.12:6, Втор.11:30; 2Цар.18:9). Дерево дуба вообще отличалось особенной твердостью и прочностью, так что, желая показать крепость кого-либо, сравнивали его с крепостью дуба (Ам.2:9), и оно особенно ценилось в строительном искусстве.
Под дубами строили временные жилища (Быт.13:18); под дубом были закопаны Иаковом идолы и серьги, находившиеся в руках его семейства (Быт.35:4); погребали тела умерших (Быт.35:8), как, напр., Деворы и царя Саула с его двумя сыновьями (1Пар.10:12). В дни нечестия и отступления от истинного Бога под тенистыми дубами воскуряли фимиам, приносили жертвы и отправляли празднества в честь идолов (Ос.4:13).
Дуб Мамврийский, под сенью которого Авраам удостоился принять самого Господа, по свидетельству Иеронима, существовал еще до времени Констанция и во все времена указывался благоговейным поклонникам св. мест. В настоящее время эта свящ. местность с уцелевшим на ней деревом принадлежит Русской Иерусалимской миссии.
Дубами и дубовыми лесами изобиловала особенно Палестина и восточная часть ее. Страна Васанская часто упоминается в Свящ. Писании как особенно изобиловавшая огромными и высокими дубами (Ис.2:13, Зах.11:2). Из этого дерева жители Тира делали весла (Иез.27:6), а идолопоклонники своих идолов (Ис.44:13). Желуди, или рожки, составляли отличный любимый корм свиней (Лк.15:16).
Закон Божий
Для того чтобы распознавать добрые дела от худых, мы имеем следующие средства: закон Божий внутренний, или свидетельство совести, и закон Божий внешний, или заповеди Божии.
О внутреннем законе Свящ. Писание говорит следующим образом: Они (т. е. язычники) показывают, что дело закона написано у них в сердцах, о чем свидетельствует совесть их, и мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим.2:15). При внутреннем законе, существующем в сердце каждого из нас, дан еще и внешний закон, потому что люди не слушались внутреннего закона и, провождая плотскую греховную жизнь, заглушали в себе глас духовного закона: почему и нужно было напомнить его им внешне посредством заповедей. Для чего же закон? – говорит ап. Павел, он дан после по причине преступлений (Гал.3:19).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, и взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня.
И вписал Иисус слова сии, т. е. то, что он говорил народу от имени Божия и что отвечал ему народ, предстоя пред Богом (XXIV:1–2), в книгу закона Божия, под которой разумеется книга закона, которую отдал Моисей священникам и старейшинам (Втор XXXI:9 24–26). В увековечение народного решения и возобновления Завета Иисус Навин взял большой камень и поставил [По-еврейски «ваийекимега», у 70-ти esthsen — слав. постави.] его там под дубом [У 70-ти tereminqon (B), terebinqon (A) — теревинфом, из чего видно, что вместо «гаалла» 70-т читали «гаела».], который подле святилища [В еврейском тексте «бемикдаш» — (буквально) «в святилище», по переводу блаж. Иеронима: in sanctuano Domini.] Господня. Такой имеют смысл последние четыре слова в нынешнем еврейском тексте. В переводе 70-ти [По Ватиканскому, Александр., Лукиановским и некоторым другим спискам 26-й ст. оканчивается словами apenanti Kuriou — «пред Господом». Это первоначальное чтение перевода 70-ти было дополнено в Гекзаплах Оригена через привнесение перед apenanti члена thV, относящегося к предшествующему druoV, как переведено по-еврейски «гаалла» у Ахилы и Феодотиона upokatw thV druoV (Field). Это привнесенное thV изменено было в thn в тех греческ. списках, в которых вместо druoV читается terebinqon, таким, нужно думать, путем образовалось чтение upo thn terebinqon thn apenanti Kuriou, которое находится, напр., в Московской греческой Библии и с которым согласуется нынешний славянский перевод под теревинфом, иже есть пред Господем.] им соответствует «пред Господом» [Приведенный первоначальный текст перевода 70-ти apenanti Kuriou показывает, что греческие переводчики еврейского слова «ашер» (который) не читали в бывшем у них еврейск. тексте, а вместо бемикдаш — святилище читали другое еврейск. слово, соответствующее употребленному ими apenanti напр., «негед», переданное через apenanti в III:16, или — «лифне», переведенное через enanti в XVIII:6.]. Так дословно переданы эти слова в доострожском переводе пред Господем [В. К.Лебедев, 369. Дополнительные слова иже есть, предшествующие словам пред Господем, внесены в славянский перевод Острожскими справщиками.]. По этому изначальному греко-славянскому переводу библейский писатель говорит в данном месте о том, что большой камень поставлен был Иисусом Навином под дубом пред Господом, а по нынешнему еврейскому тексту — под дубом, который подле святилища Господня или — в святилище Господнем — Какое из этих двух чтений, представляемых главными памятниками библейского текста, имеет на своей стороне преимущество, видно из того, что доселе не дано, сколько известно, надлежащего объяснения читаемого здесь в нынешнем еврейском тексте названия «святилище Господне». Обычное у западных комментаторов [См. вышеназванные комментарии Keil'я, Dillmann'a, Oettli.] объяснение его в значении «священного места» около Сихема, ознаменованного сооружением на нем жертвенников Господу в патриархальные времена (см. объясн. к 1-му ст.) неправдоподобно потому, что ни в одном из других мест Библии это место не названо «святилищем» или «священным», а некоторые из доказательств, приводимых в подтверждение такого его значения, возбуждают даже недоумение [Доказывая существование священного места в Сихеме, некоторые из комментаторов (Keil. Iosua, 178, 184) указывают на то, что патриарх Иаков под дубом около Сихема закопал чужих богов (Быт XXXV:4), как будто последние могли сообщить месту что-либо, кроме его осквернения. Неуместна также ссылка и на то, что «у Сихема на горах Гаризим и Гевал» совершено было водружение закона в Ханаанской земле (Keil. Там же, или Толкование протоирея Владимирского). Библейский текст не делает никаких указаний на то, что это событие совершилось на том месте, на котором патриархи устраивали жертвенники Господу. Местом для жертвенника и поставления камней, на которых написан был закон, служила гора Гевал, а жертвенник патриарха Иакова воздвигнут был на поле (Быт XXXIII:19–20). Места около Сихема, связанные с именами патриархов Иакова и Иосифа, указываются местным преданием в долине Сихемской (Святая Земля, II, 337, 339, 340, 346, 347–348, 351–352). Дубрава Море, вблизи которой Авраам создал жертвенник, находится «при входе в Сихемскую долину, на равнине, вблизи источника Иакова». Tristram. Bible places, 197.]. При вышеприведенном предположении, что в Сихеме во время народного собрания находилась Скиния Господня, упоминание о «святилище», около которого поставлен был памятник, делается более понятным, но, помимо необоснованности самого предположения, против понимания «святилища» в смысле «Скинии Господней» говорит особенно то, что при этом Скинии назначается место, несогласное с законом она оказывается поставленной около дуба или теревинфа, против чего направлены слова Второзакония (XVI:21) не сади себе рощи из каких-либо дерев при жертвеннике Господа Бога. Неподдающееся, таким образом, удовлетворительному объяснению название святилище Господне, читаемое в данном месте по нынешнему еврейскому тексту, располагает к сомнению в верности последнего и к признанию того чтения, которое передано в переводе 70-ти, за первоначальное. Смысл слов библейского текста по этому переводу «и поставил его (т. е. большой камень) там пред Господом» состоит в том, что Иисус Навин поставил этот памятник во имя Господа, по внушению веры в Бога и преданности Ему, а не для увековечения своего имени.