Скрыть
скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 4-5 И в поучении моем разгорится огнь. Когда припоминал я свой грех, тогда сгорал огнем.

Глаголах языком моим: скажи ми, Господи, кончину мою. Глаголах языком, т. е. тихо, шепотом, так, чтобы слово не доходило до многих. А в слове этом заключался вопрос об остальных днях. Он спрашивал, желая, знать, достаточно ли ему будет на покаяние остального времени дней его.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 4-5 Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь: глаголах языком моим: скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз

Страсть уныния он обозначает чрез тот огонь, более сильный, чем этот огонь. Поэтому, уже не перенося ударов и страданий от уныния, он говорит: глаголах языком моим. И что ты говоришь, скажи мне? И этот просит смерти, говоря: скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз. Хотя и другими словами, но теми же самыми мыслями, он говорит то, что и Илия: тот сказал словами: яко несмъ аз лучший отец моих, на то же намекнул и этот, говоря: скажи ми, Господи, кончину мою, да разумею, что лишаюся аз. По какой причине, говорит он, я оставлен, отхожу позже и пребываю в настоящей жизни, когда прочие отошли из этой жизни?

И до такой степени он ищет смерти, — сам ли он, или те, от лица кого он говорит, — что, хотя ее нет еще налицо, он желает по крайней мере узнать время ее прихода: скажи ми, говорит, кончину мою, чтобы и отсюда извлечь себе величайшее утешение.

Так, то, что страшно, делается вожделенным по причине огня, воспламеняющегося в душе: в поучении моем разгорится огнь.

Письма к Олимпиаде. Письмо 3-е

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 4-5 «Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь». Симмах перевел сие так: согрелось сердце мое во мне, и как подумал о сем разжегся я огнем, т. е. приведя себе на память грех, объят был огнем скорби.

«Глаголах языком моим». «Скажи ми Господи кончину мою, и число дней моих кое есть, да разумею что лишаюся аз». Посему-то ничего не отвечал я злословящему, но умолял Господа всяческих, явным соделать для меня конец жизни моей, крайне желая себе кончины.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз

Дни мои как краткие пяди, а состав мой телесный пред Тобою – как ничто. Чем больше самого малого насекомого состав мой в очах Твоих, Боже мой? Как тысяча лет пред очами Твоими – то же, что день един, так и самые большие тела в мире вещественном пред Тобою – то же, что самые ничтожные. Малейшее насекомое для Тебя то же, что солнце. Итак, я – сущее ничтожество и по отношению ко времени своего существования, и по отношению к вещественному составу своему. Не покинь меня, ничтожного, Боже мой!

Дневник. Том I. 1856

Евфимий Зигабен (†1118)

Скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих кое есть, да разумею, что лишаюся аз.

Открой мне, говорит, Господи, когда, или какой будет конец мой, доколе будут мучить меня печали и бедствия? Открой мне и то, какое число лет всей жизни моей, дабы при счете лет, прожитых мною, я мог знать, сколько лет еще проживу: поелику зная, что мне осталось жить не много лет, я мог бы получить из сего облегчение в переносимых мною бедствиях.

Слова Божеств. Василия: Привременна жизнь наша и скоротечно время, непостоянно и неудержимо, но если бы, при своей краткости, не подлежало и ответственности! Но это весьма опасно, что на последнем суде мы обязаны дать ответь не только в каждом часе, но и в произносимых нами словах. Посему и Давид, возносясь к подобной мысли, какая содержится в наших словах, желает знать время своей кончины и умоляет Бога о показании ему числа остатка его дней, чтобы мог заготовить для себя необходимое ко времени исхода, чтобы не подвергнуться нечаянному беспокойству, подобно неготовому путешественнику, который среди дороги ищет необходимых путевых запасов. А Златоуст, согласно с изъяснением Кир Евфимия, говорит: вопрошает о смерти, говоря: скажи мне, Господи, для чего оставлен я и нахожусь в этой жизни, тогда как другие отошли? Таким образом и ужасное делается вожделенным по причине невыносимой болезненной скорби и горящего в душе огня. Он это говорит тяготясь временною и смертною жизнию и почитая ее святою и доброжелательною по причине тягости ее. Посему он просит о возвещении ему времени своего освобождения, дабы, получив эту приятную весть о свободе от настоящих зол и избавлении от искушений, мог быть благодушным. Почти то же говорить и Бож. Кирилл, то есть, что Давид произнес сие по малодушию и утомлении от искушений. И никто безыменный: Терпя скорби, когда усиливалась во мне рана, и наконец по человеческому малодушию, я стал говорить, впрочем не явственно, но тихо и языком. К сему прибавим из упомянутого Кирилла следующее: Скажи мне, Господи, число дней моих, то есть, остальное время настоящей моей жизни, дабы, испытав свою совесть, я знал, сколько мне недостает в совершенству добродетели, так как Ты это несравненно раньше знаешь (в изд. Своде).

Сергий Терновский, прот. (†1868)

скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз

Скажи мне кончину дней моих, чтобы я знал, чего мне недостает в настоящее время или насколько я отстал от того совершенства, которое нужно для того, чтобы получить успокоение в будущей жизни и чтобы, оставив прочие занятия, занялся приготовлением к смерти. Мысль сия весьма естественна. Есть занятия, которые мы почитаем позволительными, и даже необходимыми, доколе смерть далеко отстоит от нас, а когда приближается старость, то почитаем их ненужными и заботимся более о том, что нужно для спасения души нашей. С сим удобно соглашается как изречение другого псалма: в преполовение дней моих не возведи мене, так и последний стих псалма настоящего. Давид желал успокоения в Боге; однако же чувствовал себя еще не готовым к смерти и просил, чтобы Господь дал ему время приготовиться. В преполовение дней моих не возведи мене, но - ослаби ми да почию, прежде даже не отъиду, и ктому не буду. Душа моя стремится к Тебе; с жаждою жду того времени, когда приду и явлюся пред л идем Твоим; однако же и чувствую себя еще не готовым и молюся: помедли еще хотя немного, дай мне время окончить мое покаяние, привести также в порядок как дела благочестия, то есть строение храма, так и дела государственные и семейные! Да почию, чтобы мне совершенно успокоиться и мирною душою встретить кончину настоящей жизни и начало жизни будущей.

NB. ύσερέω значит иметь недостаток - отстать.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-7 скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз. Се, пяди положил еси дни моя, и состав мой яко ничтоже пред тобою: обаче всяческая суета всяк человек живый. Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется: сокровищствует, и не весть, кому соберет я

Сознание Давидом своего греха было настолько глубоко, болезнь - настолько сильна, что он убежден был в скорой своей кончине. Очевидно, жизни его осталось в размере «пяди», ширины кисти руки, т. е. около 7 сантиметров. Давид означает этим выражением, что жить ему осталось самое ничтожное количество дней.

Вся вообще продолжительность человеческой жизни пред Богом совершенное ничто; она подобна призраку, тени, быстро исчезающей, и вся деятельность человека, направленная на приобретение и упрочение своего блага, напрасна, бесполезна и жалка. Этой проповедью о ничтожности жизни Давид произносил осуждение своей прошлой деятельности: он не находил за ней ничего ценного, а потому с опасением смотрит на исход жизни.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз

В скорби своей псалмопевец пришел было к исполненной отчаяния мысли, что Бог совершенно оставил его, не поможет уже здесь ему, и что только смерть избавит его от страданий; поэтому он спрашивает Бога о конце своей жизни; если он узнает его, то узнает также, сколько ему остается терпеть еще.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

5. скажи́ ми, Го́споди, кончи́ну мою́ и число́ дні́й мо­и́х, ко́е е́сть, да разумею, что́ лиша́юся а́з.
6. Се́, пя́ди положи́л еси́ дни́ моя́, и соста́в мо́й я́ко ничто́же пред Тобо́ю: оба́че вся́ческая суета́ вся́к человек живы́й.


И тогда, по 2-ой части (Пс. 38:4-7) при согретом сердце, разгорается в поучении его огонь (видимо, – сказываясь и для других). Мысль о смерти серьезно настраивает его, и он вопрошает Господа о кончине своей, чтобы придти к выводу, что „дни наши малы, как пяди, и все суета, всяк человек живый‟ (сравн. Екклезиаст Соломона), и всуе мятется (человек), ибо сокровиществует – и не ведает, кому собирает.

5. „Скажи (греч.: дай узнать) мне, Господи, кончину мою, и число дней моих, каково оно? – Чтобы мне, разуметь (греч.: знать), чего лишаюсь я?
6. Вот – (как) пяди учинил Ты дни мои, и состав мой, „как – ничто пред Тобою‟! (перевод автора)

 Аки бы сказал: „дай знать, сколько мне времени предписано жить, ибо жизнь моя скоротечна‟... За сим то же самое повторяя, присовокупляет: „се пяди положил еси дни мои‟, полагая пяди за самую малейшую меру, дабы показать, что жизнь человеческая весьма скоро проходит, и что конец ее почти смежен с началом. Отсюда он заключает, что все смертные не что иное суть пред Богом, как сущая суета, и что самый состав их, то есть самое существование, или самая должайшая жизнь, сопровождаемая здравием и крепостью телесных сил, яко ничтоже пред Ним...
 „Убо всяческая суета, всяк человек живый‟, кто бы он ни был. Ибо и Царь и Монарх, о котором все дивятся, и которому все завидуют, не что иное есть, как всяческая суета или вместилище суеты...

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз

В сильной скорби своей псалмопевец пришел было к исполненной отчаяния мысли, что Бог совершенно оставил его, нe поможет уже здесь ему, и что только смерть избавит его от страданий, а потому и вопрошает Бога о конце своей жизни, словами: скажи мне, Господи, кончину дней моих, чтобы я знал, чего мне недостает в настоящее время, или насколько я отстал от того совершенства, которое нужно для того, чтобы получить успокоение в будущей жизни и чтобы, оставив прочие занятия, занялся приготовлением к смерти. Последняя мысль наиболее уясняется при сопоставлении этого стиха с изречениями последнего стиха этого же псалма. И эта мысль весьма естественна человеку. Есть занятия, которые мы почитаем позволительными и даже необходимыми, доколе смерть, как нам кажется, далеко отстоит от нас, а когда приближается старость, то почитаем их ненужными и заботимся более о том, что нужно для спасения души нашей. Словами: да разумею, что лишаюся аз, по мнению других, Давид выражает желание узнать, сколько ему остается еще терпеть, если Господь откроет ему время кончины и о числе дней жизни его (св. Златоуст у Зигабена [7, с. 306–307] и др.).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible