Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к римлянам 1:5
через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы,
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Амвросиаст (†IVв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 5-6 через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом
Чрез Котораго мы приняли благодать. Банею крещения мы получили также и апостольство вместе с дарами Святого Духа, чтобы, именем Его нам возвещать не дела нечестивые и гнусные, и не ту мерзостную жизнь, о которой мы упомянули. И вы, Римляне, быв из тех, которые призваны, не будете лишены благодати, пославшей нас к вам.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Имже прияхом благодать и апостольство в послушание веры во всех языцех, о имени Его
Имже прияхом благодать и апостольство в послушание веры (ст. 5). Заметь признательность раба: он ничего не хочет приписать себе самому, но все приписывает Господу. И, конечно, это даровал Дух. Потому Господь и сказал: много имам глаголати вам, но не можете носити ныне: егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину (Иоан. 16:12-13). И в другом месте Дух повелевает: отделите Ми Павла и Варнаву (Деян. 13:2).Также апостол в послании к Коринфянам говорит, что овому Духом дается слово премудрости, иному слово разума, и что той же Дух все разделяет, якоже хощет (1Кор. 12:8-11). И проповедуя жителям Милета, он говорил: в нем же постави вас Дух Святый пастыри и епископы (Деян. 20:28). Видишь ли, что (апостол) принадлежащее Духу усвояет Сыну и принадлежащее Сыну усвояет Духу? Благодать и апостольство, то есть, не по заслугам своим мы стали апостолами, так как не достигли этого достоинства многими трудами и усилиями, но получили благодать, и от этого дара свыше совершилось преуспеяние в послушание веры.
Следовательно, успех проповеди зависел не от апостолов, но от благодати, им предшествующей. Их дело было – обходить и проповедывать, но убеждение производил Бог, действующий в них, как Лука и сказал, что отверзе сердце их (Деян. 16:14); и опять: имже дано бе слышати слово Божие. В послушание. Не сказал – для исследования и доказательства, но – в послушание. Мы посланы, говорит он, не умозаключения составлять, но передать то, что вам вверено. Когда Господь возвестит что-нибудь, слушатели не должны перетолковывать слова Его и с любопытством исследывать, но обязаны только принять их. И апостолы посланы были для того, чтобы передать то, что слышали, ничего не прибавляя от себя, чтобы и мы, наконец, уверовали. Чему же уверовали? О имени Его. Мы не должны исследывать сущность Его, но веровать во имя Его, так как оно творило и чудеса. Во имя Иисуса Христа, говорит Петр, востани и ходи (Деян. 3:6). Оно и само требует веры, и ничего из этого нельзя постигнуть разумом.
Августин Аврелий, блж. (†430)
через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы
Павел наилучшим образом схватывает наиболее важный момент: никто не должен осмеливаться утверждать, будто пришел к Евангелию заслугами прежней жизни, в то время как сами апостолы, других превосходящие, не могли сами по себе принять апостольство. Вместе с остальными они сначала приняли исцеляющую и оправдывающую грешников благодать.
Толкование на Послание к Римлянам
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ибо Сам Он поставил нас проповедниками, поручив нам спасение всех народов и даровав соответственную сей проповеди благодать, чтобы приемлющие проповедь и нам повиновались, и веровали слову.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы
Заметь признательность. Ничего, говорит, нет нашего, но все получено нами чрез Сына. Я получил апостольство и благодать чрез Духа. Он, – говорит Господь, – наставит вас (Ин. 16:13). И Дух говорит: отделите Мне Павла и Варнаву (Деян. 13:2), и: дается Духом слово мудрости (1Кор. 12:8). Что это значит? То, что принадлежащее Духу принадлежит Сыну и наоборот. Благодать, говорит, и апостольство получили, то есть не по заслугам своим стали мы апостолами, но от благодати свыше. Но и убеждение есть дело благодати; ибо делом апостолов было ходить и проповедовать, а убеждать слушающих всецело принадлежит Богу. Покорять вере. Мы посланы, говорит, не для словопрения и не для исследования или доказательства, но покорять вере, чтобы поучаемые слушали, веруя без всякого противоречия.
все народы
Благодать получили покорять вере все народы мы, – не я один, но и прочие апостолы: ибо Павел не обошел всех народов; разве скажет кто- нибудь, что если не при жизни, то по смерти он ходит ко всем народам через послание. А веровали бы, слыша об имени Христа, а не о сущности Его; ибо чудеса творило имя Христово, и оно само требует веры, потому что и его нельзя постигнуть разумом. Смотри, каков дар благовествования: оно сообщено не одному народу, как Ветхий Завет, но всем народам.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Имже прияхом благодать, и апостольство в послушание веры во всех языцех
Уже сказал, что зван и избран; теперь указывает, что это совершилось не одним словесным назначением, как бывает у людей, но паче подаянием сил выше человеческих, дарованием благодати всепобеждающей, которой не могут противиться и сами противящиеся истине. Господь облек, говорит, нас благодатию, но не затем, чтоб мы одни услаждались ею, но чтоб шли и других делали в ней участниками. Почему благодать сия есть особенная благодать. Благодать и все верующие получают, но нам дарована Апостольская благодать, по коей мы облечены силою свыше – покорять вере все народы.
«Заметь признательность служителя (Христова в Апостольстве); он ничего не хочет приписать себе, но все приписывает Господу. Не своими усилиями и трудами достигли мы того, чтобы стать Апостолами, а получили благодать; и Апостольство есть дар свыше» (святой Златоуст). «Оно дело высшего устроения и промышления Божия о роде нашем» (святой Дамаскин). Почему благодать и апостольство – то же, что благодать к Апостольствованию (см.: Экумений) или Апостольская благодать.
Мы, говорит, прияхом. Кто это мы? Прямее будто, – святой Павел себя одного здесь разумеет; но можно думать, что он говорит так от лица всех Апостолов и изображает силу и значение Апостольского чина вообще. Или о себе одном имея нужду сказать, выразился так, что подал мысль и о всех Апостолах, как бы так: как они, так и я, или и я, как они. Ибо как им Господь сказал: шедше научите вся языки (ср.: Мф. 28:19), – так и ему: иди, яко далече во языки пошлю тя (ср.: Деян. 22:21). Блаженный Феодорит и пишет: «Сам Он (Господь Иисус Христос) поставил нас проповедниками, поручив нам спасение всех народов и даровав соответственную сей проповеди благодать, чтобы приемлюшие проповедь и нам повиновались, и веровали слову».
В послушание веры во всех языцех. – В послушание, – чтоб все услышали о вере и, услышавши, послушались веры или уверовали. Одним словом хотел выразить святой Павел, что назначение Апостолов есть пронести имя Господа по всей вселенной, но не для того только, чтоб слышали о Нем все, но чтоб и покорились Ему, – чтоб между всеми народами были истинно верующие в Него и искренно Ему работающие по вере. Слово исходило из уст Апостолов; вместе с словом шла благодать и покоряла сердца избранных вере. Святой Златоуст говорит: «успех проповеди зависел не от Апостолов, но от предшедшей (и сопутствовавшей) им благодати. Хотя их было дело ходить и проповедовать, но убеждение производил Сам Бог, действовавший в Апостолах. Так и святой Лука сказал: отверзе сердце (Деян. 16:14)». И потому покорность вере должно почитать делом Божией силы, что проповеди сопутствовали знамения. Они удостоверяли, что проповедь есть дело, по воле Божией совершаемое, и потому требовали покорности проповедуемому, несмотря на непостижимость его. «Сила свыше есть свидетельство истины учения, чтоб по причине ее было беспрекословно принимаемо верою то, что казалось невероятным в проповеди» (Амвросиаст).
Если Апостольская проповедь в послушание вере, то пред нею надо слагать орудия ума и душу свою представлять чистою хартиею для беспрепятственного напечатания на ней истин веры. Апостолы приняли ее без умствования и передают, как приняли; и слушающим их слово надлежит принимать оное без умничания. Святой Златоуст и говорит: «не сказал: для исследования и доказательства, но: в послушание. Мы посланы, говорит, не умозаключения делать, но передать, что нам вверено. Когда произносит что-нибудь Владыка, – слушающие должны только принимать слова Его, не разбирая и не перетолковывая их сами. И Апостолы были посланы для того, чтобы пересказать, что слышали, ничего не прибавляя к тому от себя, дабы и мы тому уверовали».
Во всех языцех. Таково назначение Апостольства, чтоб проповедь Евангелия пронести по всем народам. Пронесли ли? В продолжение жизни своей Апостолы только и делали, что проносили слово Евангелия, и пронесли его всюду, куда только можно было достигнуть или докуда достигнуть достало их жизни. Но и по смерти их проповедь их не умолкает, чрез Писания их и чрез устное слово преемников их. Святой Златоуст говорит: «что это? Ужели Павел проповедовал всем народам? Из Послания к Римлянам видно, что он проповедовал многим: ибо обошел все страны, от Иерусалима до Иллирика, и оттоле опять доходил до последних пределов земли; впрочем, если он и не у всех был народов, сказанное им нимало не ложно. Потому что говорит не об одном себе, но о двенадцати Апостолах и о всех благовествовавших слово с ними. Между тем нельзя оспорить сказанного, разумея оное и об одном Павле, если представить себе усердие Павлово и то, что он после кончины своей не перестает проповедовать в целой вселенной. Не оставь без внимания того, сколько Павел превозносит дар Апостольства, показывает его величие и большее превосходство пред ветхозаветным. Обетования ветхозаветные простирались на один народ; а Апостольство привлекло сушу и море».
Амвросиаст (†IVв.)
через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы
Апостольство – благодатный дар Божий, и не потому, что апостолы – иудеи. Они получили такую власть от Бога Отца через Христа Господа, чтобы силой знамений Господних учение Господа сделать доступным; чтобы вероломные иудеи, возревновавшие о силе Спасителя, видя, как эта сила через рабов Его приводит в восторг толпы людей, еще более мучились. Ибо сила несет свидетельство об учении, и хотя то, о чем проповедуется, – безумство для мира (ср. 1Кор. 1:20, 23; 2:14; 3:19), через дела оно приобретает для себя основание. Послав апостолов, Он призывает проповедовать веру всем народам, чтобы они обратились и спасены были и чтобы не казалось, будто бы дар Божий предназначается одним иудеям, но всем народам. Ибо такова воля Бога: во Христе и через Христа сочувствовать всем – о чем и проповедуют посланники Его, то есть во имя Его, или, как сказано: Итак мы – посланники от имени Христова (2Кор. 5:20).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы
Через Которого мы получили благодать и апостольство. У греков часто множественным числом местоимения заменялось единственное. Это делалось в тех случаях, где личность говорящего отодвигалась на задний план, и когда прежде всего желательно было выставить на вид самое дело, совершенное личностью. Так и Апостол здесь говорит, значит, только об едином себе, как апостоле, поставленном главным образом для обращения язычников в Церковь Христову [Цан передает это место так: «я и другие апостолы Христовы получили…»]. – Благодать, т. е. спасающую благодать, которая излилась на Павла в день его обращения ко Христу (объяснение слова – Рим. 3:24). – Апостольство – это особое благодатное служение, состоявшее в произведении спасения всему миру. – Чтобы во имя Его покорять вере все народы, – точнее с греч.: «чтобы производить послушание вере между всеми народами во славу Его имени». Под верою лучше понимать проповедь о вере (ср. Деян. 6:7: многие послушались веры). Народы. Греч. слово ἔθνη можно переводить и выражением народы, но как в Ветхом Завете (Быт 12:3; Ис. 13:6), так и в Новом (Деян. 9:15; 11:1; Гал. 1:16; Еф. 2:11 и в нашем послании: 2:14-15; 3:29; 11:13; 15:9, 11) оно употребляется и как особый технический термин для обозначения язычников, и здесь это выражение, несомненно, имеет такой же смысл [По Цану, здесь имеется в виду повеление Христа апостолам проповедовать всей твари (Мк. 16:15).] – Во имя Его. Эти слова (по греч.: ὑπὲρ του ονόμ = в честь Его, Христа, имени) напоминают собою слова Христа к Анании о Павле: «он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами» (Деян. 9:15).
Толковая Библия.
См. также Толкование на Рим. 1:1
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Об Иисусе Христе Апостол Павел в своем предисловии, по-видимому, говорит не много, но здесь каждое слово имеет высокую цену и глубочайшее значение. Не без цели, например, он говорит о происхождении Иисуса Христа от семени Давида по плоти, ясно показывая, что Он по Божеству был Сыном Божиим прежде всех век, каковым открылся и людям, так что они видели славу Его, яко Единородного от Отца (Ин.1:14); но только это открылось для них после множества знамений силы Его Божества и в особенности по освящении их Духом, открывшим им все, а наипаче то, что такое Ииисус Христос, силою Своею воскресший из мертвых.
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Господь Иисус Христос даровал нам, Апостолам, благодать апостольскую, по которой мы облечены свыше силою Святого Духа покорять вере в Господа Иисуса все народы, чтобы все услышали Евангелие спасения, уверовали в него посредством действующей в слове апостольском благодати Святого Духа, отверзающей сердца верных. В числе языков Господь определил и римлян покорить вере, через Апостолов и призвать к себе.