Скрыть
Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель

Поскольку Они едины, и Божество одно и то же, то кроме наименования Отец то же самое говорится о Сыне, что говорится об Отце. Так, например, Сын именуется Богом - и Слово было Бог, Вседержителем - Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель; Господом - один Господь Иисус Христос (1Кор. 8:6). Говорится, что Сын есть свет: Я свет миру (Ин. 8:12). Он изглаждает грехи: Но чтобы вы знали, сказано, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи (Лк. 5:24). А найдешь и многое иное, ибо и Сам Сын говорит: Все, что имеет Отец, есть Мое15 (Ин. 16:15), и опять: И все Мое Твое (Ин. 17:10).

На ариан слово третье

Августин Аврелий, блж. (†430)

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель

Мученичество блаженных апостолов освятило для нас тот день: они стяжали славу всего мира, презрев мир. Петр - апостол первый, Павел - апостол последний. Первого и последнего к одному дню мученичества привел Первый и Последний - Христос. Чтобы ты вспомнил, что я сказал, обрати внимание на альфу и омегу. Сам Господь ясно говорит в Апокалипсисе: Я есмь Альфа и Омега: первый, до которого - никого; последний, после которого - никого. Предшествующий всему, замыкающий все. Желаешь узреть Первого? Все чрез Него начало быть (Ин. 1:3). Стремишься к Последнему? Потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего (Рим. 10:4). Чтобы ты жил когда-либо, ты имел Его как Творца; чтобы тебе жить всегда - имеешь Его как Искупителя.

Проповеди

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель

Словами Альфа и Омега означается Христос, как Бог, содержащий все, безначальный и безконечный: Сый, и прежде сый и конца не имый, соприсносущный Отцу и, потому, имеющий каждому воздать за дела.

Толкование на Апокалипсис 555

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О единой истинной Церкви и о сектах


Сектанты говорят: Истинная Церковь была уничтожена язычеством («Баптисты, их задачи и цели», изд. русск, баптистов, Р. н-Д., 09, стр. 8).

Православный ответ: Это невозможно, ибо Христос, Победитель ада и смерти, Вседержитель (Откр.1:8,18), обещал Церкви Своей неразрушимость (Мф.16:18).

Оружие правды

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель

В 8 ст. говорится о Боге Отце - первопричине Божественного ведения, который по 1 ст. дал откровение Христу для сообщения верующим. Так что и этот стих, так как и предыдущий, имеет целью еще более усилить авторитетность сообщенного в Апокалипсисе. - «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец». Смысл этого выражения тот, что Бог, как Вседержитель, есть действительное начало и первопричина всякого бытия. Вместе с тем Он и конец (альфа - первая буква греческой азбуки, омега - последняя), конечная цель всего бытия; все, как созданное Им, должно и стремиться к Нему, при Его помощи стремиться к совершенству и у Него просить себе блаженства (Кол. 1:17). Обыкновенно толкователи оканчивают введение в Апокалипсис 8 ст. и ст. 9 относят уже к первой части его. Но можно отнести 9 ст. и к введению и начинать первую часть только с 10 ст. Только этот последний стоит в непосредственной связи с последующим, стих же 9 может быть понимаем и как предварительное пояснение дальнейшего и как окончание предыдущего.

Толковая Библия

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 8. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Сущий, и Который был, и грядущий, Вседержитель.

Слова Альфа и Омега обозначают начало и конец, как это и указывается в тексте далее, ибо этими двумя буквами начинается и заканчивается греческий алфавит, т.е. того языка, на котором и дан нам от Бога Новый Завет. По тому же толкованию Андрея Кесарийского, «словами Алфа и Омега означается Христос как Бог, содержащий все, безначальный и бесконечный: Сый, и прежде сый, и конца не имый, соприсносущный Отцу». Таким Он является прежде всего по Своему Божеству. «Как прежде Альфы нет буквы и в алфавите, так первее Христа нет иного Бога. Христос, как сын Божий, есть начало без начала (в смысле возникновения из ничего), и притом так, что не было времени, когда бы Его не было. Он – прежде всех, и всяческая в Нем состоятся (Кол.1:17; ср.: Пс.89:2-3). И как Омега – последняя буква (после которой их нет), так и после Христа нет никого, и притом невозможно, чтобы Он когда-либо перестал существовать» (прот. Дебольский). Таким же является Христос и по Своему отношению к тварям. Мы все хорошо знаем, что Он есть начало всех тварей, ибо вся Тем быша, и без Него ничтоже быстъ, еже быстъ (Ин.1:3), почему точно и называется в том же Апокалипсисе началом создания Божия (Откр.3:14). И как Альфа и Омега охватывают собою и содержат внутри себя все прочие буквы, так и о Христе мы уже приводили слова: всяческая в Нем состоятся, «в Нем и под Ним» соединяется все небесное и земное (Ефес.1:10), так что Церковь – Тело Его – становится полнотою Наполняющего все во всем (Ефес.1:23), и мир будущего мы мыслим тем Его Царствием, коему, по слову Благовещения, не будет конца (Лк.1:33).

И таким образом, Христос есть также и конец всех тварей, или последняя конечная их цель. Все Им и для Него создано (Кол.1:16). «Он есть цель врожденного бесконечного стремления людей. Все, которые на своем поприще житейском являются, хоть в какой-нибудь степени, добрыми деятелями и подвижниками, находят в Нем вечный покой души и приобретают неувядаемый венец победы. Христос есть Завершитель всего; всех ведет к вожделенному концу и к собственной славе. Но и с достижением последней цели как Сам Он не перестает быть, так и то, что Он доводит до совершенства, не уничтожается, а пребывает в вечной славе» (Дебольский). Потому и все Божественное Откровение, в особенности новозаветное (для которого Завет Ветхий – лишь тень), как известно, и начинается речью о Христе (в церковном годовом чтении) – возвышенным богословием Иоанна о Логосе – Боге Слове и заканчивается Апокалипсисом его же, где и вся главная речь, и заключительные стихи – все также говорят об Иисусе Христе.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные.

  Здесь изображается Второе славное Пришествие Христово в полном согласии с изображением этого пришествия в Евангелиях (ср.: Мф. 24:30 и 25:31; Мк. 13:26; Лк 21:27; ср.: Ин.19:37). После приветствия в стихе этом св. Апостол сразу же говорит о Втором Пришествии Христовом и о Страшном Суде для того, чтобы обозначить главную тему своей книги, дабы приготовить читателей к восприятию полученных им о сем великих и страшных откровений.

  Ей, аминь. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

Для подтверждения непреложности и неотвратимости Второго Пришествия и Страшного Суда Божия св. Апостол от себя произносит: «Ей, аминь», а затем свидетельствует истину сего указанием на Того, Кто есть Алфа и Омега, Начаток и Конец всего сущего: Господь Иисус Христос есть Один только безначальный и бесконечный виновник всего существующего, Он вечен, Он – конец и цель, к которой все стремится.
 

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible