Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель

Поскольку Они едины, и Божество одно и то же, то кроме наименования Отец то же самое говорится о Сыне, что говорится об Отце. Так, например, Сын именуется Богом - и Слово было Бог, Вседержителем - Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель; Господом - один Господь Иисус Христос (1Кор. 8:6). Говорится, что Сын есть свет: Я свет миру (Ин. 8:12). Он изглаждает грехи: Но чтобы вы знали, сказано, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи (Лк. 5:24). А найдешь и многое иное, ибо и Сам Сын говорит: Все, что имеет Отец, есть Мое15 (Ин. 16:15), и опять: И все Мое Твое (Ин. 17:10).

На ариан слово третье

Августин Аврелий, блж. (†430)

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель

Мученичество блаженных апостолов освятило для нас тот день: они стяжали славу всего мира, презрев мир. Петр - апостол первый, Павел - апостол последний. Первого и последнего к одному дню мученичества привел Первый и Последний - Христос. Чтобы ты вспомнил, что я сказал, обрати внимание на альфу и омегу. Сам Господь ясно говорит в Апокалипсисе: Я есмь Альфа и Омега: первый, до которого - никого; последний, после которого - никого. Предшествующий всему, замыкающий все. Желаешь узреть Первого? Все чрез Него начало быть (Ин. 1:3). Стремишься к Последнему? Потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего (Рим. 10:4). Чтобы ты жил когда-либо, ты имел Его как Творца; чтобы тебе жить всегда - имеешь Его как Искупителя.

Проповеди

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель

Словами Альфа и Омега означается Христос, как Бог, содержащий все, безначальный и безконечный: Сый, и прежде сый и конца не имый, соприсносущный Отцу и, потому, имеющий каждому воздать за дела.

Толкование на Апокалипсис 555

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О единой истинной Церкви и о сектах


Сектанты говорят: Истинная Церковь была уничтожена язычеством («Баптисты, их задачи и цели», изд. русск, баптистов, Р. н-Д., 09, стр. 8).

Православный ответ: Это невозможно, ибо Христос, Победитель ада и смерти, Вседержитель (Откр.1:8,18), обещал Церкви Своей неразрушимость (Мф.16:18).

Оружие правды

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Альфа

Альфа
 (Апок.1:8,21:6) – название (от еврейского слова альф – бык) первой буквы греческого алфавита, а название последней того же алфавита есть омега. Обе эти буквы употребляются в Свящ. Писании для означения вечности и совершенства Божия. Я есмь альфа и омега, начало и конец, говорит Господь, который есть, и был, и грядет Вседержитель (Откр.1:8).

Библейская энциклопедия 1891г


Бог

Творец неба и земли и Промыслитель Вселенной (Быт.1:1, Ин.1:1) имеет в Священном Писании различные наименования; таковы в особенности следующие:

а) Иегова (Я есмь Сущий) (Исх. 3:14). Существо самобытное, независимое, неизменяемое, безусловное, вечное (Откр.1:8).

б) Еврейское Елоаги множественное Елогим означает достопоклоняемого Бога неба и земли, всего видимого и невидимого. Множественное Елогим выражает величие и превосходство существа Божия. Означенные слова употребляются нередко в Священном Писании в сказании о мнимых и ложных божествах, даже и об идолах, которые не суть боги (Исх.12:12, Исх.32:1,4; 2Пар.13:9), и о царях земных (Пс.8:1); но преимущественно употребляются об Едином истинном Боге (Быт.1:1, Быт.5:22, Быт.6:9 и др.);

в) Всемогущий (Быт.17:1, Быт.28:3; Исх.6:3);

г) Господь (евр. Адонаи) (Суд.13:8);

д) Всевышний (Быт.14:18; Пс.7:18).

В Священном Писании Богу везде усвояются высшие духовные совершенства, както: вечность, независимость, самобытность, неизменяемость, вездеприсуствие, всеведение, премудрость, правосудие, благость, любвеобильность, святость и истина, творчество и всемогущество, безпредельное величие и слава. Если Священное Писание и усвояет иногда Богу телесные члены, свойства и действия человеческие, то в этом оно применяется к обыкновенному языку человеческому, но понимать сие должно высшим и духовным образом: так, например, руки означают всемогущество, очи и уши – всеведение, ноги – вездесущие и т. д.

Бог Един по существу, но троичен в Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Троица единосущная и нераздельная (Мф.28:19). Всем трем Лицам Пресвятой Троицы в Священном Писании приписываются одинаковые Божеские свойства и действия, хотя Они существенно различаются между Собою личными свой ствами, так: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица Святой Троицы, Бог Сын предвечно рождается от Отца, Бог Дух исходит от Отца. Бог есть, Бог промышляет, Бог царствует, Бог будет судить, Бога должно любить, восхвалять, уповать на Него, повиноваться Ему. Главнейшая обязанность каждого из нас – жить для Бога, подобно тому, как мы живем Им. Атеизм есть неестественная чудовищность, пантеизм есть философская, антихристианская тонкость, совершенно противоположная атеизму. Говорить, что все есть Бог, в сущности, значит вовсе отвергать Бытие Божие.

Слова бог и боги часто употребляются для означения служения, силы и превосходства того или другого сотворенного существа, как, например, ангелов (Пс.96:7), начальств (Исх.22:28) и т. п.

Библейская энциклопедия 1891г


Омега

Омега
 – последняя буква греческого алфавита, так называемая в отличие от о малого или короткого. Алфою и Омегою называет Себя Господь, как полнота, конец и завершение всего (Откр.1:8,10,21:6,22:13).

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель

В 8 ст. говорится о Боге Отце - первопричине Божественного ведения, который по 1 ст. дал откровение Христу для сообщения верующим. Так что и этот стих, так как и предыдущий, имеет целью еще более усилить авторитетность сообщенного в Апокалипсисе. - «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец». Смысл этого выражения тот, что Бог, как Вседержитель, есть действительное начало и первопричина всякого бытия. Вместе с тем Он и конец (альфа - первая буква греческой азбуки, омега - последняя), конечная цель всего бытия; все, как созданное Им, должно и стремиться к Нему, при Его помощи стремиться к совершенству и у Него просить себе блаженства (Кол. 1:17). Обыкновенно толкователи оканчивают введение в Апокалипсис 8 ст. и ст. 9 относят уже к первой части его. Но можно отнести 9 ст. и к введению и начинать первую часть только с 10 ст. Только этот последний стоит в непосредственной связи с последующим, стих же 9 может быть понимаем и как предварительное пояснение дальнейшего и как окончание предыдущего.

Толковая Библия

Николай Петрович Розанов (†1941)

Ст. 7-8 Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

Затем апостол высказывает главную мысль своей книги: „Господь идет с облаками“ (облако в Ветхом Завете служило знаком божественного присутствия, а у позднейших Иудеев Мессия прямо назывался „облачным мужем“). Идет Он, конечно, для совершения суда над врагами Своими, и на Него обратят свой взор все люди, как Иудеи, которые пронзили Его, так и все народы; для всех Его пришествие покажется страшным, так что люди громко закричат от ужаса (κόψονται). И это совершенно верно, это непременно будет – замечает апостол. За это ручается далее и Сам Бог, Альфа и Омега, начало и конец всего, Который держит все в Своей власти и, следовательно, сможет совершить все, что предсказано в Апокалипсисе.

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 8. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Сущий, и Который был, и грядущий, Вседержитель.

Слова Альфа и Омега обозначают начало и конец, как это и указывается в тексте далее, ибо этими двумя буквами начинается и заканчивается греческий алфавит, т.е. того языка, на котором и дан нам от Бога Новый Завет. По тому же толкованию Андрея Кесарийского, «словами Алфа и Омега означается Христос как Бог, содержащий все, безначальный и бесконечный: Сый, и прежде сый, и конца не имый, соприсносущный Отцу». Таким Он является прежде всего по Своему Божеству. «Как прежде Альфы нет буквы и в алфавите, так первее Христа нет иного Бога. Христос, как сын Божий, есть начало без начала (в смысле возникновения из ничего), и притом так, что не было времени, когда бы Его не было. Он – прежде всех, и всяческая в Нем состоятся (Кол.1:17; ср.: Пс.89:2-3). И как Омега – последняя буква (после которой их нет), так и после Христа нет никого, и притом невозможно, чтобы Он когда-либо перестал существовать» (прот. Дебольский). Таким же является Христос и по Своему отношению к тварям. Мы все хорошо знаем, что Он есть начало всех тварей, ибо вся Тем быша, и без Него ничтоже быстъ, еже быстъ (Ин.1:3), почему точно и называется в том же Апокалипсисе началом создания Божия (Откр.3:14). И как Альфа и Омега охватывают собою и содержат внутри себя все прочие буквы, так и о Христе мы уже приводили слова: всяческая в Нем состоятся, «в Нем и под Ним» соединяется все небесное и земное (Ефес.1:10), так что Церковь – Тело Его – становится полнотою Наполняющего все во всем (Ефес.1:23), и мир будущего мы мыслим тем Его Царствием, коему, по слову Благовещения, не будет конца (Лк.1:33).

И таким образом, Христос есть также и конец всех тварей, или последняя конечная их цель. Все Им и для Него создано (Кол.1:16). «Он есть цель врожденного бесконечного стремления людей. Все, которые на своем поприще житейском являются, хоть в какой-нибудь степени, добрыми деятелями и подвижниками, находят в Нем вечный покой души и приобретают неувядаемый венец победы. Христос есть Завершитель всего; всех ведет к вожделенному концу и к собственной славе. Но и с достижением последней цели как Сам Он не перестает быть, так и то, что Он доводит до совершенства, не уничтожается, а пребывает в вечной славе» (Дебольский). Потому и все Божественное Откровение, в особенности новозаветное (для которого Завет Ветхий – лишь тень), как известно, и начинается речью о Христе (в церковном годовом чтении) – возвышенным богословием Иоанна о Логосе – Боге Слове и заканчивается Апокалипсисом его же, где и вся главная речь, и заключительные стихи – все также говорят об Иисусе Христе.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные.

  Здесь изображается Второе славное Пришествие Христово в полном согласии с изображением этого пришествия в Евангелиях (ср.: Мф. 24:30 и 25:31; Мк. 13:26; Лк 21:27; ср.: Ин.19:37). После приветствия в стихе этом св. Апостол сразу же говорит о Втором Пришествии Христовом и о Страшном Суде для того, чтобы обозначить главную тему своей книги, дабы приготовить читателей к восприятию полученных им о сем великих и страшных откровений.

  Ей, аминь. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

Для подтверждения непреложности и неотвратимости Второго Пришествия и Страшного Суда Божия св. Апостол от себя произносит: «Ей, аминь», а затем свидетельствует истину сего указанием на Того, Кто есть Алфа и Омега, Начаток и Конец всего сущего: Господь Иисус Христос есть Один только безначальный и бесконечный виновник всего существующего, Он вечен, Он – конец и цель, к которой все стремится.
 

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible