Ве́тхий Заве́т:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Но́вый Заве́т:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем

Верно слово, то есть справедливо то слово, что, если соумерли (вместе с Ним), и сооживем (с Ним).

Второе послание к Тимофею

Василий Великий, свт. (†379)

Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем

Будучи сонасажденными в подобии Его смерти, мы непременно будем совоскресены во Христе (ведь насаждение это именно и значит). Ныне же мы уподобляем Ему внутреннего человека - в меру вочеловечения [Его] в обновлении жизни и вплоть до послушания до смерти, с полной уверенностью в истинности Его слов, так чтобы стать достойными сказать по истине: Не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:20). Что же касается будущего, то апостол решительно утверждает, говоря: Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем, если терпим, то с Ним и царствовать будем.

О крещении

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем

Апостол говорит, что мы будем соцарствовать Христу в царстве Христовом: Если же верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем. Но мы - через усыновление, Он - через власть; мы - по благодати, Он - по природе.

О Святом Духе. Книга 3

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем

Когда же мы умерли вместе с Христом? Апостол говорит о смерти как посредством купели крещения, так и посредством страданий.

Толкование на 2-е послание к Тимофею


Ты в купели крещения делаешься царем, и священником, и пророком: царем - повергнув долу все злые дела и умертвив греховные пожелания; священником - через посвящение себя Богу, через принесение тела своего в жертву Ему и через духовное заклание самого себя, по словам апостола, который говорит: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; наконец, делаешься и пророком - так как познаешь будущее, делаешься богодухновенным и запечатленным [Духом].

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам

Никита Ремесианский, свт. (†414)

Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем

Надлежит верить и в Его страдание по плоти, и в Его свободу от страдания по Божеству… Исповедуем [наше] единство [со Христом], дабы не отделиться от Него; по слову апостола, Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем.

Обоснование веры

Августин Аврелий, блж. (†430)

Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем

Если мы с чувством искреннейшего благочестия должны оставаться смиренными сердцем во все время странствия сего, когда мы живем среди искушений, насколько больше должны мы быть таковыми в те дни, когда мы не просто проводим время нашего смирения, проживая его, но также и обозначаем его, совершая службы? Быть смиренными нас научило смирение Христово, потому что, умирая, Он уступил нечестивым. Возвышенными нас делает высота Христова, потому что Он предшествовал благочестивым в воскресении. …Одно мы с должным благоговением отмечаем сейчас, так как приближается время Его страданий, а другое - после Пасхи, так как происходит Его воскресение.

Проповеди

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст. 11-12 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
 

Сие: «с Ним умерли», Апостол сказал не об умерщвляемых только, но и о крещаемых, ибо и они, искренно веруя и показывая жизнь, сообразную вере, приобщаются жизни Владычней. «Если отречемся, и Он отречется от нас». Ибо сие сказал и Сам Владыка в Священном Евангелии: «Иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех» (Мф.10:33). Потом Апостол учит, что отрицающиеся Христа не причинят Ему ущерба, но сделают вред себе самим.(2Тим.2:13)

Толкования на 2-е послание к Тимофею

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 11-15 Верно слово: аще бо с Ним умрохом, то с Ним и оживем: аще терпим, с Ним и воцаримся: аще отвержемся, и Той отвержется нас: аще не веруем, Он верен пребывает: отрещися бо Себе не может. Сия воспоминай, засвидетельствуя пред Господом, не словопретися, ни на куюже потребу, на разоpeниe слышащих. Потщися себе искусна поставити пред Богом, делателя непостыдна, право правяща слово истины

Верно слово, что избранные получат славное и вечное спасение; но так как некоторые сомневались относительно воскресения, то и нужно было употребить такое решительное утверждение. А что это слово действительно верно, это подтверждается и такими соображениями. Аще бо с Ним (со Христомъ) умрохом… Апостол разумеет здесь смерть духовную – чрез крещение, и телесную – чрез страдания… С Ним и воцаримся. Никто не лишает участия в благах того, кто участвовал с ним и в скорбях, а тем более Христос, – источник благости и человеколюбия. Аще отвержемся, и Той отвержется нас. Затем Апостол заимствует доказательства и устрашает неверующих в воскресение и худыми последствиями их неверия. Подумай, что будет терпеть отверженный Христом. Аще не веруем, Он верен пребывает. Если мы не веруем, что Иисус Христос воскрес, или что Он Бог, то Он однако пребывает верным, т.е. истинным. Сказавши, что Он воскреснет и что Он Бог (а об этом Он часто говорил). Он пребывает верным Себе, потому что Он воскрес и есть истинный Бог. Отречься же от Себя Иисус Христос не может, т.е. что Он не Бог, или что не воскрес. Апостол как бы так говорит: чрез наше отречение Иисус Христос нисколько не изменяется, но остается верным и истинным во всем, что к Нему относится. Он не может отречься от Себя, т.е. сказать о Себе неправду, что Он не воскрес, или что Он не Бог. Возвестивши о Себе это, Он не может сделаться обманщиком и не исполнить того, что обещал. Мы не делаем Его Богом своею верою в Него и неверием своим не лишаем Его божественной природы, но веруем ли мы в Него или не веруем, Он всегда пребывает Богом. Значит, мы сами получаем пользу от того, что веруем в Него. Не может, т.е. невозможно, чтобы Он отрекся. Он верен пребывает. Для нашего же спасения Он требует от нас, чтобы мы признавали Его, так как Сам Он не терпит никакого вреда, когда мы отрекаемся от Него. - Сия воспоминай. Чтобы кто-либо не подумал, что сам Тимофей нуждался в таких наставлениях, апостол Павел сказал: сия воспоминай, засвидетельствуя пред Господом. Говорить же, приводя во свидетели Бога, – страшно. - Не словопретися. Так как дело это имеет какую-то приятность и душа человеческая всегда почему-то склонна к состязанию и словопрению, то ты, говорит апостол Павел Тимофею, приказывай не вступать в словопрение, призвавши во свидетели Самого Бога, чтобы слушатели знали, что если они будут пренебрегать этим твоим внушением, то Бог им судья. - Ни на куюже потребу. Постоянно заниматься изысканиями, рассуждениями и спорами не только не приносит никакой пользы, но служит и ко вреду более слабым из слушателей. - Потщися себе искусна, т.е. безукоризненным, поставити пред Богом, делателя непостыдна. Об этом стыде много было сказано. Вероятно, некоторые погибшие люди стыдились евангельской проповеди или потому, что апостолы терпели разные несчастия, и предметом проповеди служил распятый Христос, или потому, что самые проповедники были люди простые, так напр. Павел – делал палатки, Петр и другие были рыбаки. Слова эти можно и так понимать: не посрамись, сделавши что-нибудь худое. - Право правяща (ὀρθοτομοῦντα – право отсекающа) слово истины. Как ножом отсекай излишние и подложные учения, которые погибшие люди примешали к проповеди, и Духом Святым веди народ ко всему правому.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Верно слово

Так как многие сомневаются относительно будущей жизни и славы, говоря: когда я жив бываю, умираю, а когда умру, жить буду? и тому подобное: поэтому апостол, подтверждая свое слово, говорит: верно слово. Какое слово? то, что избранные достигнут славного и вечного спасения.

если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем

Подтверждает то же самое и человеческими соображениями. Уже и выше апостол представил доказательство этого сказав: помни Господа Иисуса, воскресшего из мертвых (2Тим.2:8); он показал, что Христос воскрес после смерти. Каким же образом подтверждает? Если в скорбях мы участвуем со Христом, то в благах ужели нет? И человек не сделал бы так, не тем ли более Бог, источник правды и благости? апостол говорит здесь и о смерти духовной в крещении, и о смерти телесной чрез страдание и мучение.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Верно слово: аще бо с Ним умрохом, то с Ним и оживем

Хотя от улучения спасения неотъемлем венец славы, Апостол, однако ж, нашел нужным и доказательно подтвердить это. Верно, говорит, слово, – «то есть истинно, несомненно, чуждо лжи» (блаженный Феодорит). «Какое слово? То, что избранные улучат спасение со славою вечною» (блаженный Феофилакт). И тотчас представляет доказательства. Достаточно было бы этого одного удостоверительного слова из уст посланника Божия. Но поелику, «когда здесь предстояли смерть, мучения, узы, а Павел говорил своим слушателям, что они пойдут в жизнь вечную, – иной мог не поверить тому, говоря: что ты проповедуешь? Как так, – когда я жив бываю, умираю, а когда умру, жить буду?! – то, дабы никто не подумал этого, Апостол представляет несомненное тому доказательство» (святой Златоуст).

Доказательство это, как и всюду у святого Павла, берется из воскресения Господня. Поелику Господь, умерши плотию, воскрес и пребывает во славе, то и все делающиеся едино с Ним верою, жизнию по вере и благодатным освящением чрез таинства хотя и умрут, но потом в свое время оживут (см.: Ин. 11, 25) и внидут в Царствие вечно славное. Внимание Апостола сосредоточено на воскресшем Господе. Он уже заповедал выше памятовать о Нем святому Тимофею, в воодушевление в трудах пастырства (стих 8). Теперь другой момент указывает в сем же воскресении и к возбуждению веры, и к воодушевлению на проповедь о вере, – именно что верующие воскреснут о Христе к вечной славе, – и что если верующих это ожидает, то тем вернее упование того для благовестников о вере.

Аще с Ним умрохом, συναπεθανομεν, – если со-умерли Ему. В час решимости прилепиться к Господу верою и последовать заповедям Его, еще глубже ее, в основе ее полагается готовность во всякий час умереть за сию веру и сии заповеди, если то потребуется, но не отступать от них и чрез то от Господа. Всякий посему истинно уверовавший в Господа есть уже умерший с Ним произволением. Если потом и действительно придется кому пострадать и умереть, то это не новое что, а только сретение предвиденного и возжеланного прежде. Хотя и не придется кому сретить ничего подобного, но то первое, внутреннее определение себя на смерть тем не менее в очах Божиих и в совести есть смерть, – и всякий, в сих расположениях прилепившийся ко Господу, может со всею искренностию, вместе с другими, действительно умершими ради Господа, исповедать: с Ним умрохом.

То с Ним оживем, συζησομεν, – то и сожительствовать будем Ему, или жить будем с Ним, – и, поелику Он во славе, будем жить с Ним вечно-славною жизнию, как Сам Он и обетовал: где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12, 26). Святой Златоуст говорит: «в самом деле, если мы участвуем со Христом в скорбях и страданиях, то ужели не будем участвовать с Ним в благах? Этого не сделал бы и человек, – чтобы, достигнув покоя, не принять в общение с собою того, кто решился вместе с ним страдать и умереть». «И человек не сделал бы так, не тем ли паче Бог, источник правды и благости», – дополняет святого Златоуста блаженный Феофилакт.

Но какая здесь разумеется смерть? Верующие в Господа умирают и духовно, произволением, когда в крещении умирают греху с готовностию и телесно умереть за Господа, за веру Его и заповеди, – умирают и телесно, когда во время гонений терпят за веру муки и лишаются жизни. Как же здесь разуметь умрохом? Хотя по обстоятельствам, в каких находились святой Павел и святой Тимофей, ближе будет к течению речи разуметь здесь телесные скорби и смерть; но как не все верующие страдают и умирают за веру, обетование же выражается общее, то нельзя отрицать здесь мысли и о смерти духовной. К тому же святой Павел с святым Тимофеем еще не умерли телесно, духовно же, то есть греху, с готовностию и на телесную смерть, умерли и постоянно пребывали в сей смерти, как и свидетельствовал о себе святой Павел: по вся дни умираю (1Кор. 15, 31). Почему неошибочно будет думать, что «Апостол говорит здесь и о смерти (духовной) в крещении, и о смерти (телесной) чрез страдание и замучение» (блаженный Феофилакт). Так и блаженный Феодорит: «Сие: с Ним умрохом – Апостол сказал не об умерщвляемых только, но и о крещаемых; ибо и они, искренно веруя и показывая жизнь, сообразную вере, приобщаются жизни Владычней». Святой Златоуст хотя допускает у Апостола мысль и о смерти духовной, но преимущественно дает мысли о смерти телесной. «Когда же мы умерли со Христом? Апостол говорит о смерти, как посредством купели крещения, так и посредством страданий. Так он говорит: спогребохомся Ему крещением (Рим. 6, 4) и еще: ветхий наш человек с Ним распятся (Рим. 6, 6), – это – смерть духовная. А мертвость Господа в теле носяще (ср.: 2Кор. 4, 10) и еще: снасаждени быхом подобию смерти Его (Рим. 6, 5), – это смерть телесная. Здесь же он говорит и о смерти посредством искушений, и преимущественно об ней; ибо он находился в искушениях, когда писал это. Смысл слов его следующий: если ради Него мы умерли, то ужели не оживем ради Него? В этом нет сомнения».

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем

В Адаме мы все согрешили, и потому все и умираем; в Господе, напротив, умерши, оживаем; терпя с Ним бедствия, с Ним и воцаримся, и это по тесной связи Адама, родоначальника нашего, с нами, потомками, равно как и Господа Иисуса – нового Родоначальника нашего. Если мы не веруем в Господа, в Его искупительные заслуги, наше неверие веры Божией не упразднит: Бог, искупивший нас, верен пребывает, ибо Себя отречься не может. Страшись же неверия, как самого опасного врага.

Дневник. Том II. 1857–1858

Иаков Персидский, Афраат, еп. (†345)

Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем

Будем почитающими Дух Христов, И тогда получим благодать мы от Него. Станем чужими для мира, Как и Христос, Который не был от мира. Будем смиренными и кроткими, Дабы дал Он землю жизни нам в наследие. Неотступно будем служить Ему, И Он поставит нас служителями в скинии святых. Вознесем молитву нашу в чистоте, И взойдет она ко Господу величия. Приобщимся к Его мучениям, Чтоб и нам ожить Его воскресением. Понесем на плоти нашей Его знамение, Да избавимся от гнева грядущего.

Тахвиты

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения

Доказательство

Когда кто-нибудь обещает кому-нибудь что-то дать, а обещает не просто, но с таким условием – если выполнишь эту или ту мою заповедь, или если сделаешь это или то дело, дам тебе эту или ту плату. В таких обещаниях с условием всякий, желающий получить обещанную награду, должен обязательно сделать то, что присоединяется условием. Если же не сделает, то не получит обещанной награды. Например, если царь обещает воину награду с условием «если», и говорит ему: «Если победишь врага, дам тебе почести победителя», – или: «Если захватишь город, сделаю тебя большим начальником». Воин, слышащий это царское обещание, сказанное с условием «если», и желающий получить обещанную почесть или начальство, должен непременно победить врага или захватить город. Если же не сделает этого, то определенно почестей победителя или начальства, обещанных с условием, не получит. Так и Христос Спаситель наш, Царь царствующих и Господь господствующих, поступает с нами. Обещал нам дать Царство Небесное, но обещал не просто, а с условием «если». Послушаем, что Он говорит в Евангелии: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф.5,20). И Сам объясняет Свои слова, что означает нашей праведности превзойти праведность книжников и фарисеев. Праведность книжников и фарисеев состояла в том, чтобы любить своих друзей, не убивать, не прелюбодействовать, не клясться. Наша же праведность состоит в том, чтобы любить не только друзей, но и врагов, не только не убивать, но и не гневаться напрасно, не только не прелюбодействовать, но и не смотреть с самопроизвольным вожделением на женщину. Еще: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф.19,17). Не явно ли здесь Христос обещает жизнь вечную? Но с условием «если», как бы сказав: «Если соблюдешь заповеди, войдешь в жизнь вечную». Еще: Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете (Ин.13:17). И еще: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин.15:14). Еще: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф.6,14). Еще: если не обратитесь и не будете как дети (незлобием, смирением, кротостью, чистотой, нелюбостяжанием, нелихоимством, простодушием, непамятозлобием), не войдете в Царство Небесное (Мф.18,3). Еще: если не покаетесь, все… погибнете (Лк.13:3). Еще: так поступай, и будешь жить (Лк.10:28), – то есть если так будешь поступать, если возлюбишь Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк.10:27). Если это сотворишь, будешь жить. И всякий, кто (если) оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф.19,29).

Подобные этим обещания жизни вечной с условием «если» находятся и в посланиях апостолов: если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (Рим.8:13). Еще: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем (2Тим.2,11-12). Еще: Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого (Иак.2:8). Еще: Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1Ин.1:9). Еще: Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем (Откр.3,21). Как бы сказал: «Если кто победит, дам ему сесть на престоле Моем». Блажен человек, который (если) переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак.1:12). Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей (1Тим.4:8).

То же находим и у пророков: И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет (Иез.18,21-22).

Вот, мы привели такое множество мест из Священного Писания, из которых ясно, что Бог обещает жизнь вечную. Но обещает не просто, а с условием «если». Что же из этого следует? Следует то, что поскольку в обещаниях с условием «если» всякий, кто хочет получить обещанную награду, должен непременно сделать то, к чему обязывает условие «если». Поэтому и мы, желая получить жизнь вечную, обещанную нам с условием «если», должны непременно делать то, к чему обязывает нас условие «если». И так как в вышеупомянутых местах Священного Писания условие «если» обязывает нас делать добрые дела, соблюдать заповеди, каяться в грехах, поэтому, если мы хотим получить Царство Небесное, то необходимо нам все это исполнять и к вере присоединять добрые дела, а не уповать только на одну веру.

Подтверждение

Эти слова Христовы с условием: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5), – таким образом, обязывают принимать Крещение, потому что без Крещения невозможно получить жизнь вечную. Поэтому равно и слова Христовы с добавлением: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф.19,17), – таким образом, обязывают соблюдать заповеди, что жизнь вечную невозможно получить без соблюдения заповедей. А это совершается добрыми делами. Поэтому добрые дела совершенно необходимы для стяжания вечной жизни.

Все это мы излагаем вкратце:

1. Обещание с условием требует исполнения того, что является условием, как мы говорили выше.

2. Но обещание жизни вечной – это обещание при условии выполнения добрых дел.

3. Поэтому обещание жизни вечной требует выполнения добрых дел.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-13 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может

Апостол, в ободрение Тимофею, приводит «верное слово», т. е. выдержку из христианского песнопения, в котором выражается уверенность христиан в прославлении со Христом для тех, кто с Ним пойдет на смерть.

Умерли – в действительном смысле этого слова. Здесь разумеется мученическая смерть за Христа, которую должен быть всегда готов претерпеть верующий христианин. С другой стороны, отрекающийся от Христа не будет признан Христом за Своего при Его втором пришествии на землю.

Он пребывает верен, т. е. в точности исполнит то, что говорил, – именно Свои угрозы.

Толковая Библия

Никанор (Каменский), епископ (†1908)

Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем

Спасительные надежды, о которых Апостол говорит здесь и далее (в 12 и 13 ст.), имеют то же возбуждающее и подкрепляющее значение. Эти надежды, главным образом, основываются на Иисусе Христе, так как проповедь апостольская есть проповедь о имени Его и спасении чрез Него, а потому, насколько несомненна Его слава, настолько же прославятся и проповедующие о Нем, а также и все истинно верующие во спасение силою Его.
«В самом деле, говорить св. Иоанн Златоуст, если мы участвуем со Христом в скорбях и страданиях, то неужели не будем участвовать с Ним в благах? Этого не сделал бы и человек, чтобы, достигнув покоя, не принять в общение с собою того, кто решился вместе с ним страдать и умереть. Когда же мы умерли со Христом? Здесь Апостол говорит о смерти от искушений, ибо он находился в искушениях, когда писал это. Смысл его слов следующий: если ради Него мы умерли, то неужели не оживем ради Него? В этом нет сомнения».
«Внимание Апостола сосредоточено здесь на воскресшем Господе», – пишет преосв. Феофан. «Он уже заповедал выше памятовать о Нем (ст. 8). Теперь другой момент указывает в сем же воскресении, именно, что верующие воскреснуть о Христе к вечной славе, и что если верующих это ожидает, то тем вернее упование того же для благовестников о вере. Улучающий спасение внемлет Евангелию, кается, полагает твердое намерение жить свято, приемлет таинства и живет руководимый апостольскими преемниками. Даром учреждено домостроительство спасения, даром призываются ко спасению; далее же самые первые шаги по пути спасения требуют уже и собственных усилий. И все соделание спасения идет взаимодействием благодати и своих усилий. Всякий идет по нему вспомоществуемый благодатию до конца жизни, после коего улучившего спасение осеняет слава вечная, по мере понесенного труда над собою. Слава вечная не со вне приходит, а внутри раскрывается. Внутри же она начинается и зреет с момента вступления на путь спасения».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Николай Рудинский, священник (†1937)

11. Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;
12. если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас

 

Несомненно, истинно – верно слово, что искренно уверовавшие в Господа Иисуса, в самом крещении принимают решение умереть для греха (см. Рим. 6:4), распять плоть свою со страстями и похотями. Это необходимая для всякого истинного христианина, духовная смерть, для наследия жизни вечной. Но если для сохранения веры, будет необходимо перенести телесные страдания и самую смерть, то и это должно сделать – пострадать и умереть и телесно за Христа (ср. 2Кор. 4:10; Рим. 6:5). Если, говорит, с Господом Иисусом мы умерли, то с Ним и жить будем, если с Ним терпим, с Ним и воцаримся. Поэтому, хотя скорбям и самой смерти подвержены все, но не все после смерти будут жить и воцарятся с Господом, а только те, которые терпят и умирают с Господом, то есть неизменно, без всякого колебания, остаются в общении с Господом верою и любовью. Только общение с Господом верою и любовью, делает терпение страданий средством к воцарению с Господом. Если же, говорит, мы во время скорби отречемся от общения со Христом, то и Он отречется от нас.
Какой же конец этого? Тот, что отрекшийся от Христа, и Им отверженный, душу и тело погубит в геенне (ср. Мф. 10:28-33). Все это, несомненно, истинно, как истинен Сам Бог, давший такое обетование.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Петрович Розанов (†1941)

2Тим. 2:7-13

Заповедуя Тимофею глубже вникнуть в смысл этих предписаний, апостол такого же внимания требует от него и к далее следующим своим наставлениям, в которых он выставляет на вид Тимофею побуждения к верному исполнению его обязанностей. Именно к этому должно побуждать Тимофея, во-первых, воскресение Иисуса Христа, Который имел такую же плоть, как и Тимофей, и, однако, после страданий и смерти воскрес к новой жизни; во-вторых, пример его учителя и соработника, который за дело евангелия ввержен в узы, хотя враги, конечно, не могли этим наложить узы и на самое евангелие, распространяющееся теперь через других; последнее и утешает апостола в его страданиях ради избранных к спасению из язычников (ср. Кол. 1:24); в-третьих, к этому должно побуждать Тимофея размышление о следствиях верности и неверности делу Христову; смерть и страдания со Христом дают христианину жизнь и царство, а отречение и неверность Ему навлекают на себя Его гнев, так как Он верен во всем и непременно исполнит Свои угрозы над теми, кто отречется от Него.

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3.

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   Проповедование Христова учения – обязанность всех христиан, а не право священников (Деян.8:4;11:19-21).
 

Ответ:  

Рассеявшиеся от гонений христиане иерусалимской Церкви, если и проповедовали, то имели, несомненно, особые полномочия и руководственные указания от апостолов. Так одни из рассеявшихся «никому не проповедовали ни слова, кроме иудеев», другие – кипряне и киринейцы – проповедовали эллинам (Деян.11:19-20). Это распределение указывает на точно выработанный апостолами план проповеди. Апостолы, находившиеся в Иерусалиме, наблюдали за деятельностью проповедников и, главное, утверждали ее: «услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго» (Деян.8:14-15). Также и о проповеди рассеявшихся «от гонения, бывшего после Стефана, дошел слух до Церкви иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию» (Деян.11:22). Из приведенных мест, как равно и из других (Деян.15:2,4,28,21:18; Гал.2:2), видно, что в апостольское время не только простые верующие не имели права на свободную проповедь, но и сами апостолы подчинялись собору апостолов. О праве священства, а не мирян, проповедовать слово Божие (Мф.28:16-19; Мк.16:14-15; 1Тим.4:11,3:16; 2Тим.4:2; Тит.1:9;  Рим.10:15; 1Кор.12:29; Иак.3:1)

Сектанты, незаконно присваивая себе право проповеди и извращая учение апостолов, сохраняемое православною Церковью, тем самым не подчиняются ей и не признают за ней божественного установления, почему они и их проповедническая деятельность Церковью и осуждаются.

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka