Скрыть
Бꙋ́ихъ же и҆ ненака́занныхъ стѧза́нїй ѿрица́йсѧ, вѣ́дый, ꙗ҆́кѡ ражда́ютъ сва̑ры:

Святые отцы

Прочие

Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)

ст. 22-24 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым

Если же кто-нибудь с гораздо большим усердием защищает свое неправое и ложное [дело], чем сочувствует праведному и истинному другого человека, то это происходит единственно от наклонности к самомнению и высокомерию. Это самое провидя, блаженный апостол Павел пишет к Тимофею и научает, что епископу не следует быть сварливым и любителем споров, но учительным и незлобивым. Способен же к учительству тот, кто, будучи сам терпелив, обладает кротостью и тихостью, находясь в обучении. Ибо и епископу следует не только учить, но и учиться; и тот только лучше и научает, кто каждодневно сам возрастает и преуспевает в изучении лучшего.

Послания

Ефрем Сирин, прп. (†373)

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры

Глупых и невежественных состязаний, коими увлекаются невежественные люди, избегай, ибо они рождают ссоры.

Второе послание к Тимофею

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

ст. 22-24 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым

Не будем сердиться и гневно относиться к ним, но будем кротко беседовать с ними; ибо нет ничего сильнее скромности и кротости. Посему и Павел повелел тщательно придерживаться этого, сказав: рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, не сказано - к братьям только, но - ко всем. И еще: кротость ваша да будет известна: не сказал - братьям, но - всем человекам (Флп 4:5). Ибо что пользы, говорит Господь, если вы будете любить любящих вас (Мф 5:46)?

О непостижимой природе Бога

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 22-26 Похотей юных бегай: держися же правды, веры, любве, мира со всеми призывающими Господа от чистаго сердца. Буих же и ненаказанных стязаний отрицайся, ведый, яко раждают свары: рабу же Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем, учителъну, незлобиву, с кротостию наказующу противныя: еда како даст им Бог покаяние в разум истины, и возникнут от диаволъския сети, живи уловлени от него, в свою его волю

Под юношескими похотями разумеется не один только блуд, но и всякое неразумное пожелание, напр. если кто страстно желает господства или денег: все это бессмысленные фантазии, свидетельствующие об уме еще незрелом. Видишь ли, как и старик может сделаться юношей. - Держися же правды. Под правдою Апостол разумеет здесь чистосердечное и постоянное расположение к возлюбленным чадам… - Любве, мира со всеми призывающими Господа. Доверяй только тем, которые не притворно, не лукаво призывают Господа, миролюбивым, не спорливым, – с такими входи в общение, по отношению к ним держись всего того, о чем здесь сказано. - От чистаго сердца, так как можно призывать Господа и с притворным благочестием. - Буих же и ненаказанных стязаний отрицайся. Но бывают и разумные изыскания, напр. относительно Священнаго Писания. Почему же Апостол сказал: отрицайся, а не сказал лучше: побуждай их и изобличай? Потому что все это дело не будет иметь добрых последствий: отсюда раждаются ссоры. - Рабу же Господню не подобает сваритися. Рабам Христовым нужно быть миролюбивыми. - Но тиху быти ко всем. Если нужно быть тихим и кротким, то почему же Апостол в другом месте сказал: обличай их нещадно (Тит. 1-13) и: никтоже о юности твоей да нерадит (1Тим. 4:12)? потому что и с кротостию можно обличить строже, чем с суровостью. – Учителъну – по отношению к тем, которые желают учиться, а еретика человека по первом и втором наказании отрицайся (Тит. 3:10). – Незлобиву, с кротостию наказующу противныя. – Суровость еще сильнее ожесточает, а кротость легко убеждает. Кто может быть убежден человеком дерзким, которому увещеваемый часто даже противодействует? Но почему же в другом месте Апостол говорит, чтобы после перваго и второго вразумления отвращаться от еретиков? Ведь и здесь под противными (ἀντιδιατιθεμένους) он разумеет тех же еретиков? На это ответим: от явных еретиков и неизлечимо больных нужно отвращаться, а те люди, о которых здесь идет речь, были только сомневающиеся, – что видно и из последующих слов: Еда како даст им Бог покаяние; так обыкновенно выражаются только о тех, относительно которых еще ничего положительного неизвестно. - С кротостию наказующу. Это весьма необходимо. Часто такого человека, которому уже десять раз давали совет, и который этих советов не слушал, – другой убеждает одним своим советом. Это происходит от того, что и предыдущие десять советов незаметно производили на него свое влияниe. - Еда како даст им Бог покаяние в разум истины. Если так и случится, говорит Апостол, то это дело Божие, а не твоей кротости; приписывая случившееся Богу, он смиряет гордость учителей. - И возникнут от диаволъския сети. Что значит разум т.е. познание истины? То, чтобы освободиться от диавола и незаконных учений к правой вере. Смотри, как Апостол сказал: возникнут (ἀνανήψαι – протрезвятся) от сети диавола, как-будто от опьянения или умопомешательства. Подобно тому, как воробей, хотя он только кончиком ножки зацепился за сеть, уже пойман ею, – так и мы, хотя изменяем даже малейшую частичку в учении, уже действуем в сети диавола. - Живи уловлени от него, в свою его волю. Не даст ли Бог…, чтобы освободились от сети диавола живи уловлени, т.е. увлеченные заблуждением и подчиненные воле диавола. Всех, уловленных лукавым учением, он держит уже в своей воле.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры

Видишь ли, как апостол везде отклоняет Тимофея от состязаний. Это не потому, чтобы Тимофей не был способен опровергать их; он был способен; но потому, что совершенно бесполезно и вступать в такие состязания. Из них не выходит ничего доброго, кроме ссоры и ненависти. Таких состязаний, говорит, отрицайся, как глупых. Есть другие изыскания, именно, об истинах Писания, которых не следует отрицаться, потому что они не рождают свар. Смотри, как заблуждаются те, которые ссорятся также и при изысканиях относительно Писаний.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

О кротком научении противных (2, 23—26)

Приступая ко второму делу благоразумия, в текущих обстоятельствах,—именно чтоб если заставит необходимость вести речь с инако учащими, то вел бы ее кротко (см.: 2, 23 — 26),— Апостол напереди снова поставляет высказанное уже правило бегать споров.

Буих же и ненаказанных стязаний отрицайся, ведый, яко раждают свары

«Видишь ли, как Апостол везде отклоняет Тимофея от состязаний? Это не потому, чтобы Тимофей не был способен опровергать их; он был способен; а если б не был, то Апостол сказал бы ему: старайся сделаться способным к опровержению их, подобно тому, как сказал: внимай учению: сие бо творя, и сам спасешися и послушающии тебе (ср.: 1Тим. 4, 16). Но Апостол знал, что совершенно бесполезно и вступать в такие состязания (какие тогда бывали) и что они оканчиваются не иным чем, как ссорою, враждою, оскорблением и злословием. Таких стязаний, говорит, отрицайся» (святой Златоуст). «Эти состязания и самых кротких увлекают в ссору. Неверующие и еретики, крайне нелепым своим противоречием истине, выводят их из себя, и они, рассердившись, высказывают тогда, чего не хотели бы сказать. Те же между тем принимают вид спокойных рассуждателей, будто стоящие на твердых основах (хотя у них при этом сердце кипит против православных). И выходит отсюда нечто невыгодное для истины Божией. Почему Апостол и пишет: лучше не вступать в эти споры. Отрицайся,— говоря как бы: состязаться не наше дело».

Стязаний, ζητησεις,— изысканий. Не всякое изыскание запретно. Почему Апостол и определил, каких надо отрицаться; отрицайся буих и ненаказанных изысканий. Буих, μωρας, — детских, несмысленных, пустых; ненаказанных, απαιδευτους,—невежественных, неназидательных. «Есть другие изыскания, именно об истинах Писания, которых не следует отрицаться, потому что они не рождают свар (а распространяют всеобщее назидание)» (святой Златоуст, блаженный Феофилакт).

Толкование на второе послание к Тимофею

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-23 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры

Кого понимать здесь под сосудами? Конечно, отдельных христиан, так или иначе содействующих прогрессу церковной жизни. Но между христианами есть различие в дарованиях. Одни, по благости Божией, имеют необыкновенные дарования, обладают напр. блестящим ораторским талантом, другие же всегда выглядят в высшей степени скромными, потому что не обладают никакими выдающимися способностями (ср. Мф XIII:23; 1Кор. XII:14 и сл.). Первых можно назвать сосудами, сделанными из блестящих и дорогих материалов - из золота и серебра, вторые приготовлены из дерева и глины. Но и последние имеют часто большое значение в жизни Церкви. С другой стороны в Церкви есть сосуды, в которые собирается, так сказать, вся грязь и сор из дома - это люди безбожные, нечестивые, хотя и продолжающие носить имя христиан. Такие люди, конечно, могут быть и среди тех лиц, которые имеют особые дарования. Тимофей не должен поэтому увлекаться внешностью, а должен оценивать людей по их внутреннему достоинству. Если видный христианский оратор сам не отстал от языческих привычек, от него Тимофей должен сторониться («кто будет чист от сего»). И всякий христианин, отделяющийся от таких нечестивых людей, если еще не может быть назван сосудом в «чести», то может сделаться таким со временем (ср. 1Кор. XII:22-25).

Юношеских похотей убегай - т. е. не увлекайся свойственными молодым людям взглядами на вещи. Молодежь часто увлекается внешним блеском, не придавая значения внутренним достоинствам человека. Тимофей должен поступать иначе. Он должен оценивать людей с точки зрения христианской морали и искать себе друзей только среди людей честных и искренно чтущих Бога. От разных споров, хотя бы иные в них и показывали свои высокие умственные способности, Тимофей должен сторониться (ср. ст. 14-й).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible