Скрыть
За то приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему, потому что от них тучна часть его и роскошна пища его.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 15–17 Все он поднял на уде, потащил его в сети своей и собрал в неводе своем: над этим он будет радоваться и торжествовать. По причине этого он будет совершать жертвы неводу своему и священнодействия – сети своей, так как чрез них стала тучною часть его и роскошна пища его. Следовательно по этой причине он развернул сеть свою, и не прекращает никогда (Вульг.: не щадит) избивать народы

Так как [пророк] выше употребил название: «рыбы» в словах: «И сделаешь людей, как бы рыб морских и как бы пресмыкающихся», или, – как более ясно говорится в Еврейском, – remes (רםש), т. е. χινούμενον, именно все то, что́ может двигаться; то и в остальных словах он употребляет сравнение (μεταφορὰν) с рыбами; так что подобно тому, как рыболов забрасывает уду, сеть и невод, чтобы схватить сетью то, что́ не мог поймать на уду, и окружить неводами то, что́ ускользнуло из сети, и царь Вавилонский опустошить все, и весь род человеческий сделает своею добычею (Дан. 3). Далее слова: «Он будет радоваться и торжествовать, будет приносит жертвы неводу своему и совершать священнодействия сети своей», относятся в идолу, которого он поставил на поле Дура [или: Дурам] и к изображению Бэла, которому он, как бы громадной сети, принес самые тучные жертвы, принуждая поклоняться ему все народы, которых он победил; это потому, что он думал, будто чрез них, т. е. своих идолов он утучнел, и приобретает свой удел, т. е. все богатства, а некоторых князей и даже царей покорил своей власти, как великих рыб, – которых пророк и называет изысканными яствами. А так как один раз он уже насытился обильнейшим уловом рыбы и переполнил сеть свою. т.е. свое войско, то он и не прекращает убивать народы, т. е. всегда воевать и подчинять их своему игу. – Затем соответственно Семидесяти: нечестивый диавол (который угнетает праведного и относится к людям как рыбам морским и опустошает все, как пресмыкающихся, не имеющих вождя), забросил уду свою, не похожую на ту уду, которою Апостол Петр поймал первую рыбу, имевшую в пасти своей статир (Мф. 17, 27); и поймался на уду эту Адам, и диавол увлек его из рая сетью своею, и опутал его неводами своими, т. е. многоразличными хитростями и обманами. Поэтому он возрадуется и будет думать, что обманы его имеют гораздо большее значение, чем заповеди Божии и потому он принесет жертву не уде своей (что́ значит речь извращенная), но сети своей, потому что ею он уловил себе самые тучные жертвы. Но: Чрез одного человека грешниками стали весьма многие (Римл. 5, 19), и во Адаме мы все умерли (1Кор. 15, 22), и все святые потом были изгнаны наравне с ним из рая. Посему и яства диавола превосходны в виду того, что он, как говорит Псалмопевец, будешь искать у Бога пищи себе (Пс.103, 21), стремясь преодолеть пророков и апостолов. А так как он от начала обманул человека, то не перестает ежедневно убивать весь род человеческий. – Но это место может быть понято и в отношении к многоразличным извращенным учениям еретиков, потому что и они удою своею, неводом своим и сетями своими захватывают весьма многих рыб и многих пресмыкающихся, и потом они будут торжествовать; и свое собственное слово, которым они сумели обманывать и убеждать, они почитают как Бога, но они почитают его и [в тоже время] окрадывают его, они употребляют в дело все свое искусство, которым, как они знают, они погубили столь многие жертвы и обманули столь великое число людей могущественных и святых, которых в настоящей речи Писание называет тучною частию и избранными яствами. Посему подобно хищным животным, которые всегда жаждут раз отведанной ими крови, они развертывают свой невод, и постоянным их стремлением является то, чтобы убить не немногое число, как в начале, но гораздо большее количество. Тот, кто увидит столь большое число ересей и извращенных учений пойманное удою, неводом и сетьми диавола, не усумнится в убиении многих народов. Тем не менее цель их захватов – погибель.

Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 15-17 Скончание удою восхити и привлече его мрежею и собра его сетьми своими: сего ради возвеселится и возрадуется сердце его: сего ради пожрет мрежи своей и покадит сеть свою, яко теми разблажи часть свою и пищи своя избранныя. Сего ради прострет межу свою и присно избивати языков не пощадит

Упомянув о рыбах, он продолжает держаться переносного образа речи и говорит как бы о ком-либо из мореплавателей и рыболовов. Рыбаки ведут свои занятия многими способами. Они ловят рыб или удами и трепещущих вытаскивают из воды волосяными шнурками (лесами), окружая сетями, извлекают во множестве, или делают это другими какими силками. Когда же сделают они удачный лов, тогда, собравшись во множестве, радуются своему искусству и как бы приносят жертву сетям, как доставившим им богатейшую добычу. Нечто подобное, говорит пророк, сделано Навуходоносором, который как бы удами и сетями, и неводами изловив самого Израиля и другие вместе с ним народы, увлек их в свою землю и, как бы предлагая своим оруженосцам званый обед, повелел им предаваться наслаждениям, а пленникам быть богатейшей частью и добычей победителей. Поэтому-то, может быть, и говорит: «послужит мрежи своей», собственным своим войскам, посредством которых он уловил народы и сверг того Израиля, воздавая благодарность. Поскольку же все это, говорит, совершилось для него весьма удачно, то, говорит, не перестанет убивать народы, уводить в плен племена, подчинять себе страны и совершенно никому не оказывать пощады.

Точно также поступил со всем родом человеческим и, в особенности, с Израилем и сатана: как бы одним силком и одной сетью, сетью греха, говорю, он окружил всех, – и ради беззакония против Христа, и, особенно, Израиля; ибо называет их «пищи его избранныя». Приятными же (для него) по жизни своей паче всех других являются Иудеи; ибо «егда, – говорит, – разделяше вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу ангел Божиих. И бысть часть Господня, людие его Иаков: уже наследия его Исраиль» (Втор.32:8-9).

Итак, Израиль был избранником паче других, как первородный между детьми, как происшедший из святого корня, корня отцов, говорю, как имеющий закон своим руководителем и призванный к познанию единого и истинно сущего Бога. Но и такое имея преимущество славы и благодати, он вместе с другими попал в плен; одни за то, что заблудились и сделались частью дьявольскою; другие же за то, что познав действительного Бога, рожденного от Него по естеству Сына и ставшего в образе и подобии человеческом таким же, как мы, нечестиво умертвили – преданы были в его сети; а у него цель вконец погубить всех живущих на земле.

Толкование на пророка Аввакума

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.15-16 Всех их таскает удою, захватывает в сеть свою и забирает их в неводы свои, и оттого радуется и торжествует. За то приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему, потому что от них тучна часть его и роскошна пища его.

     Такою одарен он силою, что как бы некою сетью и удою уловляет целые народы, и услаждается сею добычею. Но, от сего впадши в страсть высокомерия, причиною совершаемого почитает одну собственную свою силу, и повелевает воздавать ей Божеское чествование. Яснее открыл нам это божественный Даниил, сказав, что царь вавилонский соорудил золотой истукан и все множество подданных, сверх подначальных и начальников, принуждал покланяться ему. И божественный Исайя, изображая высокомерие его, а вместе и наказание за оное, и делая известными помыслы его,говорит: взыду выше облак, выше звезд небес­ных поставлю престол мой (Ис.14:13,14), вселенную объиму яко гнездо, и яко оставленная яйца возьму (Ис.10:14), и вскоре присовокупляет: под тобою постелют гнилость, и покров твой червь (Ис.14:11). И блаженный Пророк Аввакум говорит: приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему, потому что от них тучна часть его и роскошна пища его.

Ст.17 Неужели для этого он должен опорожнять свою сеть и непрестанно избивать народы без пощады?
Ст.17 сего́ ра́ди простре́т мре́жу свою́ и при́сно избива́ти язы́ков не пощади́т.

     Пото­му что во всем успеет без труда, уловляя в мрежу свою, кого хочет, и не испытывая пока никакого зла, нападет и на другие народы, и не престанет, как некую сеть, распростирать мо­гущество свое.

Толкование на пророка Аввакума

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

16. За то приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему, потому что от них тучна часть его и роскошна пища его.

16. сего ради пожрет мрежи своей и покадит сеть свою, яко теми разблажи часть свою и пищи своя избранныя:

Здесь пророк показывает следствие таких успехов, побед и порабощений, и под мрежею и сетью разумеет самые сии успехи и могущество Навуходоносора. Т. е. видя такие постоянные во всем успехи, Навуходоносор, наконец, возгордится своим могуществом, "пожрет мрежи своей покадит сеть свою", т. е. будет воздавать честь и славу божескую своему могуществу, своему искусству ловить народы, своим победам и трофеям; свое могущество соделает идолом не только для себя, но и для других, и других заставит силою почитать себя, как бога какого. Действительно, Навуходоносор безмерно возгордился от своих побед. Св. пр. Исаия влагает в уста его такую речь: «силою своей руки и мудростию я делаю это (побеждаю народы); ибо по своему усмотрению передвигаю границы народов, расхищаю богатства их, и, как всемогущий, низвергаю сидящих на престоле. Рука моя захватила богатства народов, как гнездо; как забирают яйца оставленные, так забирал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, не открыл рта, не пискнул (Ис.10:13-14). На небо взыду, выше звезд Божиих поставлю престол мой, сяду на горе собрания, в странах северных, взойду на высоты облачные, уподоблюсь Всевышнему» (Ис.14:13, 14). Вероятно, по этой же гордости, Навуходоносор слил огромной величины (в 60 лактей) золотой истукан и поставил его на долине Дуре (Деире) в Вавилонской области для поклонения народам, племенам и языкам (Дан.3:1, 4), конечно, разумея себя самого, свою силу под сим истуканом, как думает бл. Феодорит. Не без причины, говорит пророк далее, Навуходоносор боготворил свое могущество, свое искусство воевать, ибо чрез это могущество он "разблажи часть свою", это могущество доставило ему и пищу избранную, т. е. войнами, победами, грабежами Навуходоносор утучнил свою долю, увеличил свое благосостояние, приобрел много благ, нахватал много разных сокровищ, от чего сделался счастливейшим и сильнейшим властелином на земле.

Толкование на книгу святого пророка Аввакума

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-17 Но не Ты ли издревле Господь Бог мой, Святый мой? мы не умрем! Ты, Господи, только для суда попустил его. Скала моя! для наказания Ты назначил его. Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его, и оставляешь людей как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя? Всех их таскает удою, захватывает в сеть свою и забирает их в неводы свои, и от того радуется и торжествует. За то приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему, потому что от них тучна часть его и роскошна пища его. Неужели для этого он должен опорожнять свою сеть и непрестанно избивать народы без пощады?

Впечатление ответа на пророка, новые недоумения, новые сетования и новые вопросы его Богу

По получении странного ответа Божия (ст. 5-11), в не постигающем судеб Божиих, хотя и глубоковерующем духе пророка, невольно возникает новое недоумение, почему Бог решил наказать иудеев именно через Халдеев, большая преступность которых сравнительно с первым открывается уже из первого Божественного отчета? Как согласить пагубное дело руки нечестивых с Божественным избранием, Израиля, с святостью, милосердием и Правосудием Божиим? В чувстве этого недоумения пророк еще раз с дерзновением веры вопрошает Бога: до какого предела будет простираться господство нечестивых язычников над богоизбранным народом (ст. 12-17), как ранее спрашивал о преобладании нечестивых над праведниками в собственном народе (ст. 2-4).

Основанием нового дерзновенного обращения пророка к Богу служат особенные, благодатные отношения Бога-Иеговы к Израилю, начавшиеся давно - при Синайском Завете (Исх XIX:4-6), а также истинное понятие о Боге и Его свойствах, данное в ветхозаветном откровении и в высшей степени присуще пророкам. Высочайшие, бесконечные совершенства Бога служат для теократического общества вернейшим залогом и ручательством его спасения силою и милостью Божией. Истинный Бог Израиля существует «искони» евр. миккедем, греч. ἀπ' ἀρχη̃ς, Vulg. a principio, - это свойство Его ведомо Израилю с первого момента его существования (ср. Пс LXXIII:12), но оно присуще Ему всегда, как Богу вечному (Втор XXXII:27). Он, далее, есть Иегова - существо самобытное и во всех словах и делах Себе равное, верное и неизменное (Исх III:14; VI:2; 1Кор I:9), «превысший всего сущего» (блаж. Феодорит, с. 25). В живейшем чувстве и сознании своей принадлежности к Богоизбранному народу, которому изречена страшная угроза Божия, пророк называет Иегову Богом своим, Святым своим, разумея себя, конечно, не в индивидуальном смысле, - против чего говорил бы непосредственно следующий глагол множ. ч. «мы не умрем», - а как представитель целого народа, от имени которого, как народа завета, он и взывает к Богу завета: «Разве не Ты, Господи Боже мой, Святый мой, - и это говорится с чувством кротости, смирения и раскаяния, - не Ты, который сотворил нас от начала и милосердием которого мы до сего времени держимся» (блаж. Иероним, с. 144). Но главною опорою надежды пророка (а в лице его всего народа Божия) является свойство святости Божией: «Святый мой», т. е. Святый Израилев - выражение встречающееся особенно часто у пророка Исаии (Ис I:4; XXX:11; XLIII:3, 14; XLIX:7 и др. ). Святость Божия означает не только неприступность, бесконечную возвышенность Бога над всем земным (1Цар VI:20) и ужас, благоговение внушаемые Им людям (Пс ХCVIII:3, 5, 9; СХ:9), равным образом и то, что имя Его не может безнаказанно подвергаться бесславию (Иез ХХХIX:7) и Он не терпит греха и любит только правду (Ис V:16), но и вообще высочайшее совершенство Божие (Ис VI:3), частнее же беспредельную благость, любовь и милость Божию (1Цар II:2; Ис LVII:15; Ос XI:15; Ос XI:9; Исх XXI:4). Святость Божия - смертельный ужас для грешника, но для верующего, для праведника она - основание надежды «на святое имя» Божие (Пс XXXII:21), надежды на жизнь от Бога, - потому пророк за себя и всех верующих в своем народе (ср. II:4) уверенно взывает: - «мы не умрем!» не может быть мы - народ Святого и Живого Бога - совершенно погибли, и слово Божиих обетований не совершилось о нас ради алчности врагов, «мы не умрем!». Многие древние и новые толкователи в этом «ло намут» видели один из примеров так называемых «пиккуним-соферим», корректур книжников; предполагали, что первоначальное чтение было: ло тамут - Ты не умрешь, а затем это выражение, представлявшееся соблазнительным, было заменено стоящим в тексте (см. A. Geiger. Urschritt u. Uebersetzungen der Bibelfn ihrer Abhfngigkeit, V, d. inner Entwicklung der Sudenthums. Breslau 1857:, s. 309). Однако догадка эта ничем не подтверждается; напротив, древние переводы читали, очевидно, намут, так у LXX стоит οὐ μὴ ἀποθάνωμεν.

Во второй половине ст. 12-го пророк развивает ту же уверенность с положительной стороны: подобно другим боговдохновенным людям своего народа (ср. напр. Пс СХVII:18; Иep XLVI:28), он высказывает убеждение, что тяжкое бедствие халдейского порабощения будет лишь временно, преследуя цель исправления, вразумление Израиля, а не его гибель. Эту надежду он здесь связывает с именем Бога - Цур, скала, твердыня, понятием, образно обозначающим то же, что прямо выражается в имени Иегова (ср. Втор XXXII:4, 37; 2Цар II:2; Пс XVII:32; Исх XXVI:4). Начиная с ст. 13, пророк от взгляда на народ избранный (ст. 12) обращается к народу нечестивому - орудию гнева Иегова и этим путем еще более утверждается в своей дерзновенной молитве к Судящему праведно народы и племена земли (Пс LXV:5). И прежде всего останавливаясь еще на упомянутом ранее (ст. 12) свойстве святости Божией, пророк утверждает (подобно псалмопевцу. Пс V:5-6), что все нравственно нечистое недостойно зрения светлейших очей Святейшего Бога (ср. Ис VII:8), и отсюда (как выше ст. 3) делает заключение, что Бог не может равнодушно смотреть на крайнее угнетение (пожирание, евр. бала в II) нечестивцем Иудеев, которые, при всей повинности своей пред правдою Божиею, все же праведнее своих поработителей. «Это не то значит, что угнетаемый праведен вполне, а только то, что он праведнее своего угнетателя» (блаж. Иероним); «подобно тому, как Содом и Гоморра кажутся праведными по сравнению с Иерусалимом (ср. Мф XI:24), и как мытарь в Евангелии оправдан более по сравнению с фарисеем (Лк XVIII:10-14), так и здесь мучимый действительно грешен; однако он праведнее, чем тот, который угнетает его» (он же, с. 149). Это пророческое (а вместе и всего народа) недоумение раскрывается и далее, до конца главы (ст. 14-17). В ст. 14-15 понятие полной беззащитности народов вообще и Израиля в частности пред хищничеством Халдеев выражено в образном сравнении жертв их хищничества с рыбой, живущей как бы в анархии, и потому легко уловляемой (ср. Ам IV:2). Если в этих двух стихах образно выражена мысль, прямо высказанная отчасти уже выше в ст. 10, то стих 16-й представляет подобное образное выражение мысли о самообоготворении Халдеев, высказанной ранее в ст. 11; о том, чтобы халдеи-вавилоняне фактически приносили жертвы орудиям войны (как подобное известно, напр., о Скифах в Сарматах, из сообщений Геродота, Histor. IV, 59, 62, и Климента Александр., Protrept. 64), ничего не известно из истории. Блаж. Феодорит в пояснение ст. 16 говорит «впадши в страсть высокомерия, причиной совершаемого (враг - халдеи) почитает одну собственную свою силу, и повелевает воздавать ей Божеское чествование. Яснее открыл нам это Божественный Даниил, сказав, что царь вавилонский соорудил золотой истукан, и все множество подданных принуждал поклоняться ему» (с. 23). Ст. 17: представляет резюмирующее предыдущие вопросы недоумения пророка заключение: «ужели не будет конца избиению народов?»

Толковая Библия

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Cт. 13-17 Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и  безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его, и оставляешь людей как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя? Всех их таскает удою, захватывает в сеть свою и забирает их в неводы свои, и оттого радуется и торжествует. За то приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему, потому что от них тучна часть его и роскошна пища его. Неужели для этого он должен опорожнять свою сеть и непрестанно избивать народы без пощады? 

Твои слишком ведь чисты очи для того, чтобы ими спокойно взирать, терпеливо выносить «злодеяния», нравственно нечистое, «и Ты», ведь, конечно, «не можешь» равнодушно смотреть «на притеснение», которое злой человек готовит людям. А если все это так, то зачем же молит пророк Бога о том, чтобы Он, определивший наказать Свой народ, по возможности сократил время этого наказания, которое в пророческом созерцании является как бы уже совершающимся во всей своей силе, «Ты» доселе хладнокровно «смотришь на злодеев», зачем так долго не наказываешь их, – этих вероломных грабителей и опустошителей (ср. Ис.21:2, 24:16), «безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его», губит праведного Израиля, обреченного терпеть страдания наравне с Израилем нечестивым? Ты как будто бы перестал быть царем защитником Израиля: 
«Ты оставляешь людей» на произвол врагов, «как рыбу в море,как пресмыкающихся» в воде, «у которых нет властителя», который бы мог взять их под свое покровительство и защитить от врага. Враг же вследствие этого распоряжается, ничем не стесняясь, он употребляет все военные средства, чтобы как можно удобнее и больше поймать их и затем погубить их. Как рыболов, «всех их таскает удою, захватывает в сеть свою и забирает их в неводы свои». И оттого, что все его предприятия в ловле людей ему хорошо удаются, он радуется и веселится, и этим военным средствам, которые доставляют ему во владение целые народы и царства со всеми их сокровищами, и земли со всеми их богатствами, он воздает почести, приличествующие только одному Богу, он боготворит себя, свою силу и свое дело: «За то приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему, потому что от них тучна часть его и роскошна пища его». Но потому, что он радуется о своей добыче и приносит жертвы своей силе, должен ли он с уверенностью в противном, вопрошает пророк Бога, «опорожнять свою сеть» затем, чтобы потом снова забрасывать ее для новой ловли и таким образом «непрестанно», более и более «избивать народы без пощады?» 

Пророк Аввакум

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible