архим. Фаддей Витовницкий (Штрбулович) (цитаты) (134)

Внутренняя молитва – вот самый великий труд, который может совершать человек. Потому что наш враг – сила мысленная – знает, что в молитве человек сердцем и чувствами приближается к Богу, а духи злобы стараются привязать человека к земным предметам.

Необходимо каяться… Это значит не просто пойти исповедаться к священнику, нужно освобождаться от мысленной нечистоты. Мы часто падаем в жизни, и священнику нужно говорить абсолютно все, как свидетелю нашего покаяния перед Богом. Покаяние – это возрождение жизни; значит, мы должны очиститься от своих отрицательных качеств и устремиться к Абсолютному Добру.

Святые отцы говорят, что если мы не потрудимся и не смиримся сами, Господь не перестанет нас смирять. Пусть нас раздражают, пусть вводят нас в гнев до тех пор, пока не научимся хранить мир внутри себя несмотря ни на что. Только тогда душа становится смиренной и кроткой и может с полнотой разумения пройти свой земной путь.

Иногда ничего не надо говорить. Если мы находимся в присутствии смиренного, кроткого, полного любви и доброты человека, мы чувствуем тепло, как будто с холода пришли к огню, который светит и согревает нас. Вот что значат добрые мысли, желания, полные добра и любви.

До пяти лет формируется характер ребенка. За это время родители должны научить детей абсолютному послушанию, родительское слово для них на самом деле должно стать святыней, когда возможен только один ответ – «аминь». Но нас родители учат, чтобы мы противились, чтобы мы не слушались. «Скажи бабушке или дедушке, – говорят они, – не буду». Вот с этим и растем.

К сожалению, из-за нашей невнимательности и беспечности огромное количество темных сил причастно нашей сокровенной жизни. Нам часто кажется, что думаем мы сами, а на самом деле они очень часто вкладывают в наше сознание свои мысли. Потрудитесь иметь добрые мысли и добрые пожелания и друзьям, и недругам – и увидите, какой добрый плод принесет это вам и всем, кто вас окружает.

Дух может захватить намного большее пространство, чем человеческое тело, и намного меньшее, не больше одного кубического сантиметра. Поэтому в человека может вместиться целый легион нечистых духов. Эти духи очень радуются, когда входят в человеческое тело, захватывают его и таким образом «воплощаются».

Любовь, радость и мир – Божественные дары, Божественные свойства. Они по отдельности могут творить чудеса. Любовь соединяет все воедино. Мир также светится в человеке, дает тишину, радость, снимает тяготы с человеческой души: как придет какая-нибудь радостная душа к несчастному человеку и начинает говорить ему такие благостные, тихие речи – и тут же как будто в его душе развеялось ненастье.

Большое значение имеет, как мы проживем последние годы своей жизни. Богу угодна жизнь, в которой старость исправляет грехи молодости. Да и нехристиане, которые жили чистой и богоугодной жизнью, будут приняты Богом после смерти.

На земле гнездятся всевозможные грехи – основные свойства падших духов. Всякий грех – это мысль, мысленная сила. Падшие духи тешатся. Одни – гневом, другие – отчаяньем, третьи – блудом. Между ними различаются степени зла. Если человек был под их властью и исполнял их приказания, пока был в теле, – и после исхода души из тела вынужден будет им подчиниться.

Без Господа не можем полюбить даже себя. Многие часто впадают в отчаяние, восстают против своей жизни и даже лишают себя жизни, потому что без Господа мы не сможем по-настоящему полюбить себя, не говоря уже о родных, ближних и тем более о врагах. С Ним мы можем все, потому что Он наша сила и наша жизнь.

Мы ищем поддержки здесь, на земле, но всякая наша поддержка ускользает, рано или поздно истощается. Нет такого основания на земле, которое было бы неизменным и постоянным. Только Господь. Он неизменен, Он такой же в веках. И кто на Него надеется – не постыдится.

Возбуждение и смущение после исповеди или ответа духовника говорит о том, что человек возгордился, мысленно настроен против духовника или надеялся на него, как на человека. А Господь это приметил и попустил искушение.

Гордость – величайший человеческий порок. Как он распознается в человеке? По нашим обидам и по нашему отношению к ним. Как только почувствуем себя обиженными, оскорбленными, когда нам скажут или сделают что-нибудь, что нам не нравится, неважно, прав этот человек или нет, мы – во власти гордости.

До тех пор, пока не научимся смиряться, будем терпеть болезни сердечные, потому что Господь попускает падшим духам постоянно бороть нас под левое ребро, чтобы мы видели, сколько мерзости у нас там. А мы их показываем и говорим: оскорбил меня так, что не могу простить. Как ты не можешь ему простить, когда ты сам такой же и многих прогневал?

Наши враждебные мысли вызывают неустойчивые, тревожные состояния у тех людей, в отношения с которыми мы вступаем. Мы должны научиться владеть своими мыслями, приводить их в порядок. Тогда нам ни в чем не смогут навредить враждебные мысли других людей. Нам нужно учиться скромности и простоте Христовой.

Всякая власть от Господа, учит апостол Павел. Слишком быстро склоняемся мы сегодня отбросить эти апостольские слова или пренебречь ими. Если даже нам и не нравится наша власть, мы не знаем, почему она установлена над нами, не знаем, какую пользу промыслил для нас Бог даже при этой власти.

Нужно, чтобы возросла наша вера. Она возрастает постепенно и становится все крепче и крепче. Когда мы молимся от всего сердца, Господь нам воздает, потому что Он Бог всех нас, наш Родитель, а нам необходимо окрепнуть в молитве. Все возможно с Божьей помощью, все возможно, когда обращаемся к Господу от всего сердца. Это невероятная, непостижимая сила, которая помогает перенести все.

Когда приступают мрачные дни, важнее всего отклонить «предложение». Потому что если один раз принять это предложение отрицательных мыслей, оно может превратиться в долгую, изнурительную борьбу с непредсказуемым исходом. А если предложение отклонено, борьба не начинается, неприятельские силы отступают, и приобретается опыт.

Мысли – как ветер, не нужно их принимать. Разве можно остановить ветер? Так же и мысли. Если мы их не принимаем, сможем избежать брани, и отравленные стрелы врагов возвращаются в их сердца. Если бы у нас не было слабых мест, никто бы не смог нам навредить. Не смог бы нас этот крючок зацепить, если бы у нас не было для него зацепки.

Мы должны бороться, поскольку мы дети падших родителей, а наши противники, умные силы, постоянно сбивают нас с правого пути. Неприятель даже малых детей учит противиться родителям. Он хорошо знает, что если дети противятся родителям, то легко управлять ими и их существом в течение всей жизни. Видите, что творят духи под небом!

Жизнь здесь, на земле, – непрестанная физическая и умственная борьба. Война возникает сначала в мыслях, а когда уже не выдерживаем мысленной войны, тогда сводим счеты друг с другом. Мы в таком положении на земле и думаем, что боремся за веру. Поодиночке мы ничего не можем совершить во имя веры. Только если мы объединимся все вместе, тогда это будет сила и мощь.

Ева не советовалась с Адамом о предложении змея, она приняла решение сама. Наши матери нарушили эту заповедь в духовном смысле, поэтому у нас нет мира и покоя, творим ад в себе и вокруг нас, и все, кто с нами живут, не знают мира. Этим своим поступком они приготовили ад себе, своему мужу и своим детям, так в кругу семьи возникает ад.

Жена должна быть послушна мужу. После падения Господь дал мужу большую власть над женой. Господь сказал праматери Еве: «За то, что ты послушала змея, воля твоя с этого времени будет во власти твоего мужа». Это не подчиненность, а установление, чтобы между молодыми не было разногласия, молодые должны иметь единый дух.

Господь Сам показывает нам путь и открывает нам Свою святую волю. Его святая воля является через родителей. Если будем слушать родителей, все будет хорошо и благословенно, а если сопротивляемся им, ничего не получается.

Болезни приходят из-за мысленного падения. Все обычно думают и о хорошем, и о плохом. Какими мыслями мы заняты, такая у нас и жизнь. Человек должен быть себе врачом. Если внутри нет мира и тишины, бесполезны всякие лекарства и самые лучшие врачи. Важно беречь в себе добро и доверять себе. Только так человек может предвидеть будущее, быть здоровым, служить Богу и другим.

Богообщение означает, что Бог вселился в нас, чтобы действовать в нас, что наш дух охвачен Им, что Он управляет нашим разумом, волей и чувствами. Тогда мы становимся добровольным орудием в Его руках – движемся Им в мыслях, желаниях, чувствах, словах и делах. Богообщение – это нормальное состояние духа.

Нужно помочь человеку узнать свою веру. Мы должны помочь каждому, кто ищет правду, кто ищет Бога, в его поисках. Самым ближним для нас становится человек, который ждет от нас помощи, какой бы она ни была. Истинная вера православная, ее нужно беречь как зеницу ока. И дай нам Бог узнать, кто мы, где мы и кому принадлежим.

Наши интересы сильно запутывают нашу жизнь. Это – в первую очередь, это – во вторую и так далее. Мы думаем, что если мы ничего не будем планировать, то ничего не добьемся. Нам нужно трудиться по совести, не спеша, потому что в спешке нас сбивает с ног неприятель.

Если нет любви к ближнему, невозможно достичь вечной жизни. Строгость к ближним опасна. Строгие преуспевают до известной степени только поначалу. Они часто останавливаются на телесном подвиге. В обхождении с людьми нужно быть благостным, кротким, снисходительным.

Только те, кто получили ее (благодать), могут почувствовать состояние ангелов и святых. Это состояние невыразимого мира и радости. Знаешь, каким был прежде, – гневался, а теперь гнева нет. Нет такого человека, который мог бы тебя обидеть, ни одна плохая мысль не может тебе повредить, потому что Дух Святой ведет и хранит тебя.

Божественную, благодатную силу нужно бережно хранить и использовать только для возвышенных целей, которые поставлены Самим Господом. В духовном мире ничего не делается напоказ ни ангелами, ни самим Спасителем. Божественная сила действует только тогда, когда в ней есть насущная потребность.