архим. Иоанн (Крестьянкин) (цитаты) (144)

Хорошо бы к обычному лечению Вашему добавить и духовное врачество – Таинство соборования. Многие, очень многие испытали на себе его чудодейственную силу. Соборное масло надо пить и им помазываться.

В церкви есть такой чин. Если человек не знает достоверно, крещен он или нет, то он, объяснив свое смущение священнику, может креститься с такой формулой: «Крещается раба Божия, аще не крещена». Вот и успокоится Ваша душа.

Когда нет веры во всемогущество Бога, в его безграничную милость, тогда к нам находит дорожку враг Божий и враг человеческий. Со своими страхованиями приступает он к нам, лишая нас спокойствия духа и мира. И выматывающий страх делает человека больным.

Страшные болезни нашего времени породило безбожие. И болезни эти такого свойства, что не поддаются искусству врачей, но требуется желание больного выздороветь и его хоть малые усилия к тому. А если усилия подкрепятся обращением к Богу за помощью, то, поверьте, болезнь отступит.

Вот смотри – компьютер, который сделали пугалом нашего времени. Ведь это просто железяка, и без человека она ничто. А один человек с помощью этой железяки наполнил мир богослужебными книгами, а другой – безобразными. Кто и как будет отвечать пред Богом? И судится Богом человеческое произволение. Вот ведь в чем дело-то.

К Богу путей не счесть. Но две дороги, которые образуются многими нашими тропами к Богу, – это путь пастухов-простецов и путь мудрецов, – очевидны. И в Церкви нужны, и очень нужны и те, и другие. А встать надо на тот путь, который созвучен нашему внутреннему человеку.

Духовная жизнь – это труд упорный, нескончаемый на всю жизнь. И в этой борьбе бывают победы и поражения. Но все превозможем о имени Иисусовом. И горе человеку, когда он вдруг по вражию наущению увидит себя вполне благополучным и довольным.

Врачи и лекарства – от Бога, и, чтобы не искушать себя, надо лечиться и у врачей. Сначала – обращение к Врачу душ и телес наших в Таинствах соборования, исповеди и причастия, а после – с верой отдаться на попечение врачей.

Уже то, что Вы создали семью, само по себе предполагает крестный подвиг. И чего только нет на пути несения этого креста: и отношения с мужем, и болезни, и скорби о детях, когда их нет, и скорби о них, когда они есть и ими надо терпеливо заниматься. И все скорбь и скорбь, и волнение, и переживание.

Компьютер – это такое же изобретение, как и все прочие. А в Писании сказано: «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор. 6:12). Если на компьютере человек делает дело Божие и во славу Божию, например, набирает богослужебные книги или святоотеческую литературу, то человек этим спасается. А если использует технику для всякого безобразия и бесчинных игр, то он явно погибает. Вот и решайте. Одна и та же техника для одного служит во спасение, для другого – в погибель.

Не Господь наказывает нас, нет! Наказываем себя мы сами – тем, что живем без Бога. И какие бы хорошие не были мы по человеческим меркам, там, где нет Бога, нет жизни живой, созидающей, нет радости жизни. Где нет Бога, там хозяйничает враг Божий.

Хорошо бы принять благой закон супружеской жизни – к себе быть построже, а к мужу поснисходительнее. Время раздумий и выбора окончилось, когда Вы решили сочетать свою жизнь с жизнью В.. А это значит: из двух людей должен сложиться один гармоничный человек. А это созидание, это творчество, и сказал бы я, что оно посложнее, чем владеть акварелью. И еще это крест на всю жизнь. А средства? Каковы они? Их несть числа. И одно из главных – молитва, живая вера, имеющая на каждый миг себе помощника Бога.

Знайте, что за каждого, по воле матери нерожденного младенца, те, другие, которых она родит на «радость» себе, воздадут ей скорбями, болезнями, тугой душевной. Это закон. После детоубийства нельзя ожидать благополучной жизни на земле, а уж о жизни в вечности даже и помыслить страшно. Одно слово – ад.

Дети, рожденные по выбору своевольному родителей (одних мы рождаем, и мы их ждем, а появление других не входит в наши планы, им нет места на земле по нашим личным соображениям), не в радость живут: ни себе, ни родителям, а Господь знает, когда и кому и сколько надо родиться на земле. И у Него голода не планируется. Голод и нищету творим мы своим своеволием.

Первые шаги к Богу – радостны и легки. Благо­дать Божия охраняет духовного младенца от бесовских нападений и своей немощи, а дальше, дальше надо взрослеть и выходить из младенческого состояния, надо учиться жить борьбой с грехом. И только изнемогая от трудов, подкрепляться воспоминаниями о первых уроках жизни под покровом Божией милости.

Школа-то духовная такова, что причин для скорби всегда предостаточно. Если нет внешних от людей, то внутренние обостряются; внешние отступают, вместо них воздвизают на нас люди такую брань – и такие люди, от которых мы ее никак не ожидали. Так что спрятаться от всего нежелательного, неприятного и скорбного никак не удастся.

А о своем будущем узнаете в будущем, если доживете. А Господь велел нам каждый день жить по-христиански, не дожидаясь, когда ударит гром и беды посыплются на Ваши головы. Но поскольку мы не внемлем Его велениям, скорбями и болезнями поражает нас жизнь. А если и это не приводит нас в чувство, то смерть своим страшным серпом пожинает нас.

Каждый шаг – мученичество для тех, кто желает, тянется к жизни в Боге… Дух (лукавый) проник везде, и наша задача не допустить его в свое сердце, и только в этом мы еще хоть сколько-нибудь, хоть немного вольны. А поэтому давай искать не вовне, а в сердце своем, и там найдем Бога, и жизнь наша преобразится Им.