Цитаты блж. Диадох, еп. Фотики (37)

Когда ум наш плавает в волнах многопития, тогда не только образы во сне представляемые ему бесами смотрит страстно, но и сам в себе рисуя некие красивые лица, такими мечтаниями своими, как какими живыми существами, услаждается с раждежением*.

* Выражение «услаждается с раждежением» подразумевает, что человек испытывает удовольствие, сопровождающееся ощущением внутреннего огня и возбуждения

блж. Диадох, еп. ФотикиВсе цитатыИсточник

Любовь плотская, не будучи связана духовным чувством, как только представится какой даже незначительный повод, очень легко испаряется. Любовь же духовная не такова, но, хотя случится потерпеть какое огорчение, в душе боголюбивой […] союз любви не пресекается, ибо, возгревши себя теплотою любви к Богу, она тотчас возвращается к благому настроению и с великою радостью восприемлет любовь к ближнему…

блж. Диадох, еп. ФотикиВсе цитатыИсточник

Как двери в бане, часто отворяемые, скоро выпускают внутреннюю теплоту вовне, так и душа, когда много кто говорит, хотя бы говорил все хорошее, испускает память свою <сознательное стояние в строе духовных вещей> словесною дверию. От сего ум лишается наконец чистейших помышлений и по беспорядочному наплыву помыслов смятенную ведет речь к прилучившимся. В таком случае он не имеет уже Духа Святаго, хранящего нашу мысль в немечтании, ибо сей Дух Благий, как чуждый всякого мятежа и мечтания, бегает многословия.

блж. Диадох, еп. ФотикиВсе цитатыИсточник

…Земля сердца, когда употребляем вина в меру, естественные свои семена являет чистыми, а всеваемые в неё Духом Святым износит добролиственными и многоплодными; когда же чрез меру одождим её многопитием, износит только терния и волчцы всеми помыслами своими.

блж. Диадох, еп. ФотикиВсе цитатыИсточник

Ум наш, когда памятию Божиею затворим ему все исходы, имеет нужду, чтоб ему дано было дело какое-нибудь, обязательное для него, в удовлетворение его приснодвижности. Ему должно дать только священное имя Господа Иисуса, Которым и пусть всецело удовлетворяет он свою ревность в достижении предположенной цели.

блж. Диадох, еп. ФотикиВсе цитатыИсточник

Врача приглашать во время недугов ничто не препятствует. Бог провидел, что будет нужда во врачевательном искусстве и благоволил, чтоб оно наконец составилось на основании опытов человеческих; для того наперед дал бытие и врачевствам в ряду творений. Впрочем не на них должно полагать надежду уврачевания, но на истинного нашего врача и Спасителя, Иисуса Христа.

блж. Диадох, еп. ФотикиВсе цитатыИсточник

Как к видимым нам благам невольно […] влекут нас телесные чувства, так к благам невидимым обыкновенно руководит нас чувство умное — духовное, когда вкусит божественной благости. Все вожделевает сродного себе: душа, как бестелесная, — небесных благ, а тело, как персть от земли, — земных сладостей. Итак, в состояние опытно вкушать невещественное незаблудно достигнем мы, если трудами утончим перстное тело свое.

блж. Диадох, еп. ФотикиВсе цитатыИсточник

Как тому, кто не просвещен в духе, не должно касаться духовных созерцаний, так и тому, кто богатно осиявается благодатью Святого Духа, не подобает приступать к беседе о них; ибо там скудость светлых помышлений облекает ум мраком неведения, а здесь обилие их не дает говорить, так как в эту пору душа упиваясь любовью Божиею, желает безмолвно наслаждаться славою Господа.

блж. Диадох, еп. ФотикиВсе цитатыИсточник

…Как себялюбивый естественно ищет своей славы, так боголюбивый естественно ищет и любит славу Создателя своего. Душе боголюбивой, чувства Божия исполненной, свойственно, в исполнении всех творимых ею заповедей, искать единой славы Божией, относительно же себя — услаждаться смирением.

блж. Диадох, еп. ФотикиВсе цитатыИсточник

Послушание есть […] первое в числе вводных (новоначальных) добродетелей добро; ибо оно отсекает кичение* и порождает в нас смиренномудрие […]. Тем, которые восприемлют борьбу с гордынею диавольскою, прежде всего должно возревновать о сей добродетели, — и она, предшествуя, незаблудно* покажет им потом все стези добродетелей.

* кичение — гордость, напыщенность

* незаблудно — правильно, безошибочно

блж. Диадох, еп. ФотикиВсе цитатыИсточник

Доброе […] есть дело претерпевать насилие от хотящих онеправдовать нас, и молиться о них, чтобы ради их покаяния, а не ради возвращения ими нам того, что они у нас похитили, отпущено было им прегрешение лихоимства. Ибо правда Божия хочет, чтобы мы самого лихоимца, а не олихоимствованное им некогда прияли свободным от греха через покаяние.

блж. Диадох, еп. ФотикиВсе цитатыИсточник

Когда же человек подвигами во все облечется добродетели, и особенно в совершенную нестяжательность, тогда благодать все естество его озаряет в глубочайшем некоем чувстве, возгревая в нем теплейшую любовь к Богу…

блж. Диадох, еп. ФотикиВсе цитатыИсточник

Подобает убо* тем, кои предают себя стяжанию добродетелей, ни славы не желать, ни собеседования со многими не искать, […] ни многословить […]. Должно всегда упражнять ум в соблюдении святых заповедей и в глубоком памятовании славы Господа.

* убо — впрочем, следовательно

блж. Диадох, еп. ФотикиВсе цитатыИсточник

Дух Святый в самом начале преуспеяния*, если горячо возлюбит добродетель Божию, дает душе полным чувством и удостоверительно вкусить сладости Божией, чтобы ум точно и определенно познал, сколь велик плод боголюбивых трудов; но потом на долго скрывает богатство сего животворного дара, чтобы мы, хотя во всех преуспеем добродетелях, думали о себе, что мы ничто, потому что не видим в себе, чтоб святая любовь обратилась в нас в постоянный нрав.

* преуспеяния — преуспевания, успеха

блж. Диадох, еп. ФотикиВсе цитатыИсточник

Надобно непрестанно внимать чувству сокрушенного исповедания […], чтоб совесть наша как-нибудь не обманула себя, подумав, что уже довольно сокрушалась и исповедовалась Богу. Ибо суд Божий гораздо строже суда нашей совести.

блж. Диадох, еп. ФотикиВсе цитатыИсточник

Воздержание же в пище так надлежит соблюдать, чтобы никто никогда не доходил до почитания мерзким какого-либо из яств. Это бесовское дело и есть клятвы близ. Ибо мы не потому воздерживаемся от некоторых явств, что они по природе злы, — да не будет! — но для того, чтобы, воздерживаясь от них, соразмерно укротить пламенеющие члены плоти; еще же и для того, чтобы остающаяся у нас от потребления пища была обращаема в удовлетворение насущной нужды бедных, — что есть признак искренней любви.

блж. Диадох, еп. ФотикиВсе цитатыИсточник

Пост, хотя как орудие, благоустрояющее хотящих к целомудрию, имеет цену, но не перед Богом. Почему подвижникам благочестия не должно высокоумствовать по поводу его, но от единой веры в Бога чаять достижения своей цели. И мастера по какому-либо искусству в совершенстве своей искусности удостоверяют не добротностию своих орудий, но терпеливо заканчивают какое-либо изделие, и оно уже служит показателем, насколько они искусны в своем мастерстве.

блж. Диадох, еп. ФотикиВсе цитатыИсточник

…Душа, когда приемлет воздействие от веяний Истиннаго и Святаго Духа, тогда вся бывает вне бесовского омрачения, а когда сильно обвевается* духом прелести, тогда вся покрывается облаками греха. Итак, надлежит нам всегда свое стремление всеусильно обращать к очистительному и животворному веянию Духа Святаго, т. е. к тому Духу, Которого пророк Иезекииль во свете ведения видел грядущим с Севера (Иез. 1:4)…

*обвевается — погружается

блж. Диадох, еп. ФотикиВсе цитатыИсточник