Цитаты прп. Ефрема Сирина (1701)

Горе тебе, душа, что каждый день грешишь, а покаяние отлагаешь день за день. Постигнет тебя смерть, как тать в ночи, внезапно, и, связанная, отведена ты будешь в геенну огненную, без пользы проливая слезы и обвиняя свое неразумие.

Из них <дев> пять было мудрых и пять неразумных (Мф.25:2). Но мудростью назвал не девство их, потому что все они были девами, а добрые дела их назвал мудростью. Ведь если девство твое равно святости Ангелов, то заметь и рассуди, что святость Ангелов чиста от зависти других пороков. Как победил ты блуд, так берегись, чтобы не победили тебя ропот и гнев.

Первое украшение добродетели – ступень девства. А если нога твоя поколебалась на этой ступени и не устояла на ней, то есть еще другое украшение – ступень святости. И если ты истинно свят, то вместе с девственниками сподобишься блаженства.

Будь внимателен к самому себе и старайся до смерти соблюдать себя, чтобы с дерзновением и радостью встретить тебе бессмертного Жениха. Чти девство, и оно введет тебя в небесный чертог, потому и сказал апостол: Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2Кор.11:2).

Блажен, кто непрестанно со слезами взирает на беззакония свои и не услаждается помышлением о тех скверных грехах, какие учинил он в мире сем! Он войдет в чертог радостей и насладится там блаженством с сонмами всех праведных и святых в новом непреходящем мире …

<Малыми> грехами, как неважными, каждый пренебрегает, думая что о них и не спросят. Но ими-то и уловляет нас диавол, ибо делает так, что каждый из нас пренебрегает ими, как ничего не значащими. Постарайтесь же, чтобы и эти грехи не служили к вашему уловлению.

Телесные же страсти суть: […] пристрастная преданность мирским удовольствиям, жизнь плотоугодная, которая одебеляет ум, делает его оземленившимся и скотоподобным и никак не допускает возвести взор к Богу и к деланию добродетелей. Корнем же всех зол и […] первою причиною служат: сластолюбие, славолюбие и сребролюбие, от которых рождается все худое.

Как солнце не чужим светом рассеивает тьму, […] так в день Воскресения просветятся праведники, ризою их будет свет, покровом их – сияния […]. Нечестивые облекутся в одежду всякой скверны, покроются всякою нечистотою, […]. Подобно тому, как тело, одержимое недугом, из себя производит жар и другие припадки – эту узду для удержания безрассудства, этот жезл для наказания.

Воскресение для всех одинаково; в великий день обновления воскреснут все – и добрые, а вместе и злые. […] Восстанут все в одно время, но различно воздаяние, потому что каждому воздано будет по правде, […] каждый приходит и поселяется в той стране, какую сам для себя уготовил.

Равными воскресит Творец сынов Адамовых, как сотворил их равными, так равными же пробудит и от смерти. В Воскресении нет ни больших, ни малых. И преждевременно родившийся восстанет таким же, как и совершеннолетний. Только по делам и образу жизни будут там высокие и славные; и одни уподобятся свету, другие – тьме