Цитаты свт. Амвросия Медиоланского (20)

Кто осуждает брак, тот осуждает и детей, а равно осуждает и проходящее чрез ряд поколений родовое общение. Ведь каким образом жизнь, имеющая продолжаться вечно, могла бы сменяться одна другою, если бы приятность брачных уз не возбуждала стремления к воспроизведению рода?

Дева – это дар Божий, ограждение родителя, священство целомудрия. Дева – матерняя жертва, ежедневным священнодействием которой умилостивляется божественная сила. Дева – неотъемлемый залог родителей, она не доставляет им забот из-за приданого, она не оставляет их вследствие (своего) переселения, и не причиняет обид.

…Смотрите, каково достоинство девства. Христос – прежде девы, Христос – от девы; от Отца Он рожден прежде веков, а от девы рожден во веки. Первое – сообразно с Его природой, а второе – ради нашей пользы. То было всегда, а этого Он восхотел.

Спрашивается, кто же может обнять человеческим умом ту, которую не подчинила своим законам даже природа? Кто (сможет) естественным словом выразить то, что превыше порядка природы? Она с неба призвала то, чему подражала на земле. И не незаслуженно прияла образ небесной жизни та, которая нашла себе жениха на небе.

Не положено безмерным плачем провожать смерть наших близких. Ибо что может быть непристойнее, чем оплакивать предписанное и ожидающее всех, как нечто особенное? Это означает не что иное, как нарушать естество духа, не принимать общего закона, отрицать единство природы, мудрствовать по-плотски и не понимать меры самой плоти.

Смерть недостойна оплакивания, во-первых, потому что свойственна всем, притом избавляет нас от печалей и горестей века сего и, наподобие сна, по успокоении от трудов мирских восстанавливает живость и силы.

Настоящее зло – неумеренная печаль и страх смерти. Такая неумеренность сколь многих привела к погибели, сколь многих вооружила мечом, склонив к убийству самих себя – они тем самым явили свое безумие и глупость. Ибо чего избегали как зла, то приняли вместо средства и убежища.

Многие из одного хвастовства желают слыть щедрыми и хотят заслужить похвалу у людей тем, что себе ничего не оставляют, но, ища славы и воздаяния здесь, теряют награду будущую и, получив земную славу, не могут надеяться на небесную.

Исповедание грехов разрушает узы беззаконий, делает грехи небывшими. Господь знает все, но ожидает твоего голоса – не для наказания, а для прощения; не хочет, чтобы насмеялся над тобой диавол и обличил тебя в утаивании грехов.

В настоящий сорокодневный пост Бог примиряется с нами, небеса отверзаются, и ад упраздняется. Будем же и мы […] непрестанно и благочестно поститься в настоящее время, дабы Господь был к нам милостив, дабы отверзлись для нас небеса, и дабы не одолел нас ад.

По достоинству <человек> явился последним, как цель природы, созданный для правды, чтобы быть провозвестником правды между прочими животными… справедливо он явился последним: как венец всего творения, как причина мира, для которой создано все.