Цитаты свт. Феофана Затворника (985)

Представлять Христа Спасителя распятого, – или как вы проходите всю жизнь Его и молитесь Ему соответственно воспоминаниям, – ничего. Хорошо так делать и разогревать тем душу свою. Это есть спасительное богомыслие – самая естественная пища души.

Попробуйте так понять все дела свои […], как бы они прямо от Самого Господа были вам назначаемы. […] Чрез это при делании мысль будет с Господом. […] А это ведь и есть то, что требуется, т. е. ходить в присутствии Божием.

Не крест выбирать должно, а способ, как им воспользоваться. Возьми возложенный, и неси по указанию Божию. – Господь лучше нас знает, и какую широту долга определить нам, и какую тяготу житейскую возложить на нас, и в какую борьбу и какие искушения вводить нас.

Терпеливо пребывай в исполнении обязательных для тебя дел, – т.е. и каждое дело веди добросовестно от начала до конца, и всю жизнь посвяти на верность долгу, – ведая, что зрит тебя Законоположник и, как раба благого и верного, введет в радость Свою.

Теснота житейская есть неотлучная спутница жизни нашей, которую приставил к нам Господь за прародительское преступление. Оказались мы недостойными льгот райских, и осуждены нести тяготу жизни земной, чтоб теснотами извлекать из сердца воздыхания о рае и смирением преклонять правду Божию на милость.

Кто, просвещаясь верою и приемля в таинствах спасительные силы, борется со страстями и похотями посредством внутренних и внешних подвигов, чтоб, умертвивши их, взойти к первоначальной чистоте: тот спасительно несет крест падшего человечества.

Господь хочет, чтоб, борясь с собою, мы приобретали опытность в рассуждении добра и зла и очищались, – чтоб, терпеливо неся тесноту житейскую, смирением преклоняли Бога на милость и сподоблялись помилования, – чтоб, исполняя долг свой с преодолением всех трудностей, достойно стяжевали венец правды.

Крест Господень – слава всего Христианского рода; слава же каждого из нас – в наших крестах. Крестом Господним соделано спасение всего мира, спасение каждого из нас приемлется от креста Господня собственным каждого крестом

Господь благословил нас в прошедшем: не будем прогневлять Его своими беззакониями, и Он не оставит милости Своей от нас и на будущее. Исповедаемся же Ему в благодарении и, всецело предав себя в Его волю, возобновим решительное намерение жить свято и неуклонно по спасительным Его заповедям.

Полагая себя в руки Божии всецелою преданностью Его премудрой и святой воле, мы не должны однако ж сами предаваться беспечности непростительной, или еще хуже – деятельности преступной. Один Господь знает, как и куда повести нас: однако ж несомненно, что будущее Его водительство совершенно будет сообразоваться с настоящим нашим, угодным или неугодным Ему, состоянием.

Не оттого ли нет порядка, спокойствия и благоденствия там, где служат обществу для самого общества? Ибо кто всего ожидает от него, тот первый обратится против него, коль скоро ощутит себя в нем забытым, незамеченным. Но кто работает ему Господа ради, у того жар ревности не охладеет от холодности и невнимания людей.

В обществе необходимы награды, чтоб отличить труды и достоинства от лености и недостоинства, – необходимы повышения, чтобы заместить степени, требующие делателей опытных, которые обыкновенно восходят в меру сию долговременностью и разнообразием занятий.

Всякая власть от Бога. Следовательно, и та, под которою каждый из нас непосредственно учинен и какой должен повиноваться. Потому, независимо от того, высока ли сия власть или не высока, она тем не менее есть власть от Бога, и, повинуясь ей, тем не менее повинуется Богу.

Можно не лечиться в ожидании, что Бог излечит, но это очень смело. Можно не лечиться для упражнения в терпении, в преданности в волю Божию, но это очень высоко, и при этом всякий «ох!» будет в вину, уместно же только одно благодарное радование.