Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.12345678910111213141516171819202122Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.1234562Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.13Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Второзаконие 1:17
да не позна́ете лица̀ въ сꙋдѣ̀, ма́ломꙋ и҆ вели́комꙋ сꙋ́диши, и҆ не ᲂу҆стыди́шисѧ лица̀ человѣ́ча, ꙗ҆́кѡ сꙋ́дъ бж҃їй є҆́сть: и҆ рѣ́чь, ꙗ҆́же а҆́ще же́стока бꙋ́детъ ᲂу҆ ва́съ, донесетѐ ю҆̀ ко мнѣ̀, и҆ ᲂу҆слы́шꙋ ю҆̀.
Святые отцы
Прочие
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
Никодим Святогорец, прп. (†1809)
не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд - дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его
Суждение духовника называется и является судом Божиим, поэтому оно должно быть неподкупным и выше всякого лицеприятия, как написано: «Да не познаете лица в суде, малому и великому судиши, и не устыдишися лица человеча, яко суд Божий есть».
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд - дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его
Христиански бескорыстен тот судия, который также не корыстуется самохвалением или почестями, как и дарами, а творит дело правосудия из любви к правде, из любви к ближнему, с благоговейным помышлением, «яко суд Божий есть.»
Блюстители правосудия да памятуют, «яко суд Божий есть» , и да изрекают судимым не иной суд, как изрекаемый от Бога Им самим в Его слове, в законе и в их совести. Правосудие, в отношении к телу общества, есть род врачевания: если членам, потерпевшим лишение, не доставят они восполнения, поврежденным исправления, и не отсекут зараженных смертоносною язвою, то могут сделаться виновными в смертоносном заражении всего тела.
Слово в день рождения благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича. 1848 год
Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд - дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его
Сколько неправедных приговоров выносится на человеческом суде! Раньше обижали только «малого». Теперь обижают почти всегда «великого». Главнейшая черта судьи – беспристрастие: выслушай не только малого, который по своему положению кажется всегда обиженным, но это вовсе не всегда, но и великого (который кажется всегда обидчиком, но это тоже не всегда).
Рассчитывать вообще на человеческую справедливость нельзя, потому что все человеческое – несовершенно, изменчиво (Пс. 11:2). А где компас для человеческого суда? Если судья боится Бога, если он постоянно сознает, что ему от Самого Бога вверено это дело: решать земную судьбу человека, – мы не смущаемся исходом нашего дела. Конечно, и знание законов тут необходимо. Но это уже имеет второстепенное значение, так как неверный и нечестный судья может извратить всякие статьи закона….
В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания
Георгий Константинович Властов (†1899)
Суд дело Божие: потому в Исх. 21:6 (смотри примечания) и Исх. 22:28 (смотри примечания) в еврейском тексте вместо судей стоит Элогим.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 9-18 И я сказал вам в то время: не могу один водить вас; Господь, Бог ваш, размножил вас, и вот, вы ныне многочисленны, как звезды небесные; Господь, Бог отцов ваших, да умножит вас в тысячу крат против того, сколько вас теперь, и да благословит вас, как Он говорил вам: как же мне одному носить тягости ваши, бремена ваши и распри ваши? изберите себе по коленам вашим мужей мудрых, разумных и испытанных, и я поставлю их начальниками вашими. Вы отвечали мне и сказали: хорошее дело велишь ты сделать. И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, и испытанных, и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам вашим. И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд - дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его. И дал я вам в то время повеления обо всем, что надлежит вам делать
Моисей говорит о назначении подчиненных ему начальников из народа, по совету Иофора (Исх XVIII:13–26).
По расчислению раввинов, на 600 000 человек, вышедших из Египта (Исх XII:37), начальствующих лиц было назначено: 60 000 десятников, 12 000 пятидесятников, 6000 сотников, 600 тысяченачальников, — всего 78 600 человек.
В комментируемом месте не имеются в виду те 70 старейшин, которые избраны были разделять с Моисеем бремя высшего народного правления и которые, как ближайшие помощники пророка, озарены были духом пророчества (Чис XI:11–17, 24–29).
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
I. Паримия в день Трех Святителей (30 января), также во дни памяти Вселенских Соборов, и в неделю Святых Отец, пред Рождеством Христовым. Втор. 1:8–11, 15–17. В сей паримии излагается та часть речей Моисея к сынам Израилевым, в которой он вспоминает об избрании помощников ему по части судебной.
Да не познаете лица в суде, малому и великому судиши и не устыдишися лица человеча, яко суд Божий есть
Да не познаете лица в суде, ведите себя в отношении к подсудимым, как бы совсем не знали их в лице, хотя бы они в частных сношениях хорошо были вам известны, – как бы видели их в первый раз, будьте чужды предубеждения в пользу или против них, смотрите на них не как на знакомых, а как только на подсудимых. – Малому и великому судиши, – в суде над людьми малыми, незначительными по внешнему положению, и над великими, знатными по богатству и по общественному значению, судья не должен увлекаться ни состраданием к первым с нарушением справедливости, ни человекоугодничеством и корыстными расчетами в отношении к последним. Строгое беспристрастие часто у Моисея (Исх. 23:8; Лев. 19:15) и у других священных писателей внушается судиям, и ничто так часто и с такою силою не обличается в Ветхом Завете, как подкупность судей. – И не устыдишися лица человеча, точнее с Греческого «не бойся лица человеческого». Это значит, что если предстанет на лице пред судилище человек, заслуживающий строгого приговора, то как бы ни был он богат и силен, объяви ему этот приговор, не затрудняясь опасением мщения с его стороны, или угрозами его. Лучше потерпеть за правду, чем малодушно покривить душою и поступить против совести. – Яко суд Божий есть. Судьи должны помнить, что они призваны производить суд не от своего лица, а от лица Божия, от лица верховного Судии, чуждого лицезрения, и в мысли об этом должны находить для себя лучшее побуждение к стойкости за правду.
В день трех вселенских святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого (30 января), рассмотренная паримия читается потому, что содержание ее соответствует обстоятельствам установления совокупного празднования сим святителям. В конце XI-го века из-за них произошел в народе спор: одни отдавали предпочтение заслугам Василия, другие – Григорию, третьи выше обоих ставили Златоустого. Спор этот решили наконец те, из-за кого он произошел. Они втроем явились епископу Евхаитскому Иоанну и велели ему объявить всем, что они имеют одинаковое достоинство пред Богом. Таким образом три вселенских святителя оказались праведными судиями в спорном деле и своими устами изрекли суд о них Самого Господа, как подобает всякому судье. В память этого суда и установлен праздник в честь трех святителей. – Та же паримия читается во дни памяти Вселенских Соборов потому, что эти Соборы были верховными судилищами для решения важнейших церковных дел, особенно для суда над еретиками, и отцы Соборов были на них самыми беспристрастными судьями. Ни о ком, как только о них, можно со всею точностью сказать, что они творили суд Божий, ибо Самим Богом и Духом Святым научаемы были истине и правде. – В неделю св. Отец пред Рождеством Христовым рассмотренная паримия читается в соответствие положенному в этот день чтению из Апостола о спасении верою во Христа ветхозаветных праведников (Евр. 11). Этою верою они доселе осуждают неверный Христу мир и преимущественно на страшном суде явятся обличителями и строгими судьями его. Неверие во Христа пришедшего поистине непростительно и достойно осуждения после того, как могли спастись люди веровавшие во Христа грядущего. Последнее труднее, чем первое. Да будет благословен праведный суд над неверующими людей верующих – ибо это суд Божий.
Толкование на паремии из книги Второзакония.
17. Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его.
17. (церк-сл.) Да не познаете лица в суде, малому и великому судиши и не устыдишися лица человеча, яко суд Божий есть.
Да не познаете лица в суде, ведите себя в отношении к подсудимым, как бы совсем не знали их в лице, хотя бы они в частных сношениях хорошо были вам известны, – как бы видели их в первый раз, будьте чужды предубеждения в пользу или против них, смотрите на них не как на знакомых, а как только на подсудимых. – Малому и великому судиши, – в суде над людьми малыми, незначительными по внешнему положению, и над великими, знатными по богатству и по общественному значению, судья не должен увлекаться ни состраданием к первым с нарушением справедливости, ни человекоугодничеством и корыстными расчетами в отношении к последним. Строгое беспристрастие часто у Моисея (Исх.23:8; Лев.19:15) и у других священных писателей внушается судиям, и ничто так часто и с такою силою не обличается в Ветхом Завете, как подкупность судей. – И не устыдишися лица человеча, точнее с Греческого «не бойся лица человеческого». Это значит, что если предстанет на лице пред судилище человек, заслуживающий строгого приговора, то как бы ни был он богат и силен, объяви ему этот приговор, не затрудняясь опасением мщения с его стороны, или угрозами его. Лучше потерпеть за правду, чем малодушно покривить душою и поступить против совести. – Яко суд Божий есть. Судьи должны помнить, что они призваны производить суд не от своего лица, а от лица Божия, от лица верховного Судии, чуждого лицезрения, и в мысли об этом должны находить для себя лучшее побуждение к стойкости за правду.
В день трех вселенских святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого (30 января), рассмотренная паримия читается потому, что содержание ее соответствует обстоятельствам установления совокупного празднования сим святителям. В конце XI-го века из-за них произошел в народе спор: одни отдавали предпочтение заслугам Василия, другие – Григорию, третьи выше обоих ставили Златоустого. Спор этот решили наконец те, из-за кого он произошел. Они втроем явились епископу Евхаитскому Иоанну и велели ему объявить всем, что они имеют одинаковое достоинство пред Богом. Таким образом три вселенских святителя оказались праведными судиями в спорном деле и своими устами изрекли суд о них Самого Господа, как подобает всякому судье. В память этого суда и установлен праздник в честь трех святителей. – Та же паримия читается во дни памяти Вселенских Соборов потому, что эти Соборы были верховными судилищами для решения важнейших церковных дел, особенно для суда над еретиками, и отцы Соборов были на них самыми беспристрастными судьями. Ни о ком, как только о них, можно со всею точностью сказать, что они творили суд Божий, ибо Самим Богом и Духом Святым научаемы были истине и правде. – В неделю св. Отец пред Рождеством Христовым рассмотренная паримия читается в соответствие положенному в этот день чтению из Апостола о спасении верою во Христа ветхозаветных праведников (Евр.11). Этою верою они доселе осуждают неверный Христу мир и преимущественно на страшном суде явятся обличителями и строгими судьями его. Неверие во Христа пришедшего поистине непростительно и достойно осуждения после того, как могли спастись люди веровавшие во Христа грядущего. Последнее труднее, чем первое. Да будет благословен праведный суд над неверующими людей верующих – ибо это суд Божий.