Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.12345678910111213141516171819202122Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.1234562Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.13Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Апостола Павла послание к евреям 11:17
Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Никанор (Каменский), епископ (†1908)
- Николай Рудинский, священник (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 17-19 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование
Верою искушаем был Авраам и в жертву принес Исаака (Быт. 22:10 сл.), коего по обетованию он получил, чтобы в нем названо было ему семя (Быт. 21:12). Но Авраам нимало не усумнился в том, что если и умертвить его (Исаака), все же будет ему наречено в нем семя. Он думал и помышлял в душе своей, что и из мертвых воскресить силен Бог, откуда его и в притчу получил, то есть: чтобы в нем научились воскресению мертвых, – и чтобы в нем познал сынов духа, кои имели быть у него.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного
«Верою Авраам, будучи искушаем, принес… Исаака»; и затем показав, какое именно он совершил дело и какую обнаружил веру, продолжает: «и, имея обетование, принес единородного». А это означает: «Нельзя сказать, что у Авраама было два родных сына и, что, по принесении в жертву одного, он мог надеяться, что будет отцом множества народов от другого; но у него был только один сын и к этому одному относилось обетование; и хотя этого именно он и должен был принести в жертву, однако, как при обетовании о его рождении вере его не воспрепятствовало ни собственное омертвение, ни природное бесплодие его жены, так и здесь он не смущен был смертью (сына).
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Бог обетовал множество потомков Исааковых соделать подобными песку морскому, и Сам повелел Исааку стать жертвою. Посему патриарх, осаждаемый двумя противоположными помыслами, когда, притом, и естество терзало его жесточае всякого исполнителя казни, все преодолел без труда и принес жертву. Но Апостол показывает и тот помысл, водясь которым Авраам рассеял все другие помыслы.(Евр.11:19)
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Верою Авраам, будучи искушаем (Быт. 22)
Выше всех по вере Авраам. Ибо здесь вступила в борьбу с божественным повелением не только природа, но и слово Божие. Ибо Кто сказал: дам тебе и потомкам твоим землю (Быт. 17:8), – Тот же повелевает: «принеси во всесожжение сына твоего (Быт. 22:2). Поэтому говорится, что Авраам искушаем, не потому, что Бог имел нужду испытать добродетель его, но чтобы мы этим испытанием и делами научились добродетели его. Заметь же, что искушения настолько полезны, что Бог не только другим попускает причинять их верующим, но и Сам искушает, чтобы явить их более опытными.
В каком же смысле Исаак был единородным, когда у него был еще и Измаил? Но что касается обетования, то он был единородным: ибо он и был в собственном смысле семенем: ибо в Исааке наречется тебе семя (Быт. 21:12).
Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
Ст. 17-19 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить
Почему Авраам решился на такое страшное дело, и притом явно несогласное с прежней волей Божией: ведь если он убьет Исаака, единственного сына своего от Сарры, то не исполнится пророчество Божие о том, что от Авраама произойдет великий народ?!.. Кто-либо скажет, что Авраам тут слепо повиновался Богу, как какому-то жестокому року. Нет, Авраам ясно верил, что все у Бога – благо. А в данном случае он рассуждал так: пусть я убью Исаака, а разве Бог не силен его воскресить? Вот глубина веры! Так и у нас, христиан. В самых, по-видимому, запутанных вопросах мы всегда верим Богу, так как ясно и непоколебимо убеждены, что все у Бога прекрасно и благо; вера наша сознательная, а не слепая.
В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания
Евфимий Зигабен (†1118)
Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного
Верою приведе Авраам Исаака
Он принес его в жертву Богу, как подробно повествует о сем книга Бытия (Быт. 22:2), веруя, что Бог силен воскресить его и после смерти, дабы исполнились обетования. касающияся великаго умножения семени его и наследия Палестины.
Искушаем
Ибо искушал, говорит Писание, Бог Авраама (Быт. 22:), именно тем, что повелел ему принести во всесожжение сына его Исаака. «Искушаше» же его, т. è. испытывал его – не по Своему незнанию, но для того, чтобы люди последующаго времени познали его мужество и великодушие, как он всякое человеческое разсуждение и самое естество природы счел делом второстепенным по сравнению с повелением Божиим. Ибо он не размышлял, что это повеление значит, и как это Бог, обещавший от него нарещи семя, т. е. чрез него умножить потомство, теперь дал противное повеление, приказав умертвить его.
И единороднаго приношаше, обетования приемый
Разумеются обетования, касающияся умножения семени его чрез Исаака. «Единородный», сколько по смыслу относящаяся к нему обетования, столько же и потому, что он действительно один только рожден от Сарры Аврааму.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Исаак
Исаак (смех) (Быт.21:1-7) – дитя обетования, сын Авраама и Сарры, родился, когда первому было 100, а второй 90 лет от роду. Спустя восемь дней по рождении он был обрезан, а через три года после того отнят от груди. По сему случаю Авраам сделал большой пир, на котором Измаил, сын Авраама от Агари, насмехался над Исааком, что имело следствием изгнание Агари с ее сыном из дома Авраама (Быт.21:9-13). Св. ап. Павел называет это гонением против рожденного по духу со стороны рожденного по плоти и видит в этом обстоятельстве знамение преследования и гонения верующих христиан миром (Гал.4:29). Кроме сего, Бог ясно засвидетельствовал Аврааму, что не в Измаиле, но в Исааке наречется Аврааму семя (Быт.21:12, Евр.11:18), т. е. от Исаака должен произойти обещанный Спаситель мира.
При этом особенно замечательным представляется то обстоятельство, что, когда Исаак уже совершенно возрос, когда, по свидетельству Иосифа, ему было уже 25 лет от роду, отец его, Авраам, получил повеление от Бога принести единственного сына своего в жертву всесожжения на горе Мориа (Быт.22:1-2). Это требовалось для испытания веры Авраама, и он мужественно выдержал это испытание, так как веровал, что Бог силен воскресить Исаака из мертвых. Почему и получил его в предзнаменование (Евр.11:17-19). Оно требовалось также и для испытания веры Исаака, и не только веры, но и его терпения и покорности.
На тридцатисемилетнем возрасте Исаака умерла мать его Сарра, будучи ста двадцати семи лет от роду (Быт.23:12). Сорока лет он женился на Ревекке, дочери Вафуила. Повествование о том, как Ревекка, жившая дотоле со своими родственниками в Месопотамии, сделалась супругой Исаака, с величественной простотой, рисующей нам обычаи и нравы Востока, – передано в XXIV гл. книги Бытия (См. Ревекка).
Прошло двадцать лет, а у Ревекки не было детей. Наконец Бог услышал молитвы Исаака о Ревекке, и она родила ему двух сыновей-близнецов, Исава и Иакова, из которых первый был любимцем отца, а второй матери (Быт.25:21,24). Наступил голод, и Исаак отправился в филистимский город Герар, как то сделал некогда отец его, Авраам. Здесь, подобно Аврааму, он впал в очень важную ошибку, выдав Ревекку за свою сестру, и тем подверг ее значительной опасности (Быт.26:1-10). Несмотря на сие, Бог обильно благословил Исаака земными благами, и он сделался очень богат стадами разного скота, крупного и мелкого, чем возбудил зависть в филистимлянах, видевших его благосостояние. Наконец, по случаю усилившейся распри с ним из-за колодцев, выкопанных рабами отца его, он удалился в Вирсавию, где Господь явился ему и благословил его и где посетил его Авимелех, царь герарский, и заключил с ним дружеский союз (Быт.26:23-31).
Во время последовавшей затем болезненной старости Исаака и слабости зрения младший сын его, Иаков, наущенный своей матерью, хитростью присвоил себе благословение отца, принадлежавшее по праву старшему его брату, Исаву (Быт.27:28,29). Преподав обильнейшее благословение Иакову предпочтительно пред Исавом, Исаак тем не менее произносил оное в пророческом духе, и из последующей истории Исава и Иакова видно, как изумительно точно осуществились его предсказания.
После сего события Исаак отправил Иакова в Падан-Арам, в Месопотамии, с тем чтобы он взял себе жену из дочерей Лавана, его родственника. Там Иаков оставался несколько лет и возвратился обратно лишь незадолго до смерти своего отца; и, как некогда Измаил и Исаак вместе погребли останки своего отца, Авраама (Быт.25:9), так равно Иаков и Исав вместе похоронили своего отца, скончавшегося ста восьмидесяти лет от роду, в пещере Махпел (Быт.35:29).
У иудеев и магометан существует несколько особых преданий касательно Исаака; между другими замечательны следующие: что он был один из трех, не имевших греха, и один из шести, над которыми ангел смерти был бессилен; что он получил знание Божественного откровения от Сима, что он ввел в употребление утреннюю молитву и т. п.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного
«Поистине велика вера Авраама. Бог повелевал противное обетованиям, и, однако, праведник не смущался и не считал себя обманутым» (Злат.). – «Будучи искушаем… (Быт XXII:1). «Не было никакой другой причины принесения, кроме этой. Однако разве Бог не знал, что Авраам был муж терпеливый и доблестный? Совершенно знал. Если же знал, то для чего искушал его? Не для того, чтобы самому узнать, но чтобы другим показать и для всех сделать очевидным его мужество» (Злат.). – «Принес в жертву Исаака». «Жертва была совершена и Исаак был заклан в намерении Авраама» (Злат.). – «Принес единородного… «Как единородного? А Измаил? Он откуда? Называю единородным, говорит, по отношению к обетованию» (Евр.11:18).
Никанор (Каменский), епископ (†1908)
В вере всё своеобразно, так что в ней возможны самые обратные антитезы: невидимое – для веры видимо; будущее, ещё не совершившееся, уже представляется как сбывшееся. Поэтому неудивительно, что Бог через Исаака обещал дать обетованного ещё в раю победителя виновника греха – святое семя (жены) и потом того же посредника происхождения святого семени предназначил в жертву Себе. И люди веры не нашли в этом ничего странного, а нашли только возможность необычайного, чудесного, потому что для веры чудеса столь же удобоприемлемы, как и всякие другие факты божественного действия в мире, так как всемогущество Божие не имеет границ. Чудо, понимаемое в обычном смысле, над Исааком не совершилось, но чудо веры Авраама и Исаака открылось во всей полноте и совершенстве. Этому чуду веры и должны внимать читатели послания, смущавшиеся искушениями от разных маловажных бед и злостраданий, особенно со стороны ближних, которые между тем и сами не знали, что творили, убивая Христа и преследуя Его последователей. Следовательно, нужно предаться воле Божией, как Авраам и Исаак, потому что Бог, Единый Премудрый, ведает, как разрешить все человеческие антиномии и устроить ко благу всё, даже искушения, обращая их в поучительное сказание и притчу (παραβολη). Такая великая и важная постановка дела, столь легко усвояемого всеми (как жертвоприношение Исаака), показывает, сколь глубокомысленно всё обдумано было Апостолом, а вернее, как духоносно он выразил это кратко и содержательно, а вместе и глубоко-поучительно для читателей, смущавшихся следовать за страдальцем Иисусом и в то же время глубоко чтивших страдальцев-праотцов Авраама и Исаака.
Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям
Николай Рудинский, священник (†1937)
Но еще большую, можно сказать, необычайную силу веры показал Авраам в принесении в жертву Богу сына своего, Исаака. Поистине велика вера Авраама, - говорит Златоуст. В Авеле, Ное и Енохе происходила только борьба мыслей, и нужно было стать выше человеческих помыслов, а здесь нужно было показать еще большее, ибо здесь Божественное, по-видимому, противоречит Божественному, вера - вере, повеление - обетованию. Бог обетовал ему - в Исааке наречется тебе семя (Быт. 21:12), и Авраам поверил. И вот родился у него единородный сын, надежда обетования Божия, и опора его веры. Только что он подрос, и привязал к себе сердца родителей, как Бог, для испытания и обнаружения его веры для других, посылает ему искушение, повелевает принести Исаака в жертву Ему. Авраам не стал раздумывать и колебаться, чему же верить, первому - обетованию, или второму - повелению. Если он исполнит второе, то есть умертвит Исаака, то как же может исполниться первое о многочисленном от него потомстве? Он думал только одно - Бог дал то и другое, следовательно, нужно исполнить Его волю. Пусть он, по повелению Божию, умертвит Исаака, но Бог силен и из мертвых его воскресить. С такою верою в Бога, он идет на указанное ему Богом место (гору Мориа, где после основан был Давидом Иерусалим), и готовится принести в жертву Богу Исаака, и уже заносит нож над ним, и видит его мысленно уже умершим. Бог, видя веру Авраама, даровал ему, как бы воскресил из мертвых, Исаака, указав ему через ангела для жертвы овна, в предзнаменование будущей жертвы Иисуса Христа, которой даруется жизнь и воскресение обреченному на смерть человечеству.
Жизнь и труды святого Апостола Павла
Блудники, по учению святого Павла, Царствия Божия не наследуют (см. 1Кор. 6:9), потому что оскверняют свое тело, которое есть храм Святого Духа (см. 1Кор. 6:18-19). Не могут наследовать Царствия Божия и сквернители - чревоугодники, подобно Исаву, и вообще предпочитающие земное небесному. Известно, что Исав, первенец Исаака, продал свое первородство за чечевичную похлебку младшему брату своему, Иакову, и таким образом лишился благословения от отца первородному (см. Быт. 25:31-33). Хотя потом он понял свою ошибку, со слезами просил отца изменить первоначальное благословение, но не мог изменить мыслей отца. Златоуст в объяснение этого говорит, что сам Исав не догадался сразу же изменить образ своих мыслей, а все откладывал это до другого времени по своему легкомыслию. Он не удостоился прощения от своего отца, потому что сам нездраво мыслил, не обуздал своего нрава и своих склонностей. Потому-то и слезы Исава были плодом не раскаяния, а зависти, злобы и гнева, что и обнаружилось потом в словах его: вот приближаются дни плача по отце моем (по смерти его), и я убью Иакова, брата моего (Быт. 27:41).
Николай Петрович Розанов (†1941)
Ст. 17-19 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
Патриархи доказывали свою веру на деле. Так, Авраам обнаружил величие своей веры, принесши в жертву своего сына Исаака, с которым для него было связано исполнение всех данных ему обетований о потомстве. Мало того, приняв сына с жертвенного костра живым, Авраам еще более обнаружил свою веру в Бога, высказав тут притчу: „Иегова усмотрит“ (Быт. 22:14). Возвращение принесенного Богу с верою сына было для Авраама фактическим подтверждением той истины, что Бог исполнит все Свои, данные Аврааму, обетования.