Цитаты схиархим. Эмилиана (Вафидиса) (11)

Будучи собранным, мой ум получает от Бога дар толкования духовных смыслов, постижения духовных реалий, становясь легким, воздушным, подвижным, и способным входить во Святая Святых, в области (пребывания) божества и ангелов.

Давайте приучим себя к непрестанному трезвению и вниманию, памятуя, что главное наше занятие – это бдение духа, (бдение) нашего ума, а также память Христова – тогда мы не падем жертвой дьявольского лукавства.

Сатана непрестанно старается оторвать наше внимание от ума, чтобы мы придавали значение морали, правильной жизнью, тому, чтоб ходить на службы, исполнять то, что нам сказано. Все это, конечно, нужно, но первостепенную важность имеет внимание ума.

Мы переживаем молитву в ее движении; вначале она подобна крику, вырвавшемуся из глубины души. Молиться можно губами, а можно вслух. Иногда молитва происходит между ртом, нёбом и горлом. А иногда – внутри сердца. Тогда вместо голосовых связок работают сердечные. Не в этом суть, но в том, что молитву мы исторгаем из глубины.

Молитва – это путь души к Богу, она имеет своей целью достижение Его и соединение с Ним. Если маршрут выбран неверно, то автомобиль или судно никогда не придут к пункту своего назначения. Если наша душа во время молитвы ступит на неправильный путь, она никогда не придет к Богу и будет подобна лодочнику, который не занимается ничем другим, кроме гребли, но в результате кружится вокруг одного и того же места.

Молитва имеет свое, совершенно особенное и таинственное место, где она культивируется. Чтобы вырастить цветок, нужно вскопать землю, положить удобрения и все необходимое. […] Так и молитва не принесет плода и не поднимется выше твоей головы (а должна превзойти облака и небеса), не обретя своего таинственного места и не подкормленная удобрением бдения, усердия и поста.