Цитаты свт. Иоанна Златоуста (2128)

Молитва и служение Богу есть знак всякой праведности, она является неким божественным и духовным одеянием, проливает в наши мысли большую красоту, управляет жизнью каждого, не позволяет ничему дурному и неуместному господствовать над умом, убеждает почитать Бога и уважать ту честь, какая от Него даруется нам, учит удалять от себя всякое ухищрение лукавого, изгоняет постыдные и неприличные размышления, приводит душу каждого в состояние презрения к удовольствиям.

В самом деле, нет ничего хуже наглой надменности. Она-то и делает нас и напыщенными и в то же время раболепными, а потому в первом случае смешными, во втором отвратительными, и таким образом производит зараз два противоположных порока: гордость и подлое ласкательство.

Я сотворил, го­ворит Он, прекрасное тело; даю тебе власть создать нечто лучшее, – соделай прекрасною душу… Я воссияваю солнце на злых и благих; подражай и ты, – раздавай свои стяжания и добрым, и злым. Я, будучи оскорбляем, терплю, и благотворю оскорбляющим Меня; подражай и ты, – ты можешь сделать это. Я благо­детельствую не ради воздаяния; подражай и ты, и делай добро не ради воздаяния и не ради награды. Я возжег светила на небе; зажги и ты светила блистательнее этих, ты можешь сде­лать это, – просвети заблудших. Дать познать Меня – большее благодеяние, нежели доставить возможность видеть солнце. Ты не можешь сотворить человека, но можешь сделать его праведным и благоугодным Богу. Я сотворил существо; ты укрась намерение. Смотри, как Я люблю тебя…

Предан за нас Тот, Который был неразделим от лона Отца; вознесено на Крест Слово и умерло по человеческой природе, но оставалось и пребывает бессмертным по Божественности, которая в Нем была. Так как из двойной природы Он сделался одним Христом, поэтому Он претерпел смерть телом, которое было соединено с Божеством. Плоть, которая перенесла мучения, была Богом, и было бессмертным Божество, которое оделось в тело. Божество сделало Богом плоть, и она была соединена со Словом так равномерно и прямо, что То, что умерло и было погребено за нас, тоже воскресло по Божеству и ниспровергло преисподних.

Не отделяйте Его Божества от Его человечества; не будьте злыми разлучниками неразлучимого; не разъединяйте человечество Его от Его божества, потому что по соединении оно с ним нераздельно и неслиянно. Не разделяйте того, что в Нём соединилось, но познавайте то, что в Нём есть.

То, что Сын Божий родился от Отца, я знаю; но как — не знаю. То, что Он родился от Девы, я знаю; но образ рождения даже и здесь не постигаю. Рождение Его по тому и другому естеству исповедуется, но относительно образа того и другого рождения умолчано.

…Если еретик будет говорить тебе: как Сын родился от Отца?[…] Удержи его, и обуздай, и не позволяй ему ни убежать, ни уклониться в лабиринт умозаключений, но удержи, и порази не рукою, а словом, и не давай ему делать риторических различений и изворотов, каких он желает.

…Облекшись плотью, Он попускает ей <Деве Марии> терпеть недостатки природы, алкать и жаждать, спать и утомляться; наконец, шествуя и на крест, Он попускает ей испытать свойственное плоти. Потому и капли пота истекали из неё, и ангел является укреплять её, и печалится она и скорбит, – потому что прежде, чем сказать те слова Он говорил: «душа Моя скорбит смертельно» (Мф.26:38).

…Он <Христос> есть самый Источник, самый Корень всех благ — самосущая Жизнь, самобытный Свет, самосовершенная Истина. Он не удерживает обилия благ в Себе Самом, но изливает его на всех других […].Всегда источая и всем сообщая эти блага, остается в том же совершенстве.

Он был пригвожден ко кресту, подвергался оплеваниям и заушениям, Его били по щеке и издевались над ним… И все это Он претерпел для тебя, ради заботы о тебе, чтобы уничтожить тиранию греха, чтобы разрушить твердыню диавола, попрать узы смерти, открыть нам врата Неба, освободить от тяготевшего на тебе проклятия, отменить первородное осуждение, научить терпению и воспитать в нем, чтобы ничто не огорчало тебя в настоящей жизни,– ни оскорбления, ни обиды, ни позор, ни бичи, ни нарекания врагов, ни невзгоды, ни нападения, ни клевета, ни злые подозрения и ничто другое.

Крест — надежда христиан, крест — восстание мертвых, крест — путеводитель слепых, крест — надежда потерявших надежду, крест — путь заблудившихся, крест — мститель за обижаемых, крест — посох хромых, крест — утешение бедных, крест — удило для богатых, крест низложение горделивых, крест — покаяние распутных… […] крест — погибель нечестивых, крест — сила бессильных, крест — врач болящих, крест — очищение прокаженных, крест — укрепление расслабленных, крест — хлеб алчущих, крест — источник жаждущих, крест — одежда нагих…

Благодаря Кресту мы уже не блуждаем в пустынях, потому что познали истинный путь, уже не обитаем вне Царства, потому что нашли дверь, не боимся огненных стрел диавола, потому что увидели источник. Благодаря Кресту мы уже не вдовствуем, потому что получили Жениха, не боимся волка, потому что имеем Доброго Пастыря… Благодаря Кресту мы не трепещем перед тираном, потому что находимся около Царя.

В чем же состоит похвала о Кресте? В том, что Христос ради меня принял зрак раба, и ради меня претерпел страдания — ради меня, бывшего рабом, врагом и неблагодарным, и так возлюбил меня, что предал и Себя <на смерть>. Что еще можно найти равное этому?

…Крест — всемогущая сила, невидимая стрела, невещественное врачевство, прекращающий огорчения источник, непостыдная слава; так что, хотя бы я говорил о Христе и иное многое, хотя бы я привел в изумление слушателя, повествуя о бесчисленных чудесах, я не в такой степени гордился бы по причине этого, как горжусь по причине Креста.

… дева, древо и смерть, эти знаки поражения, сделались знаками победы. Вместо Евы — Мария; вместо дерева познания добра и зла — древо Креста; вместо смерти Адамовой — смерть Христова… Чем победил диавол, тем и сам побеждается. Чрез древо поразил диавол Адама; чрез Крест преодолел диавола Христос; то древо низвергло в ад, это же древо и отшедших извлекло оттуда.

…Христос был грозен не только до Креста, но и на самом Кресте, и в самой смерти; и тогда Он совершал великие чудеса, помрачая солнце, расторгая камни, потрясая землю, раздирая завесу, устрашая жену Пилата, обличая Иуду…

Удивительно, что через Свое Тело Он показал бесстрастную и бестелесную славу. Нисколько не было бы удивительно, если бы живой и блистающий животворящей славой оживотворил вселенную; но могущество Слова состоит в том, что Оно смертью уничтожает смерть и через (полученные Им) оскорбления воссиявает бессмертной славой.

…Если кто-либо из неверных скажет тебе: «Почему распят Христос?» — то скажи ему: «Чтобы распять диавола». Если скажет тебе: «Почему Он был повешен на древе?» — то скажи ему: «Чтобы отозвать назад грех, привзошедший в раю через древо».

Да слышат это все те, которые стыдятся крестных страданий Христовых. Если и верховный апостол, и притом, когда не понимал еще всего ясно, назван сатаной за то, что устыдился креста, то какое извинение найдут те, которые при всей очевидности отвергают это таинство? […] подумай, чему подвергнутся те, которые и ныне отвергают таинство креста?