Цитаты о Иисусе Христе (284)

Восприял некогда Спаситель наш детей на руки Свои, благословляя их перед сонмами* народа, а тем показал, что любит Он детство, потому что чисто оно и далеко от всякой скверны. Благословен Вселяющий детей в чертоге Своем!

*Сонм — толпа, сбор, собрание

Сеется тело душевное, то есть грубое и смертное, восстает тело духовное (1Кор.15:44), каково Тело Господа после Воскресения, проходившее сквозь затворенные двери, не утомлявшееся и не имевшее нужды ни в пище, ни во сне, ни в питье.

Научимся же быть любомудрыми и почитать Христа, как Сам Он того хочет. Почитаемому приятнее всего та честь, которой он сам желает, а не та, которую мы признаем лучшею. […] Так и ты почитай Его тою честью, какую Сам Он заповедал, т. е. истощай богатство свое на бедных. Богу нужны не золотые сосуды, а золотые души.

Невозможно освободиться нам от неразумия, если не воцарится в нас Сын Божий и Слово Божие, Господь наш Иисус Христос, благодатию Святаго Духа. И сие-то есть истина, которую пришел Господь засвидетельствовать. Если не восцарствует в нас Христос, то невозможно, чтобы в нас, собственными нашими средствами, было что-либо благоугодное Ему, но мы будем обладаемы врагом рода человеческого, диаволом, не чувствуя и не понимая того. Где царствует Бог, там нет рабства диаволу, но все служение единому Богу.

…Величие Сына Божия должно быть познаваемо не из одних чудес, соделанных Им во плоти. Они незначительны, если сравним их с величием прочих дел; а ты взгляни на небо, посмотри на его красоты, пронесись мыслию по всему пространству земли, по глубинам водным, объяв мыслию весь мир и представив в своем разуме премирное Естество, узнай, что это суть истинные дела Пожившего с тобою во плоти.

Каждый день слышу, как многие христиане говорят: если бы и мы были во времена апостолов и сподобились видеть Христа Господа, и мы были бы святы, как они. И не знают они, что Тот, Кто говорил во времена апостолов, говорит и теперь во всем мире. Он и в действиях Своих тот же, каким был в древние времена.

…Отец истины не сотворил Истины, не существовавшей прежде, но, будучи Источником Света и Истины и всего благого, воссиял из себя Единородный Свет Истины, через Который всегда отображается слава Его Ипостаси (см.: Евр. 1: 3). Так отовсюду изобличается хуление тех, кои говорят, что Сын родился у Бога впоследствии через творение.

Ничего не было прежде великого Отца, потому что Он все имеет в Себе. И Его знает неотделимый от Отца, Отцом рожденный безлетный Сын, — великого Бога… Слово, Образ Первообраза, Естество, равное Родителю. Ибо слава Отца – великий Сын. А как явился Он от Отца – знает единый Отец и Явившийся от Отца, потому что никто не был близ Божества.

Апостол же приглашает всегда радоваться не всякого, но того, кто […] не живёт уже во плоти, но имеет живущего в себе Христа; потому что общение с высочайшим из благ никак не допускает сочувствия с тем, что беспокоит плоть.

Радость не со вне, а из всего строя нравственно-религиозного. Для нас христиан она зарождается исповеданием великих благ от рождения Сына Божия плотию, с принятием нашего естества, а растет и крепнет пребыванием в порядках сыновства Богу, чрез облечение во Христа Господа таинственно в крещении или покаянии, и действенно в жизни.

Для развития духовного преуспеяния нет ни конца, ни пределов. Ничтожное, незаметное упование на что-либо, вне Бога, может остановить ход преуспеяния, в котором и вождь, и ноги, и крылья – вера в Бога. Христос для верующего – все.

Христос всех призывает к блаженству. Вот теперь Пасха, и Царские врата отверсты, но входить в них не может непосвященный, а только священники и диаконы; в двери же блаженства может войти каждый, кто только пожелает. Другое дело, как войти…

Уподобимся Христу, ибо и Христос уподобился нам. Станем богатыми в Нём, ибо и Он стал человеком для нас. Он воспринял худшее, чтобы дать лучшее, обнищал, чтобы нам обогатиться Его нищетой. Он принял образ раба, чтобы нам получить свободу. Он снизошёл, чтобы нам вознестись, был искушаем, чтобы нам победить, претерпел бесславие, чтобы нас прославить. Он умер, чтобы нас спасти, вознёсся, чтобы привлечь к Себе лежащих долу* после греховного падения.

*Долу — на земле

Как израильтянам, желавшим выйти из Египта, надо было последовать Моисею вождю, и желавшим войти в землю обетованную – должно было последовать Иисусу Навину, так желающим от работы дьявольской и бедствия его освободиться, и в небесное отечество войти, надо последовать за Иисусом Христом. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет, — говорит Господь (Ин 12:26). Христу не ногами, но сердцами последуем.

Все хотят со Христом прославленными и превознесенными быть; но Христу последовать, и со Христом крест носить, и поругание, уничижение, посмеяние и скорбь терпеть мало кто хочет. Но говорит Он: И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня (Мф.10:38). Итак, хотящему быть со Христом во царствии и славе Его, надобно и здесь, в мире сем, быть с Ним, и смирением и терпением за Ним следовать, и так крест свой носить.

Облекаться в образ Небесного Человека, облекаться в Господа Иисуса Христа, всегда носить в теле мертвость Господа Иисуса Христа (2Кор.4:10), значит не что иное, как постоянно умерщвлять в себе плотское состояние постоянным пребыванием в евангельских заповедях.

Надо, чтобы наш образ мыслей был проникнут Истиной. Кроме Христа, не понимаю и не знаю другой Истины. И не слепцы ли те, кто бы они ни были, которые в то время, когда предстоит им Христос в страшном величии смирения, вопрошают: «Что Истина?».

Коликие бы ни восстали волны на твою душу, всегда прибегай ко Христу. Спаситель, Он придет на помощь и укротит волны. Ты веруй, что Господь смотрительно устроил тебе таковую жизнь к исцелению, не отвергай ее и не ищи телесного спокойствия и мнимого мира, прежде подобает много потрястись и потерпеть: ежели будешь иметь откровение, то оно намного облегчит твою брань, и будешь больше иметь спокойствия, нежели сама собой.

Христос, Сын Божий, хотя и является для нас образом и зеркалом всех добродетелей, однако повелевает нам учиться у Него смирению и кротости: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11: 29). Отсюда видим, сколь великая добродетель – смирение, ибо имеет начало не от кого иного, но от Христа, Царя Неба и земли.

Кто соступил со стези блаженного смирения, […] не следует прямо за Господом нашим и Богом Иисусом Христом, как может войти в брачный чертог Христов, вместе со Христом? Если же он не войдет туда, то как может увидеть славу Христову? А если не увидит ее, как может возвещать о ней и явною ее творить другим? Или как дерзнет он говорить что-либо о том, чего не знает и чего не видел никогда? Если же покусится учить о таковых вещах, то найдется ли в мире другой человек, более его несмысленный?

При господстве Ветхого Завета, человек обращался к Богу, Которого он еще не знал определенно; […] в Новом Завете, человеку[…] предоставляется обращаться к Богочеловеку, как ходатаю между Богом и человеками в Котором соединено Божество с человечеством.

Невинный и всесвятый Господь, пострадав принятым Им человечеством за виновное и зараженное грехом человечество, предоставил страдания в путь спасения для всех Своих последователей, для всего Своего духовного племени и родства, в деятельное сознание падения и греховности, в деятельное признание и исповедание Спасителя, в деятельное соединение с Ним, усвоение Ему…

Для того пришествие Христово во плоти, предначертания Евангельских правил жизни, для того — Страдания, Крест, Погребение, Воскресение, чтобы человек, спасаемый через подражание Христу, восприял древнее оное сыноположение.

…Хотя Христос с ними <людьми> всегда сущий, есть трудяйся в них, но и они, при всей немощи своей, большой подьемлют труд, чтоб только удержать с собою Христа. Потому что все хитрости и все козни дьявола обращены на то, чтоб соблазнить их отторгнуться от рук Христа…

Бывает, что один зовет человека: «Иди за мною», … а другой отзывает к себе: «Иди за мною». Так Христос Бог всякому христианину говорит: «Иди за Мною», как выше сказано, но сатана, враг рода человеческого, шепчет в уши человека и отзывает к себе: «Иди за мной» […]. О человек! Кого тебе лучше послушать, Христа ли Господа твоего, […] или злого шептуна диавола, который хочет тебя от Христа, Спасителя твоего, отвести и ввергнуть в вечную погибель?

Шествуй непорочно по всем возрастам и силам Христовым. […] Претерпи, если нужно, побиение камнями. […] Будешь ли сечен бичами, домогайся и прочего, вкуси желчь за первое вкушение, испей оцет*, ищи заплеваний, прими ударение в ланиту и заушения. Увенчайся тернием – суровостью жизни по Богу; облекись в багряную ризу, прими трость; пусть преклоняются пред тобой ругающиеся истине. Наконец, охотно распнись, умри и прими погребение со Христом, да с ним и воскреснешь, и прославишься…

*Оцет — уксус