Цитаты о вере (316)

Помни, что вера прямо верует, но не рассуждает, не умозаключает; видит непосредственно, но не ищет, так сказать оптических стекол для своего видения. Эти оптические стекла – действие рассудочного мышления. Рассудок со своим сложным, формальным мышлением имеет свою область; вера – не его область, не его дело.

При помыслах неверия прежде всего поверь, что ты великий грешник (а этому последнему нельзя не верить, потому что ежедневный опыт твердит об этом всякому, и голос совести вопиет о том непрестанно); тогда поверишь и тому, во что не веруешь.

Тягость, производимая малодушием, заставляет искать утешения, которое заключается в вере в Бога и в предании себя Его Святой Воле. Вера снова вводит в дом душевное терпение и великодушие: та же скорбь, которая казалась невыносимой, уже кажется весьма удобоносимой.

Всякая другая вера, кроме веры в Святую Истину, есть суеверие. Плоды суеверия – погибель. Такая вера осуждена Богом, ею веруют идолопоклонники в своих кумиров, мусульмане в лжепророка Магомета и Коран, еретики в свои богохульные догматы и в своих ересиархов, рационалисты в падший разум человеческий.

Странными и страшными кажутся для плотского разума стезя и учение веры, но едва увидит человек на самом опыте, увидит внутренним душевным ощущением могущество веры, немедленно и радостно предается ее водительству, как обретший неожиданно бесценного наставника, с презрением отталкивает от себя отверженную Богом премудрость человеческую.

Ибо многие делают добро, но не от веры, потому угодить Богу не могут. Многие удерживаются от убийства, от воровства, от похищения, лихоимства, злословия, но делают это от страха человеческого, боятся гражданского наказания, а не от страха Божия, и это не от веры.

Говоришь: «Верую во Христа, Сына Божия», хорошо. Но принимаешь ли сердцем Его святое Евангелие? Следуешь ли Его учению, написанному в Евангелии? Не стыдишься ли смирения, нищеты, терпения Его? Несешь ли свой крест, который Он всем верным предлагает: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16: 24).

Исповедуешь, христианин, единого Бога – хорошо. Но веруешь ли сердцем своим в Бога, как учит апостол: сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10:10)? Без сердечной веры устное исповедание не что иное, как лицемерие.

Истинная же во Христа вера – в сердце… И она плодовита, смиренна, терпелива, исполнена любви, милосердна, человеколюбива, сострадательна, алчет и жаждет правды (Мф. 5: 6). Она от мирских похотей удаляется и к одному Богу прилепляется, всегда к небесному и вечному стремится и ищет этого, против всякого греха сражается и непрестанно от Бога помощи ищет и просит…

Вера имеет страх Божий и духовную радость и веселье. И они в верной душе попеременно действуют, то есть то страх и трепет она чувствует, то радость и веселье ощущает. Иногда скрывается вера, и тогда боится и трепещет душа. Иногда является, и тогда душа утешается, радуется, веселится и восклицает духом.

Вера живая с неба приходит и потому верную душу к небу возбуждает и подвигает. И верная душа видит, что в мире сем на пути и в странствовании находится, и потому не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего, которого художник и строитель Бог (Евр. 13: 14; 11: 10).

Явный признак живой веры – последовать Христу, нося крест свой. Ибо верная душа сопряглась Христу, как невеста жениху и как тело главе, и потому хочет с Ним быть неотлучно и в страдании, и в прославлении, как невеста с женихом и тело с главою.

Спрашиваешь: «Что нужно делать, чтобы иметь живую веру?» Ответ: Христос говорит нам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7:7). Надо просить, искать и стучаться. Надо и молиться, и трудиться, и размышлять о способах, которыми эта вера с помощью Божией возжигается в сердце.

В вере состоит все блаженство наше. Верою во Христа избавляемся от грехов наших, гнева, проклятия, власти диавольской, вечного осуждения, ада и вечной муки и сподобляемся Божией милости, благодати, благословения, Царствия Божия и всех вечных благ по неложному Его обещанию. Если веру соблюдем, все эти блага нашими будут…

Когда вера показывает человеческую немощь, то учит, что сам собою человек понести искушение не может, и так убеждает его искать помощи у Бога, Который все может и обещал искушенным помощь (Мф. 19:26; 1Кор. 10: 13; Евр. 2: 18). Отсюда в верном восстает воздыхание и молитва.

Вера обновляет человека, делает его расположенным к добру, исполненным любви, милостивым, терпеливым, кротким и любящим прочие христианские добродетели. Ибо вера – это Божественное семя, от которого духовно рождаются христиане и потому приносят такие плоды, каково семя.

Вера очищает сердце верующего от всего, что миру принадлежит, то есть от пристрастия к чести, славе, богатству, сладострастию и от всякого греховного обычая. Ибо неравное с неравным, например, огонь с водой не совмещается. Так, вера – дар небесный – с земным и тленным не совмещается, но всегда к небесам стремится и сердце верующего восхищает туда, откуда произошла, ищет невидимого и вечного…

Не может быть истинной евангельской веры без познания, ощущения и признания своей бедности и окаянства. Ибо, чтобы почувствовать евангельское утешение, нужно прежде страх и печаль иметь, что бывает от познания своей бедности и окаянства. Утешение – это утешение печальных, а не веселых.