Скрыть
И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Святые отцы

Прочие

Ипполит Римский, сщмч. (†235)

И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

Ради чего Отец ниспослал с неба Святого Духа на Сына?.. Чтобы узнали о непреложности Отчего гласа… Какого гласа? Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Сей есть именуемый сыном Иосифа и Мой Единородный по Божеской сущности… испытывающий голод (ср. Мф. 4:2, 21:18, Мк. 11:12, Лк. 4:2) и накормляющий тысячи (ср. Мф. 11:28-29), утомляющийся и упокояющий утомленных, не имеющий, где приклонить голову (ср. Мф. 8:20, Лк. 9:58); и все держащий в руке (ср. Евр. 1:3, Лк. 4:18, 2Кор. 3:17); страдающий и исцеляющий страдания; заушаемый (ср. Ин. 13:3) и дарующий свободу миру (ср. Ин. 18:22); пронзаемый в ребро (ср. Ин. 19:34) и исправляющий ребро Адамово.

О богоявлении

Григорий, Чудотворец, свт. (†270)

Ст. 10-11 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

Протянув правую руку, немного страшась, но и радуясь одновременно, он крестил Владыку. Тогда присутствующие здесь иудеи, которые стояли вблизи и поодаль, стали размышлять, говоря про себя и друг другу: «Нет, не зря мы считали, что Иоанн важнее Иисуса, и не напрасно полагали, что первый выше второго! Ведь Иоанн крестил как превосходящий, а Иисус крестился как меньший». Поскольку не ведающие тайны домостроительства стали говорить такие вещи, единственный Господь и природный Отец Единородного, Который один только доподлинно знает Того, Кого Он один бесстрастно родил, для исправления их ошибочного суждения открыл небесные врата и ниспослал Духа Святого в виде голубя на главу Иисуса. Перстом указуя им на нового Ноя и Создателя Ноева и благого Кормчего терпящей крушение природы, Он Сам громогласно возгласил с неба, говоря: Сей есть Сын Мой возлюбленный (ср. Мф. 3:17, 17:5, Мк. 9:7, Лк. 9:35) - Иисус, а не Иоанн; крестившийся, а не крестивший; от Меня рожденный прежде начала времен, а не от Захарии; рожденный от Марии по плоти, а не от Елизаветы появившийся вопреки ожиданию; невозделанный плод ненарушенного девства, а не отпрыск нарушенного бесплодия; с вами живший, а не вскормленный в пустыне. Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, - Сын единосущный, не иносущный: единосущный Мне в том, что невидимо, и единосущный вам в видимом, кроме греха.

Проповеди

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

Тот, в Ком крещение всех, приходит креститься, чтобы явить Себя в Иордане.

Иоанн, увидев Его, руки простер и так, умаляя, промолвил:

Господи, крести себя Сам, ибо крещеньем Своим очищаешь Ты всех!

Чиста купель у Тебя: источник, в котором святость и совершенство.

Говорит наш Господь: так Я хочу - приблизься, крести Меня сам,

Ибо не можешь противиться Моему ты желанью креститься от тебя, как хочу…

Стремлюсь, и угодно так Мне, почему ж, Иоанн, ты колеблешься?

Оставь же почтительность: приди и крести, чего ж ты стоишь?..

Страх перед Господом пусть не держит тебя исполнить желанье Мое…

Для того ты и призван, чтоб крещенье Мое совершить.

Крещеньем Моим освятятся воды, и огонь, и Дух от Меня примут,

А если не крестишь Меня, то воды не станут способны рождать младенцев бессмертных.

Молчали силы небес, наблюдая, как нисходит Жених в Иордан.

Крестился Святой и тотчас поднялся, и сияет свет Божий над миром.

Открылись неба врата, и свыше послышался голос Отца:

Сей есть Сын Мой возлюбленный - покайтесь и чтите Его, все народы!

Изумились все зрящие Духа, увидев, как нисходит в свидетельство славы о Нем.

Богоявленьем Своим Он возрадовал всех, ибо явлением сим миры освятились.

Окончил я песнь о Господе Нашем и Иоанне.

Гимны на Рождество

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

В отношении Бога не следует понимать телесным образом: непостижимое рождение Сына, бесстрастное рождение Отцом. За пределами всякого понимания: Отец из Себя рождает Сына как Бог истинный Бога истинного.

Пять книг о вере (к Грациану Августу)

Августин Аврелий, блж. (†430)

И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

Здесь ясно представлена Троица: Отец - голосом, Сын - человеком, Дух - голубем.

Трактат на Евангелие от Иоанна


В некоторых местах Писания Троица являет Себя через творения как по отдельности, так и поочередно: Отец - в голосе: Ты Сын Мой; Сын - в человеке, рожденном от Девы; Дух Святой - в телесном облике голубя. Все это явлено по отдельности, но Троица ни в коем случае не раздельна. Чтобы лучше представить себе это, вспомним о нашей памяти, разуме и воле. Хотя и перечисляем их здесь по отдельности, тем не менее не можем что-либо делать или что- либо говорить, воспользовавшись из них чем-то одним. Не следует полагать, однако, что этот пример дает точное сравнение с Троицей и что Она складывается из частей. Кто станет спорить о том, что в сравнении нет полного соответствия между частями? И разве можно Творцу приписать сходство с творением?

Послания


Каждый из евангелистов имел в виду слова гласа небесного, однако некоторые из них пересказали смысл сказанного своими словами так, однако, чтобы получившаяся фраза по-прежнему соответствовала выражению: В Тебе Мое благоволение, то есть через Тебя совершается то, что Мне угодно (ср. Лк. 3:22, Мф. 3:17).

О согласии евангелистов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 9-11 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

Не за отпущением грехов Иисус приходит ко крещению, ибо греха Он не сотворил, равно и не для получения Духа Святаго, ибо как могло Иоанново крещение даровать Духа, когда оно не очищало грехов, как я сказал? Но и не для покаяния идет Он креститься, поскольку Он был больше самого Крестителя (Мф. 11:11). Итак, для чего же приходит? Без сомнения, для того, чтобы Иоанн объявил о Нем народу. Поскольку многие стеклись туда, то благоволил прийти, чтобы засвидетельствовану быть пред многими, кто Он, а вместе и для того, чтобы исполнить «всякую правду», то есть все заповеди Закона. Поскольку послушание крестящему пророку, как посланному от Бога, было также заповедь, то Христос исполняет и сию заповедь. Дух сходит не потому, чтобы Христос имел нужду в этом (ибо по существу Он в Нем пребывает), но чтобы ты знал, что и на тебя при крещении сходит Дух Святый. При сошествии Святаго Духа тотчас изречено и свидетельство. Поскольку Отец говорил свыше: «Ты Сын Мой», то, чтобы слышавшие не подумали, что Он говорит об Иоанне, сходит на Иисуса Дух, показывая, что это сказано о Нем. Небеса же отверзаются для того, чтобы мы знали, что они отверзаются и нам, когда мы крещаемся.

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

Разверстие небес и низшествие Духа сами по себе были уже разительным свидетельством о Божественном достоинстве Крещаемого, ибо кому когда разверзались небеса? На кого сходил таким образом Дух? Но чтобы не осталось ни малейшего места сомнению, чтобы еще полнее засвидетельствовать, как велико участие неба в том, что происходило теперь на земле – «глас бысть: сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих».

Для кого сей глас? Для Иоанна, если только он мог слышать, после того, что видел; для учеников Иоанновых, из коих некоторые могли находиться вблизи; для всех Иудеев, кои имели услышать потом о чудесах, случившихся при крещении Иисуса; наконец, для всех нас, кои, последуя сему гласу, признаем и исповедуем в Сыне Марии Единородного от Отца, нашего Спасителя, Господа и Судию.

Не мог ли быть нужен сей глас в каком-либо отношении и для Самого Крещаемого? Разве для Его беспредельного смирения, которое всегда готово было отказаться, если можно, от самой славы Своего великого предназначения (Флп. 2:6, 17; Мф. 26:39).

Слово в день Крещения Господня


Дважды только, во все пребывание на земле Сына Божия, слышан был глас к Нему Отца: при Иордане и на Фаворе; и в том и другом случае – един и тот же. Как после сего должен быть важен глас сей! И для кого он, если не для нас? Для Самого Сына? Но Он, будучи Сыном «любве Отчей» (1Ин. 2:15), и без того знает совершенно, как Его любит Отец. Для Иоанна? И он же «возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?» (Мф. 3:14) Следовательно, знал, Кого крестил. Для учеников Иисусовых? Их еще не было при Учителе. Для народа Иудейского? И его нисколько не видно при Крещении Иисусовом. После сего, что значит глас с неба, как не слово и проповедь ко всему миру! Что же вещает Отец? «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих!» О любезного и сладчайшего гласа! Итак, чего ожидали праотцы, о чем предвозвещали пророки, что прообразовал закон и обряды, чего чаяла и о чем воздыхала вся тварь, то самое исполнилось во всей силе: Бог, Сам Бог и Господь явися нам! И как явися? Облеченный нашей плотью, приняв на Себя наши грехи, принесши нам всю Свою премудрость и правду, всю жизнь и все благословения. О радости и торжества истинно всемирного! Злополучные праотцы рода человеческого, восстаньте из персти и поклонитесь Тому, Который, будучи Сыном Божиим, благоволил соделаться и вашим сыном, дабы стереть главу змия, вас прельстившего! Законодатель Синая, спеши на Иордан узреть уже не следы славы Божией, а самое лице Божие, которое так пламенно желал ты видеть, и не видел: ибо теперь, «видевый… Сына, виде Отца» (Ин. 14:9). Мудрец Израилев, перестань и ты вопрошать: «аще истинно вселится Бог с человеки на земли!» (3Цар. 8:27). Он вселился истинно, приобщился крови нашей так, что теперь ничто не разлучит плоти и в ней нашего человечества от Его Божества.

Но что за сила Божественного гласа? Для чего свидетельствует так о Возлюбленном Сыне Отец? Для того, дабы мы не могли не узнать, что нам даровано Его безпредельной любовью, дабы познали Сына, прияли Его, как должно, и приняли от Него все, что Он принес нам от Отца Его и нашего, Его по естеству, нашего – по благодати. «Вы, – как бы так вещает нам с неба Отец, – удалившись от Меня, находитесь во тьме и сени смертной; никакие усилия вашего разума не могут извести вас из сей тьмы; вот вам Свет и Источник всякого света, Наставник, в Коем все сокровища премудрости и разума: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный!» – Вы, увлекшись змииным советом, сделались неоплатными должниками пред Моим правосудием, впали в тяжкий плен греха и страстей, так что самая добрая воля наша, при всех усилиях, не в состоянии расторгнуть сих уз, исторгнуть корень прирожденной порчи; вот вам Решитель всех долгов и уз, Целитель душ и сердец, Который возьмет от вас все ваши неправды и подаст вам всю Свою правду: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный!» Вкушение плода запрещенного внесло в вашу природу семена тли и разрушения; вооруженная жалом греха смерть поражает вас на каждом шагу вашей жизни, и нет избавляющего; вот вам Владыка жизни и смерти, Который, имея «живот в Самом Себе» (Ин. 5:26), подобно Мне, всех, «ихже хощет, живит: Сей есть Сын Мой Возлюбленный!» (Ин. 5:21) Над вами носится темная власть «имущего державу смерти» (Евр. 2:14), духа злобы поднебесной, который, погубив праотца, силится погубить и всех вас, его потомком; для сражения с ним, для низложения его потребны оружия не плотские, коих нет у вас; вот вам Давид, Который может низложить сего гордого Голиафа: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный!» Он со всею верностью приведет в действо все Мои благие советы о вас и вашем спасении; Он исправит все, что в вас и природе вашей есть нечистого, богопротивного и смертоносного. Он откроет вам все пути к достижению цели бытия вашего, к возвращению на путь правды и блаженства, к соединению со Мною.

Итак, оставив все недоумения, всякую болезнь и всякую гордость, приимите всем сердцем, всем существом вашим Возлюбленного Сына Моего, к вам ниспосланного: «Того послушайте!» Идите за Ним всюду, куда Он ни поведет вас, делайте все, что ни повелит вам; скажет: любите врагов, – любите; скажет: возьмите крест, – берите; велит распять на нем плоть, – распинайте! Он знает, что повелевает, и на все, что повелено, подаст вам силы. «Сей есть Сын Мой Возлюбленный: Того послушайте!»

Беседа на день Богоявления Господня

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

9. И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
10. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
11. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

«И было в те дни» и пр.:
см. прим. к Мф.3:13-17.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-11 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. (См. Мф.3:16) И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (См. Мф.3:17)

У евангелиста Марка, как и у Луки, голос Бога обращен прямо ко Христу, тогда как у Матфея – к третьему лицу, вероятно, к Предтече)

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible