Скрыть
Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его, и вселенная и все живущие в ней.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Горы поколебались пред Ним, холмы опустели, и земля содрогнулась пред лицом Его, и вселенная, и все живущие на ней

Можно и просто понимать это в том смысле, что при кончине мира, когда Спаситель придет в величии Своем, и горы и холмы, и мир и земля и все сотрясется. Ибо если при страдании Его солнце скрылось, камни расселись и земля потряслась (Матф. 27; Лк. 23), то тем более при славе Его все придет в смятение. В иносказательном смысле (figuraliter) под горами и холмами надлежит понимать всех, занимающих высокое положение и сильных, которые при пришествии Господа падут на землю и, будучи низвержены с трона своего, будут лежать на полу. Ибо лице… Господне на творящие злая, еже потребиши от земли память их (Псал. 33, 17). Тогда и земля содрогнется, и мир и вселенная поразятся ужасом пред лицом Господа, и это будет служить величайшим мучением и наказанием, что они не осмелятся взирать на лице Его.

Книга толкований на пророка Наума

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Запретит Он морю, и оно высыхает, и все реки иссякают; вянет Васан и Кармил, и блекнет цвет на Ливане

Начинает повествование о таких событиях, о которых они сами знают и которые они сами испытали, оставляя в стороне самые древние. Когда покровитель Бог вывел Израиля из земли нечестивых Египтян и избавил его от нестерпимого их владычества; то Он переводил их чрез средину моря и повелевал им ходить как бы по суше, ибо «огустеша яко стена воды» (Исх.15:8), воды сделались как бы стеною, по написанному. Итак Он запретил морю и оно сделалось удобопроходимым как некая суша. Но если бы кто захотел с мыслями этих слов привести в связь прежнее изречение, разумею: «Господь: в скончании и трусе путь его», – то будет вправе рассуждать и таким образом. Господь всяческих, едва не истребив и сокрушив землю Египетскую, бывшими в ней знамениями и смертью первенцев (ибо они погибли в одну ночь и все наполнилось плачем и воплем), перевел, как я сказал, Израиля посредине моря, при указании ему пути облаком небесным. Нечто подобное сказал и блаженный Давид, воспевая так: «Боже, внегда исходити тебе пред людьми твоими, внегда мимоходити тебе в пустыни: земля потрясеся, ибо небеса кануша» (Пс.67:8–9). Землею же потрясенною, как я думаю, называет Египет. А что облако покрыло сынов Израилевых, предшествуя им и никому другому невидимое, в этом удостоверит и божественный Павел, говоря, что «отцы… Израиля крестишася вси во облаце и в мори» (1Кор.10:1–3). И пророк присовокупил, что иссушается море и пустеют реки, приводя на память другое чудо; ибо когда они вошли в землю обетования, при Иисусе, предводительствовавшем ими после Моисея, тогда в стране той опять остановился Иордан, так как всемогущий Бог непонятными узами останавливает течение вод. И блаженный Давид признавал это за величайшее чудо, так говоря: «обращаяй море в сушу, в реце пройдут ногами» (Пс.65:6); а ногами опять они перешли Иордан. Если же говорит, что иссушаются все реки; то этим повелевает верить, что случившееся с одною по мановению Божию может случиться и со всеми. Но некоторым кажется, что до смысла изъясняемых слов можно дойти некоторым иным способом. Если, говорит, Господь всяческих захочет сделать нападение на Ниневию: то конечно сделает это «в скончании и трусе»; ибо истребит ее, и обширную и подобно морю наводняющую другие народы воинами без труда поколеблет ее и немедленно иссушит ее. И хотя бы народы, обитающие в ней, говорит, выступили подобно горным потокам, – она непременно пустеет. При всем том морем и реками, производящими наводнение и потоп, мы называем и лукавые и противные силы, и прежде всего сатану. Но Христос иссушил все их могущество и древле неодолимое поверг под ноги поклонников Своих.

Ст. 4-5 Запретит Он морю, и оно высыхает, и все реки иссякают; вянет Васан и Кармил, и блекнет цвет на Ливане. Горы поколебались пред Ним, холмы опустели, и земля содрогнулась пред лицом Его, и вселенная, и все живущие на ней

Пророческое слово тотчас же приводит и другие доказательства того, что божественной Природе принадлежит всемогущая и неодолимая власть. Васанитида есть страна цветущая и плодоносная. Кармил же и Ливан суть горы, одна иудейская, другая финикийская; обе весьма богаты деревьями и славятся тенистыми лесами. Все эти места, говорю, Васанитиду и находящуюся около этих гор страну населяли сильные и весьма воинственные племена, и сыны исполинов, по написанному (Втор.1:28). Однако же они были иссушены и при содействии Бога были побеждены сынами Израилевыми, которые наследовали их землю. Подобное как бы говорит опять: страны, некогда изобиловавшие страшными и весьма могучими мужами и как бы лесами гордившиеся многочисленными воинами, погибли и, потерпев истребление жителей, находятся в запустении. Это, думаю, и означает выражение, что они умалились. Посему: каким же образом по мановению Божию не могла бы быть завоевана славная Ниневия? Кроме Васанитиды и Кармила, «и процветающая Ливана оскудеша». Ливан же, как я сказал, есть гора финикийская; ее именем обозначает и всю страну, находящуюся при ней и вокруг нее. Процветающими же Ливана называет древних царей Дамаска и Финикии, которые некогда подпали под власть сынов Израилевых; ибо были побеждены, хотя имели очень многочисленное войско и хвалились сильными и трудноодолимыми союзниками. Читая книги Царств, мы увидим, что царство Дамасское было опустошено некогда царями из колена Иудина. Итак, «оскудеша процветающая Ливана», то есть, иссохло и погибло большей частью и то, что в Финикии было самого лучшего на Ливане, то есть, тамошние правители государственных дел. И что говорить об этом, говорит, когда по воле Божией, без малейшего труда потрясутся и самые горы и холмы приподнимутся, а вся земля с обитателями ее отодвинется назад, то есть, возвратится в ничто и будет опять как бы не существующей? Ибо Сотворивший ее в начале, легко может и уничтожить ее совсем, и все великое (для человека) есть для Него совершенное ничтожество. Кажется и блаженный Давид имел сходные с изъясняемыми мысли, когда говорил: «что ти есть море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? Горы, яко взыграсте яко овни, и холми яко агнцы овчии? От лица Господня подвижеся земля» (Пс.113:5–7). Как уже прежде сказал, – в трусе путь его. А что вся вселенная покажется ничтожной, и все находящееся на ней не будет иметь никакого значения в глазах того, кто захотел бы сравнить их с божественной и неизреченной славой, в этом удостоверит пророк Исаия, говоря: «аще вси языцы, аки капля от кади, и яко претяжение веса вменишася, и аки плюновение вменятся. Дубрава же Ливанова не довольна на сожжение, и вся четвероногая не довольна на всесожжение, и вси языцы яко ничтоже суть, и в ничтоже вменишася. Кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте его» (Ис.40:15–18)? А еще некоторым думается, что удобно можно допустить, что здесь непрямо говорилось о самой Ниневии. Они хотят сравнивать ее с Васаном, как прекраснейшей и славной страною, а потом с Кармилом и Ливаном, славными и известнейшими горами. А Ниневия была достойна удивления и знаменита. О ней говорит: «умалися», так как она в скором времени будет ниспровергнута вместе с процветающими в ней, то есть, с начальниками и вождями и другими более известными людьми. А поскольку он упомянул о горах и стране, богатой прекрасными деревьями, говорю, о Васанской; то он удержал метафору во всей речи и цветущими назвал или весьма известных своим богатством, или отличающихся крепостью телесной, или отличающихся от других иными какими-нибудь преимуществами.

Размышляющий же о наглых поступках Иудеев против Христа и понесенном ими опустошении и всецелом сокрушении и погибели после Его воскресения и вознесения на небо, – по справедливости может отнести рассматриваемые слова к Иудеям; под Васаном и Кармилом и даже Ливаном по справедливости может быть подразумеваема Иудея. Васану она подобна, поскольку она названа землею, текущею медом и млеком, землею пшеницы, и маслин и виноградников. Кармилом же и Ливаном названа потому, что высоко вознеслась слава ее, сделалась она знаменитой и известной, и величалась жителями своими, как бы нескончаемыми лесами; но «умалися», говорит, она; и преданные в руки страшных и весьма могучих дровосеков, они пали подобно деревьям. На нечто подобное намекает и Захария, как бы говоря к Иерусалиму: «разверзи, Ливане, двери твоя, и да пояст огнь кедры твоя: да плачевопльствить питись, зане паде кедр, яко вельможи вельми обеднеша: плачевопльствите, дуби Васанитидстии, яко посечеся дубрава насажденная» (Зах.11:1–2). А в другом месте говорит еще яснее: и будет плач Иерусалима как плач гранатового сада в поле посекаемого (Зах. 12, 11). Поскольку Иерусалим он уподобляет Ливану, то кедрами падающими и питисом и дубом Васанским он называет людей, занимающих в нем высокое положение: здесь речь, как я сказал, переносная (метафорическая).

Толкование на книгу пророка Наума

Феодорит Кирский, блж. (†457)

1:4-7. Запрети́т Он мо́рю, и оно́ высыха́ет, и все ре́ки иссяка́ют; вя́нет Васа́н и Карми́л, и блёкнет цвет на Лива́не.
Го́ры трясу́тся пред Ним, и холмы́ та́ют, и земля́ коле́блется пред лицо́м Его́, и вселе́нная и все живу́щие в ней.
Пред негодова́нием Его́ кто устои́т? И кто сте́рпит пла́мя гне́ва Его́? Гнев Его́ разлива́ется как ого́нь; ска́лы распада́ются пред Ним.
Благ Госпо́дь — убе́жище в день ско́рби, и зна́ет наде́ющихся на Него́.


И давая знать, как удобно совершает Бог все, что угодно Ему, Пророк присовокупил: «Запрети́т Он мо́рю, и оно́ высыха́ет, и все ре́ки иссяка́ют; вя́нет Васа́н и Карми́л, и блёкнет цвет на Лива́не». Если соизволит в ничто обратить всю воду в море и реках; то во мгновение может сделать это. И доказательством сему Пророк представил то, что совершилось уже.  Восхотев подвергнуть наказанию обитающих в Васанитиде, на Кармиле и Ливане, предал их вам; а вы, опустошив их поля, разграбив города и поработив жителей, предали совершенному запустению. Поелику иные полагали, что Он есть Бог Иудеев только, Пророк не без причины научает, что Он единым мановением сотрясает горы и холмы, и всю землю с обитающими на ней. Слова же: «ужасеся земля» Акила перевел: «оцепенела», а Симмах: «подвиглась».
Если превозносящихся своею властью и думающих о себе, что в них крепость камней, без всякого затруднения сокрушает и стирает; кто в состоянии противиться посылаемому от Него наказанию?
Но как легко низлагает горделивых, так «благ Госпо́дь — убе́жище в день ско́рби, и зна́ет наде́ющихся на Него́». Показав, как благорасположен к переносящим налагаемые на них наказания и не произносящим ничего богопротивного, снова ведет речь о наказании нечестивых.

Толкование на Пророка Наума

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-6 Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его, и вселенная и все живущие в ней. Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним

К указанным доселе проявлениям гнева Божия пророк присоединяет (ст. 5) новое: от действия гнева Божия приходят в сотрясение, колеблются в своем основании не только горы и холмы, во и вся вселенная с обитателями ее (образы весьма обычные и в поэтических и пророческих священных книгах Ветхого Завета (Пс XVII:8; ХСVI:4-6; Ам VIII:8; Мих I:4 и мн. др. ). В ст. 6 делается вывод из сказанного в трех предыдущих стихах (3-5), причем пророк употребляет вопросительную форму речи вместо категорического отрицания: «никто не устоит пред яростию и гневом всемогущего Бога, никто не может стерпеть всепоедающий огонь суда Божия». Изображения суда Божия в виде всепоедающего пламени (Быт XIX:24; Чис XI:1-3; XVI:35; 4Цар I:10, 12; Иов I:16), равно как и наименование Бога, огнем поядающим (Втор IV:24) были очень знакомы Израилю. Посему из изображения гнева Божия сама собою вытекала неизбежность будущей гибели Ассирии, нечестивой и надменной, своими беззакониями превысившей меру долготерпения Божия и вызвавшей действие суда Божия. «Если превозносящихся своею властью, и думающих о себе, что в них крепость камней, без всякого затруднения сокрушает и стирает; кто в состоянии противиться посылаемому от Него наказанию?» (блаж. Феодорит, с. 8).

См. также Толкование на Наум. 1:2

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible