прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев) (цитаты) (543)

В человеческом сердце гнездятся: гордость, презорство, злость, зависть, самолюбие, непослушание, леность, упорство, блуд, ложь, двоедушие, обман, недоброжелательство, злорадство, злопамятство и всякий грех.

Люди дремлют и спят духовно, в наслаждениях своих – в погоне за корыстью и почетом, – спят долго телесным сном, и расслабляют тем свои сердца, делаются ленивыми и неподвижными на молитву и благодарение Богу.

Крайне мало или нет в нас вовсе любви Божией, ибо только нам представится повод ко греху, например, плотскому сладострастию или к неприязни, ненависти, зависти, непокорности – мы тотчас увлекаемся, блазнимся лицом красивым или некрасивым, и любовь к Богу и ближнему разлетается в прах, является в нас крайняя непоследовательность, нелепица мыслей, и чувств, и расположений сердечных…

Гнусливый, скаредный демон всех и всего гнушается, особенно святыни Божией и всех святых, и крепко нудит нас гнушаться друг друга, особенно низших и нищих, слабых, больных и обессиленных, коим надо сочувствовать и коих тяготы нужно сносить по заповеди Христовой.

Человечество развращается из-за неверия, из-за гордости и страсти к преобладанию, страсти к наживе, обогащению, роскоши, пиршествам, пьянству и вакханалиям, к театрам и ристалищам – и делается трупом.

В молитве и во всяком деле своей жизни избегай мнительности и сомнения и диавольской мечтательности. Да будет око твое душевное просто, чтобы было все тело твоей молитвы, твоих дел и твоей жизни светло.

Как отрадно быть уверенным в том, что есть Существо, которое любит меня искреннейше, горячайше, больше, чем кто-либо и все вместе на свете – до того, что дает мне ежедневно есть плоть Свою и пить кровь Свою.

Молитва – это духовная пища. Как телесная пища оказывается почти безвкусной, когда мы употребляем ее очень спешно, так и духовная пища теряет свой вкус для нашей души, когда мы произносим слова молитвы очень спешно, с намерением скорее кончить, даже отзывает горечью в нашем сердце.

Что за повреждение в моей природе! Грех, страсть всегда меня обманывают, всегда горьки по своим плодам: и я, однако ж, вовлекаюсь в них легко; добро, добродетель всегда правы, всегда верны, успокоительны, благотворны по своим последствиям для души: и я с трудом достигаю их!

Невидимая рука подает нам и пищу, и питие, и лакомства, и игрушки, как отец – детям; а мы, как недобрые дети, неблагодарны ей, даже как будто не хотим знать ее. А эта невидимая рука – Бог.

Противься всякой дурной мысли, всякой страсти и привязанности к вещам тленным, всякому чувству вражды или неприязни к другим: и Бог поможет тебе; мысли добрые, чувства возвышенные, духовные, чувства любви возьмут в тебе перевес.

Диавол будет отклонять тебя от Бога безверием, безнадежностью или отчаянием, сухостью или холодностью сердечной, помрачением ума; будет наклонять твое сердце к страстям, которые еще гнездятся в тебе: и ты стой твердо, призывая в помощь Господа Иисуса.

Все связано последствиями: один грех, одна погрешность, едва ли не всегда есть зародыш, семя другого греха, другой погрешности. Плевелы плодовиты до невероятности: они заглушают даже пшеницу, хотя они и не были сеяны.

Терпение и смирение необходимы на каждом шагу: терпение – потому, что с нами случаются часто неожиданные и непонятные неприятности, которые мы старались удалить; – смирение – для того, чтобы с покорностью высшей воле переносить случающиеся неприятности.

Помни, что вера прямо верует, но не рассуждает, не умозаключает; видит непосредственно, но не ищет, так сказать оптических стекол для своего видения. Эти оптические стекла – действие рассудочного мышления. Рассудок со своим сложным, формальным мышлением имеет свою область; вера – не его область, не его дело.

Дивна сила имени Господня Креста Животворящего! Страсть ли какая есть в сердце, тяжелая ли, непонятное томление – сделай из пальцев правой руки спасительное имя Господа Иисуса, ударяя ими по чреву, и страсть или томление сейчас пройдет.

Изображай же при каждой страсти с сердечной верой крестное знамение, где будешь чувствовать тяжесть, там особенно и полагай спасительное знамение. При этом помни, что не напрасно Церковь говорит о силе креста и в молитвах своих просит у Господа даровать нам, между прочим, силой креста Его, разные духовные блага.

Молитвы домашние суть как бы введение, приготовление к молитве общественной, церковной. Поэтому, кто не привык молиться дома, тот редко может молиться усердно и в церкви. Свидетель этому – опыт. Каждый может проверить это на себе.

Какой безделицы недостает иногда для счастья человека, – для его мира с самим собой и с Богом. Много есть людей несчастных с виду и внутренне; но если разобрать их несчастье, то окажется, что оно – от их глупости, от их пристрастия к тем или другим вещам! Боже! просвети умы наши.

Господь, по-видимому, медлит вторым – славным пришествием Своим для того, между прочим, чтобы больше народилось сынов царства небесного. […] Еще для того медлит, что Он не хочет смерти грешника, но, чтобы все в покаяние пришли и спаслись.

Когда я – Божий, тогда мне хорошо, а когда свой – худо; то есть когда я по вере и добрым мыслям, словами и делом близок к Богу, тогда у меня мир и радость на душе, а когда неверием или сомнением, недобрыми мыслями, желаниями и делами удаляюсь от Него, тогда скорбь и теснота в бедной душе моей.

Спаситель во всю жизнь страдал неправедно от людей, потом прославился в Своем воскресении и вознесении на небо. И ты, подобно Ему, не убегай несправедливых и справедливых страданий: и ты также прославишься в воскресении и вознесении на небо.

Введи верой в сердце твое Христа и ничто никогда не смутит тебя. Но введши Его в сердце, удержи Его там: Он так благ, что позволяет удерживать Себя. Пусть Он живет в тебе и говорит тебе: «Аз есмь, не бойся» (Ин.6:20).

Небоязненное, твердое обличение народа в грехах есть признак великой святости обличающего, или даже Самого Божества Того Лица, Которое обличает: креститель Иоанн, все пророки и апостолы, мученики, преподобные, сам Господь Спаситель. Мы обыкновенно больше льстим народу, стыдимся или боимся высказывать всю правду.

Диавол то поражает нашу душу смущением и страхом в то время, когда нужно быть добрым, трезвым, то расслабляет ее порывами к смеху. И в том, и в другом случае – горе для души: она умирает от греха и внутренней тоски.

При помыслах неверия прежде всего поверь, что ты великий грешник (а этому последнему нельзя не верить, потому что ежедневный опыт твердит об этом всякому, и голос совести вопиет о том непрестанно); тогда поверишь и тому, во что не веруешь.

В довольстве малым заключается счастье человека. Страсти от недовольства. Будь доволен, или научись быть довольным тем, что имеешь и будешь счастлив. Возобладай своим сердцем и будешь иметь в самом себе источник счастья.