Цитаты свт. Феофана Затворника (985)

Пока последним судом не разделены верующие, все они, и живые и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, в духе доброхотства и любительного общения, и живые и умершие, – не разгораживаясь пополам умиранием.

Исходная точка их омрачения та, что наша последняя цель будто на земле. Но она не на земле. На земле начало жизни – приготовительный ее период, – а настоящая жизнь начнется по смерти. И особенный исключительный способ приготовления – благодушное терпение теснот, лишений и скорбей.

Представлять Христа Спасителя распятого, – или как вы проходите всю жизнь Его и молитесь Ему соответственно воспоминаниям, – ничего. Хорошо так делать и разогревать тем душу свою. Это есть спасительное богомыслие – самая естественная пища души.

Падение причиняет акт греховный. Акт бывает греховен, когда есть произвольное соизволение на дурное. Грешны мысли, когда произвольно дают им место в душе. Но когда мысли лезут сами, душа же их не хочет и противится им, тут нет греха, а борьба добрая.

Когда дела грешные прекращены, борьба переходит внутрь, в сердце… Главное тут помыслы; за помыслами тянутся сочувствия, за сими – пожелания; за этими – склонения на дела, согласия, решения… Сими последними совершается внутренний грех.

На воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение, и в ветхом и в новом завете. А у нас сколько князей прославлены мощами? кои однако ж воевали. В Киевопечерской Лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтоб они не подверглись плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России? и как было не воевать с ними.

Вы – будущий воин! Война дело – бодро стоять и всегда быть готову вступить в схватку с врагом, себя не жалея и врагу не поблажая. Теперь, по очищении совести – причащении Св. Христовых Таин – к обычному состоянию должно придти воодушевление. У воина воодушевление делает его потоком сильным и быстрым и все сокрушающим на пути.

Трезвение есть духовное художество, которое, если постоянно и усердно проходить его, всеконечно с Божиею помощью, избавляет человека от страстных помыслов и слов и от худых дел; дарует тому, кто его проходит, твердое разумение Бога непостижимого…

Когда, где, сколько стоять на молитве и какие употреблять молитвы – всякий может определять по своим обстоятельствам: увеличивать, умалять, передвигать время и место – все направлять к тому, чтобы внутренняя молитва совершаема была как следует.