Иконопочитание (11)

Иконы Спасителя во всяком доме православном изображают Его вездеприсутствие, Его владычество на всяком месте, а образа святых – соприсутствие или близость к нам святых по благодати Божией, как членов единого тела Церкви, соединенных под единым Главою Христом.

Иконы в храмах необходимы для успеха молитвы: они необходимо требуются существом нашим. Молясь, мы естественно усиливаемся живо представить в душе образ Того Лица, Которому молимся, и без живого представления нет успеха в вере и молитве, – хотим очами сердца видеть Лице, якоже есть (1Ин. 3:2). А Церковь этому требованию нашей природы только помогает, когда предлагает нам иконы.

Стоя пред иконою Спасителя, стой как бы пред Самим Господом Иисусом Христом […]. Стоя пред иконою Божией Матери, стой как бы пред Самою Пресвятою Девою; но ум твой храни безвидным: величайшая разница быть в присутствии Господа и предстоять Господу, или воображать Господа.

Наиболее почитаемые у нас иконы Божией Матери – Казанская и Владимирская. Их значение в жизни русского народа огромно. Они сделались всенародной святыней и знамением Небесного Покрова над Русской Церковью и нашим Отечеством.

Если усомнишься, освящена ли икона Божией Матери, пред которой молишься, то ведай, что Сама Первообразная Владычица преосвященна уже тысяча девятьсот лет еще во утробе родителей Ее – Иоакима и Анны, потом по рождении и во храме Иерусалимском и, наконец, неизреченным воплощением от Нее Бога Слова…

Иконопочитание является для нас не чем-либо второстепенным, но той основой, на которой мы должны строить наше христианское делание. Оно говорит нам, что Христос не только Бог, но и человек, что Он пришел восстановить образ падшего праотца, что образ этот в себе очищали на земле святые и что то же можем и должны делать и мы.

…Не только, кланяясь иконе Самого Спасителя, мы воздаем честь Ему, но подобно этому, почитая святых Его угодников и их иконы, мы в их лице воздаем почесть Тому же Первообразу – Богу, по образу Которого они были созданы, которому и уподобились.

…Пишешь, что иногда от брани хульных помыслов не можешь взглянуть на икону. Чтобы помыслы меньше стужали тебе, можешь изредка только взглядывать на иконы, но должна знать, что иконы только для глаз внешних, и потому, стоя на молитве, мы должны помнить, что предстоим перед Богом. Икону же воображать во уме ни в каком случае не следует.