Цитаты о духах (411)

Есть бес, который, как только мы возляжем на одр, приходит к нам, и стреляет на нас лукавыми и нечистыми помыслами: чтобы мы, поленившись вооружиться против них молитвою, и уснувши с скверными помыслами, объяты были потом и скверными сновидениями.

Иногда бесы отступают и сами собою, чтобы ввести нас в беспечность. Но потом внезапно нападают на бедную душу, расхищают ее, и до такой степени приучают ее к порокам, что она после того уже сама себе наветует и против себя воюет.

Во всех деяниях, коими стараемся мы угодить Богу, бесы выкапывают нам три ямы: во-первых борются, чтобы воспрепятствовать нашему доброму делу: во-вторых, когда они в сем первом покушении бывают побеждены, то стараются, чтобы сделанное было не по Богу; когда же и в сем умышлении не получают успеха, тогда уже, тихо подкравшись к душе нашей, ублажают нас, как живущих богоугодно.

Все мы посмеваемся друг над другом, а лукавый посмевается над всеми нами. Он налагает на нас оковы и возбуждает в нас смех, желая тем уверить нас, что нет на нас оков его. Опутывает нас узами и приводит в упоение, желая оставить нас в ложной уверенности, что и не связывал нас.

Лукавый раздражает нас против того, кто делает нам вразумления, чтобы лишить нас пользы. Возбуждает в нас нерасположение к благонамеренным советникам, чтобы не нашли мы в них для себя опоры. Советует воздавать им злом, чтобы увеличить наш позор на Суде.

Гнусливый, скаредный демон всех и всего гнушается, особенно святыни Божией и всех святых, и крепко нудит нас гнушаться друг друга, особенно низших и нищих, слабых, больных и обессиленных, коим надо сочувствовать и коих тяготы нужно сносить по заповеди Христовой.

Диавол будет отклонять тебя от Бога безверием, безнадежностью или отчаянием, сухостью или холодностью сердечной, помрачением ума; будет наклонять твое сердце к страстям, которые еще гнездятся в тебе: и ты стой твердо, призывая в помощь Господа Иисуса.

Оставь угождение диаволу в различных мирских забавах, послушайся Спасителя, возвестившего: «Горе смеющимся ныне! Горе насыщенным ныне» (Лк.6:25)! Вопреки завещанию Сына Божия, диавол установил балы, театры и прочие забавы; деньги те приносятся в жертву диаволу, кои могли бы быть принесены в лице нищих Господу Иисусу Христу, Который воздаст дающему милость сторицей в будущем веке.

…Остерегись от сети диавола, который внушает непременно человеку приняться за жительство и подвиги, превышающие силы его: диавол делает это с тем умыслом, чтобы истощить преждевременно силы человека и сделать его неспособным ни к какому душеполезному занятию.

Признаки присутствия злого духа в человеке: внутренности стеснены необыкновенно, дыхание трудное, голос дрожащий, выражение лица и глаз страдальческое, смутное; деятельность мысли и чувства подавлены; весь человек связан.

Раскидывает нам диавол сети свои, когда нам влагает злые мысли: неверие, сомнение всякие, хулы на имя Божие, отчаяние и прочее. Это и подобное чувствуют на себе души благочестивые и против него сражающиеся. От этих сетей предостерегает нас Божие Слово: трезвитесь, бодрствуйте, по тому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою (1Петр. 5: 8–9).

Демон не завидует подобному демону, но человеку; а человек человеку, брат брату, сродный сродному, подобный подобному завидует, который должен радоваться с радующимися и плакать с плачущими (Рим. 12: 15), как учит апостол; чему нельзя не удивиться или, более того, чего оплакать достойно невозможно. Так-то сатана ядом своим заразил сердце наше!

Видим, что он [диавол], когда сам не может уловить человека, посылает к нему злых людей, служителей своих, через которых как настоящее свое орудие старается уловить его. Отсюда видим много прелестников, хитрецов, обманщиков, которые притворяются добрыми и стараются вкрасться в сердце благочестивое и войти в дружество с ним, но внутри – волки в овечьих шкурах и тайное орудие диавольское.

Когда примечает сатана, враг христианский, что человек старается Богу угождать и так угодные Ему добрые дела творить, то любым способом старается те его дела опорочить, дабы, что внешне похвальное делается, внутри в сердце его не похвально было.

Диавол гонится вслед за нами, христианами, которых Христос, Сын Божий, от рабства его избавил, и хочет снова себе поработить. Так он противится Христу. Христос хочет нас спасти – он хочет нас погубить, и так тщится лукавый дух недейственными Его заслуги сделать и тем славу Его, которая от спасаемых ради спасения Ему бывает, умалить.

Берегись этого злого шепотника [диавола] – да не потеряешь покой душевный. Сколько раз чувствуешь злое какое-нибудь помышление, восстающее в сердце твоем, – знай точно, что тогда приступил враг к душе твоей и дает ей злой совет свой, как змей Еве.

Диавол прельщает и приводит человека к разорению заповедей Божиих, но за это и клевещет на человека пред Богом, потому и клеветником нашим называется (Откр. 12:10). Велики эти козни, лукавство и хитрость пронырливого духа! Прельщает ко греху и клевещет за грех, чем не иного чего, как погибели человеческой ищет.

Гордости начало есть диавол, отступивший от Создателя своего и сделавшийся из светлого ангела князем тьмы. Этим смертоносным ядом как сам заражен, так и наши сердца так сильно заразил, что всю жизнь окаянства того нашего довольно оплакать не можем.

Многие из христиан, видя врагов своих впадшими в какую либо беду или сами их по желанию своему уязвив, радуются и говорят: «Теперь дух мой успокоился». – Почему успокоился дух? – «Вот, мол, враг мой страждет!..» Успокоился дух, но этот дух – дух неприязни, который погибели нашей радуется и при блаженстве сетует.

Враг наш истинный – диавол, который и людей учит, чтоб нас гнали, и так по большей части он является причиной нашего озлобления, а не люди; он нас через людей гонит и озлобляет, и его надобно ненавидеть, а людям соболезновать за то, что его слушают.