Христиане должны помнить, что они святое и страшное имя Божие призывают, поют и хвалят. Как имя Божие, великое и святое, призовут тем языком, который оскверняют срамословием, сквернословием, буесловием, кощунством, клятвой, хулением, злословием и прочим смрадом?

Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих (Пс.140:3). Никаким телесным членом человек не согрешает так, как языком, а особенно трудно его удержать во время скорби и напасти. Потому должно от Бога помощи просить, чтобы помог нам управлять им, и говорить только то, что полезно, а о том, что вредно, – молчать.

Управляй своим глазом, чтобы когда-нибудь чрез зрение не вторглись в тебя стремительные волны вожделения; управляй слухом и языком, чтобы одним не принять в себя всего вредного, а другим не выговорить чего запрещенного.

Не осуждай согрешающего, не восхищай суда Божия, ибо что Христос Себе оставил, в том супротивником не будь Ему. Если и явно глазами своими видишь согрешающего, не поноси его, и не совершай суда в гордости, чтобы и самому за это не пострадать, ибо судящий кого в чем-либо сам за это непременно пострадает. Но милостиво согрешение его покрой…

… Всякому можно судить только себя самого, осмотрительно, осторожно наблюдать за собой во всем, а не расследовать жизнь и поведение других […] Кроме этого еще и потому опасно судить о других, что мы не знаем необходимости или причины, по которой они поступают так или иначе. Может быть, перед Богом правильно или извинительно то, чем мы соблазняемся.

Подобие человека Богу, признанное Богом, доставит человеку блаженную вечность; утрата этого подобия влечет за собою изгнание от лица Божия в мрачный ад, в его огненную пропасть, на вечные страдания.

…Блаженство губит человек, когда оказывается Богу неблагодарным, и беззаконничает, и бывает ниже и беднее всякой твари. Итак, берегись греха, как ядовитого змия, да не лишит тебя христианского блаженства и не ввергнет в беднейшее состояние.

Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным, потому что Бог произнесет суд соответственно не только свойству наших преступлений, но и твоему суду о других.

Кто истинно приносит покаяние, тот не занимается осуждением ближнего, а только оплакивает грехи свои. Ибо всякому собственные грехи довольно доставляют дела, и не оставляют места заботе о чужих.

прп. авва Исайя (Скитский), отшельникВсе цитаты автораИсточник

Язык неосторожного охуждателя, движимый диаволом, ядовитее языка змеиного, потому что он возбуждает свары и горькие враждования среди братий, сеет мятежи и злодейства между мирными и рассеивает многолюдные общества.