Цитаты о покаянии (396)

Некоторые из кающихся снова возвращаются ко греху, потому что не знали скрывающегося в них змия, а если и знали, то не совершенно удалили его от себя, ибо позволили остаться там следам его образа, и он вскоре, как бы зачавшись в утробе, снова восстановляет полный образ своей злобы.

Никакими мелочами не связывайте себя и не засуживайте себя по причине мелочных погрешностей и проступков. То и другое служит источником смущения и уныния. Мелочные погрешности, в которые впадает ежечасно каждый человек, врачуются ежечасным покаянием перед Богом.

Грехи, сделанные словом, делом, сложением помышлений, должно сказать на исповеди отцу духовному, а в тонкое разбирательство духовных качеств […] не должно светскому человеку пускаться: это ловушка, ставимая ловителем душ наших. Познается же она по производимому в нас смущению и унынию, хотя по наружности и облечена в благовидность добра.

Для того чтобы возбудить в себе чувство покаяния, спасительную печаль и плач, непременно должно при воздержании от всех страстей часто заниматься чтением Евангелия, сличать жизнь свою с его святейшими заповедями, принуждать себя к исполнению этих заповедей, вопреки стремлениям и порывам грехолюбивой воли.

Ложась на одр, кайтесь, и вставая, кайтесь; как в цепи звено держится за звено, так в жизни Вашей воздыхание да следует за воздыханием. Так проводите дни, месяцы и годы. Предметом рассматривания Вашего да будут немощи Ваши.

Совершивший многие, великие и тяжкие грехи спасется, когда истинно покается, а кто и меньшие грехи делает, но нераскаянный пребывает – погибнет. Ибо Бог судит не согрешивших, но согрешивших и непокаявшихся, и не смотрит на то, как кто жил, но как ныне живет и кается, и какое усердие, и какое расположение сердца имеет.

Христос Господь всех зовет на покаяние, но кто не кается и не творит дел покаяния, значит, что он Христа не послушал и, на покаяние Им позванный, не повиновался Ему, потому и Христос и Евангелие Его такому не приносят никакой пользы.

Ибо кто своей немощи не видит и не признает, тот и врача не ищет, а ищут его только больные, которые болезнуют сердцем, имеют сердце, уязвленное стрелой греха и печали. Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9: 12), – говорит Христос.

Грешник, когда к Богу всем сердцем обратится и с пути нечестивых сойдет и начнет в покаянии истинном жить, то уже свободен бывает от надлежащего Божьего гнева и уже вместо гнева Божьего на милость Божию надеется и ее ждет.

Иной возражает: я, мол, при смерти могу покаяться. Можешь с таким покаянием и в ад пойти. […] Бесспорно, что должно и при смерти каяться, еще важнее молиться и Бога усердно призывать, ибо особенно тогда великий подвиг душе предстоит. Но до смерти отлагать покаяние – это обман ума, нерадение о спасении и козни диавола, который такую мысль в сердце человеку вкладывает и учит закон Божий бесстрашием разорять…

Блажен, кто непрестанно со слезами взирает на беззакония свои и не услаждается помышлением о тех скверных грехах, какие учинил он в мире сем! Он войдет в чертог радостей и насладится там блаженством с сонмами всех праведных и святых в новом непреходящем мире, на той брачной вечери, которой никогда не оставляют призванные на нее.

Покаяние не совершается до гроба и имеет три свойства, или части: очищение помыслов, терпение находящих скорбей и молитву, т.е. призывание Божией помощи против злых прилогов вражиих. Три эти вещи одна без другой не совершаются. Если одна часть где прерывается, то и другие две части там не тверды бывают.

Иное согрешать от немощи и согрешать удобопростительным грехом, а иное согрешать от нерадения и бесстрашия и согрешать тяжким грехом. Всем известно, что есть грехи смертные и есть грехи удобопростительные, словом или мыслью. Но во всяком случае потребно покаяние искреннее и смиренное и понуждение, по слову евангельскому, с твердым намерением не возвращаться на прежнее…

Есть и такие христиане, которые приносят покаяние, но не все высказывают на исповеди, а некоторые грехи скрывают и утаивают стыда ради. Таковые, по слову апостольскому, недостойно причащаются Святых Тайн, а за недостойное причащение подвергаются различным немощам и болезням, а немало и умирают…

Какое ныне настало время! Бывало, если кто искренно раскается в грехах, то уже и переменяет свою греховную жизнь на добрую, а теперь часто бывает так: человек и расскажет на исповеди все свои грехи в подробности, но затем опять за свое принимается…