Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Исход 8:5
И сказал Господь Моисею: скажи Аарону [брату твоему]: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую.
Прочие
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Олег Стеняев, протоиерей
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Прообразом Креста был жезл Моисея, который превращался в змея и поглотил чародейных змеев, превратил воду в кровь и навел на египтян другие казни (Исх.7,8-25; Исх.8,5-6,16-17). Затем рассек Красное море, показав сухой путь Израилю (Исх.14,21). Он был образом Креста, который потребит адских змиев, обагрит Церковь Кровью Христовой, казнит греховный мир, а новому Израилю сотворит удобный путь к Небу. Об этом поет Святая Церковь: «Крест начертав, Моисей прямо жезлом Чермное (Красное. – Примеч.) море рассек…» и далее. Поэтому как брошенный жезл Моисея становился змеем, когда же брался в руки, становился жезлом, так и Крест Христов отбрасывающим его становится врагом и будет лютым змеем на погибельное угрызение. Нам же, держащимся Креста Господня, он есть жезл силы, посланный от Сиона.
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
6. Аарон простер руку свою на воды Египетские [и вывел жаб]; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.
7. То же сделали и волхвы [Египетские] чарами своими и вывели жаб на землю Египетскую.
Какое значание имели состязания Моисея и Аарона с волхвами Египетскими в чудотворении и вообще чудеса – казни, совершенные над Египтом?
Значение их то, что они представляли как бы борьбу истинной религии, представителями которой являются Моисей и Аарон, с религиею ложною, языческою и с таким же лже-именным разумом, представителями которых являются Фараон и волхвы. Для Евреев эти чудеса – казни раскрывали всю ложность и гибельность язычества, к которому они приобрели в Египте большую склонность (см. Исх.32 ср. Деян.7:42-43 и Иез.20:7-8;Иез.23:3); для Фараона и всех язычников Египта чудесные казни были свидетельством истинности и могущества Иеговы, Бога Еврейского.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-6 И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; если же ты не согласишься отпустить, то вот, Я поражаю всю область твою жабами; и воскишит река жабами, и они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои, и на тебя, и на народ твой, и на всех рабов твоих взойдут жабы. И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую
Вторая казнь состояла в появлении по воле Божией из рек, потоков и озер громадного количества жаб (евр. zephardea). Еврейское «zephardea» производят или от еврейского глагола «zaphar», что значит «прыгать», и арабского слова, означающего болото, так что по этому словопроизводству «zephardea» значит «прыгающая в болоте», или же от арабского слова — «dofda» с значением «вздувшаяся масса». Кроме того, в древнеегипетском языке указывают подходящее по значению и начертанию к еврейскому «zephardea» слово «цефедт», которое употреблялось для обозначения змеи и в то же время было родовым именем пресмыкающихся. Обычное как для Египта, в период после спада вод, так и для других местностей, напр., Галлии, появление жаб в настоящем случае носит черты явления чудесного сверхъестественного: 1) громадное количество жаб появилось совершенно в необычное для Египта время, притом внезапно, по одному мановению жезла Моисеева; 2) вопреки своим привычкам и естественному образу жизни, жабы устремились в дома, на людей, на домашнюю утварь, проникали на постели, в печи и даже в квашни; безвредные сами по себе, сделались по воле Божией орудием наказания для Его врагов; 3) так же мгновенно погибли, исчезли, как мгновенно появились.
Олег Стеняев, протоиерей
Опять мы видим, что наказание наводит Аарон. С чем на этот раз это может быть связано? Помните, мы говорили про наказание реки Нил? Тогда Аарон, а не Моисей исполнял наказание потому, что эта река когда-то спасла самого Моисея, когда он маленький в корзинке плыл по этой реке. А жабы – почему же жабы нравятся Моисею?
Когда маленький ребенок плыл по реке без мамы, он же наверняка очень громко плакал, если не сказать орал! А детей же искали, ловили для их убийства! И вот кваканье жаб спокойно могло заглушать крик младенца Моисея!
Поэтому-то он поручает исполнение и этой казни Аарону: «Ты совершай это!» Потому что Моисей во всех случаях – человек благодарный! Казалось бы, как можно быть благодарным по отношению к реке, к жабам? Это же неодушевленные, неразумные объекты!
Таким образом, Писание научает нас быть благодарными по отношению ко всем людям, даже к тем, кто в наших глазах вызывает какое-то презрение, негодование, раздражение, злость. Но если мы что-то хорошее получили от них в жизни, то за это мы должны быть им благодарны.
Здесь в оригинале слово «жабы» стоит в единственном числе. То есть: «И вышла жаба и покрыла землю Египетскую». Есть такое достаточно забавное предание, что когда египтяне увидели эту огромную жабу, они стали бить ее палками, загоняя обратно в Нил. Но от каждого удара она рассыпалась на более мелких жаб, которые прыгали туда-сюда, заползали в одежды к людям, в их дома, в их еду, в кастрюли и сковородки, в их спальни и детские. То есть, бороться с этим было совершенно невозможно!