Цитаты свт. Феофана Затворника (968)

Если со смиренным мудрованием, памятью о смерти, самоукорением, противоречием <помыслам> и призыванием Иисуса Христа всегда пребываешь ты в сердце своем, и с сими орудиями трезвенно проходишь каждый день мысленный путь, — тесный, но радостотворный и сладостный, то внидешь во святые созерцания святых и просвещен будешь ведением глубоких тайн от Христа…

Бог все употребляет, чтобы образумить человека: одно не смиряет его, другое делает для него, — другое безуспешно, третье употребляет… так до конца. Кто покоряется, тот спасается; и кто не слушается, начиная с первого вразумления до последнего, тот все более и более ожестевает и, наконец, делается никуда негожим и неисправимым…

Бог никого не неволит спастися, а предлагает на выбор, и только того, кто изберет спасение, спасает. Если бы не требовалось наше произволение, Бог всех в одно мгновение сделал бы спасенными: ибо всем хочет спастися.

Подвизающийся* внутренне всякую минуту должен иметь […]: смирение, крайнее внимание, противоречие (помыслам) и молитву. Смирение, […] дабы Христову помощь удержать рукою сердца […]. Внимание – чтобы не попускать сердцу иметь никакого помысла. […] Противоречие – дабы […] с гневом отразить лукавого. Молитву – дабы […] возопить ко Христу с воздыханием неизглаголанным …

*подвизающийся — упражняющийся, трудящийся

Зная силу сего Таинства <Исповедь>, что оно уничтожает все его <вражии> труды и хлопоты о погибели грешащих, он всячески старается пресекать плодотворность его, — и или совсем от него отклоняет, или наводит неверие в силу его и безнадежие получить прощение чрез него.

Кто чрез грех теряет благодать Крещения, тот возвращает себе силу Крещения чрез покаяние и, восстановив здесь опять образ Божий, начинает снова, познанием истины и трудами доброделания, воображать в себе и подобие Божие.

Пробуждение грешника есть такое действие благодати Божией в сердце его, вследствие которого он, как от сна пробужденный, видит свою греховность, чувствует опасность своего положения, начинает страшиться за себя и заботиться о том, как бы избавиться от своей беды и спастись.

Что с миром нельзя помирить Евангелие – это знал Господь, давая заповеди; но нигде не сказал, чтобы можно было делать уступки миру. Уступка – измена Господу. Надобно только различать явную заповедь от того, что не определено заповедию, а оставлено нам на свободу. В последнем случае меру уступки определяет благоразумие.