Общество (75)

Европейские народы всегда завидовали России и старались делать ей зло. Естественно, что и на будущее время они будут следовать той же системе. Но велик российский Бог. Молить должно Великого Бога, чтобы Он сохранил духовно-нравственную силу нашего народа – православную веру.

Жалко смотреть на современное образование: воспитанники и воспитанницы выходят совершенно с темными очами сердца, без веры в сердце, без страха Божия, с наклонностию к веселостям света, – что будет? Мало проку в молодом поколении.

Есть люди, которые ужасно боятся пыли: помилуйте, да разве вы сами не прах; чего же вы боитесь пыли так сильно, как чего-то противоестественного? Смиритесь и сознайтесь тогда, как на вас несется пыль и покрывает вас, что вы сами – прах земной…

Хотя от христиан-начальников и не должно ожидать, чтобы они противное Богу и закону Божию приказывали, однако, поскольку все в мире случается, и как видим в историях, то когда начальник приказывает что-либо противное Богу, не слушай его. Ибо этому и совесть учит, и Божие слово говорит об этом: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога (Деян. 4: 19).

Христианину-начальнику обязательно нужны разум и добрая совесть. Без разума начальник будет, как слепой, блуждать. Без доброй совести будет разорять, а не созидать общество. К тому же честь переменяет нрав человеческий, но редко в лучшую сторону.

Когда призовут тебя на высокую должность и начальство, подумай о своих силах: человек не всякую тяжесть может поднять. Не каждый и в должности высокой и начальником может быть. Прежде нужно научиться собой владеть и управлять тому, кто хочет другими владеть и управлять, и прежде самому делать то, что хочет другим приказывать.

Блаженны те дети, у которых разумный и добрый отец. Блажен любой дом, в котором разумный и добрый хозяин. Все – как счастье, так и несчастье – во всяком обществе от властелина зависит, как целость тела от головы.

Спросят: «Как быть с властями, которые неправду делают?» Ответ: Что неправду делают, что тебе до того? Ты свое делай и по должности своей поступай. За неправду свою они воздадут ответ праведному Богу, Который исследует дела их и испытает намерения. Ибо они, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией, и прочее (Прем. 6: 3–4).

Подчиненные своим властям должны повиноваться во всем, и повиноваться Господа ради, как учит апостол Петр: будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа (1Пет. 2: 13). Бог их учинил – Бога ради должно им и повиноваться. Бог их повелевает слушать – ради Бога повелевающего и слушать их должно. Кто власти повинуется, тот Богу повинуется, как и противящийся власти противится Божию установлению (Рим. 13: 2).

Весьма худо делают те власти, которые о своей корысти, а не об общем благополучии пекутся. Так они противятся установлению Божьему, Который властей учиняет к сохранению общего благополучия. Всякая власть не ради своей корысти, но ради целости общества поставляется…

Всякая власть, великая или малая, – от Бога, по Писанию: нет власти не от Бога (Рим. 13,:1). Учинена же власть от Бога, как видим, с доброй целью:
1. Для отвращения всякого неблагополучия, которое в обществе может произойти.
2. Для усмирения бесчинства, нахальства и насилия дерзких людей; для защиты неповинности и незлобия добрых людей, как апостол Петр учит, что правители посланы от царя для наказания преступников и для поощрения делающих добро (1Пет. 2:14).

Весьма мало благочестия в богатых и славных мира сего примечается: гордость, скупость, самолюбие, роскошь и одно только почти плотоугодие видится, – что не к иному чему, как к погибели ведет: потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими (Мф. 7:13).

Беззаконие, без наказания оставленное, не иное что есть, как дверь к прочим беззакониям. От этого последует привычка ко греху и ожесточение во грехе, что явной погибелью заканчивается. Преступника без наказания оставлять есть не милость, но бесчеловечие и безумие, которое и милующего к погибели ведет.

Светское воспитание утончает человека лишь в лицемерии, в лукавстве, в хитрости и утонченной неискренности, но ни в чем добром. Добро христианское требует душевной и сердечной простоты, а не притворства, которых чужд мир светский, хотя и считает себя, будто бы он происходит от другого Адама, а не от общего…

Что же касается до государств человеческих, то они нисколько не относятся ни к иерархии небесной, ни даже к земной, потому что Единая Истинная Церковь не ограничивается никаким государством, а существует по всей вселенной, имея членами своими истинно верующих и истинно благочестивых христиан. Для Бога все равно, в каком бы человек государстве ни жил, только был бы истинно верующий и благочестивый христианин.

Лучше, чтобы любили тебя твои подчиненные, нежели, чтобы боялись, ибо от боязни рождается ложь и лицемерие, от любви же – истина и усердие. Если же исправляешь кого-либо с яростью и гневом, то не только его не исправишь, но и себе и ему повредишь, ибо ярящийся и беспамятно гневающийся ничем не отличается от пьяного: ярость и гнев производят исступление ума, делают совершенно иным человека.

…Люди, превозносящиеся умом, веруют только в то, что соответствует их желаниям и похотям. Пусть услышанное ими будет совершенной басней, но если она соответствует их душевному устроению, они непременно поверят. Ведь такие люди ищут не правды, а того, что льстит им. Отвергающие существование духовного, не признают ничего, что свидетельствует о духе.

Евангелие учит, что корень греха таится в самом человеке, в человеческом сердце и его желаниях. Но так как общество слагается из людей, то грех выходит за пределы человеческого сердца и наполняет общество, общественную среду. Среда становится греховной от того, что ее делают такой сами же люди.

Всякая власть от Господа, учит апостол Павел. Слишком быстро склоняемся мы сегодня отбросить эти апостольские слова или пренебречь ими. Если даже нам и не нравится наша власть, мы не знаем, почему она установлена над нами, не знаем, какую пользу промыслил для нас Бог даже при этой власти.

Начальственная власть, если не срастворяется кротостью, и не цветёт в ней Богу служащая снисходительность, есть паче безрассудство и жестокость. Если же соединена с кротостью, а кротостью правит справедливость, то она: – и правота, и благость, и путь правосудия, и тишина в делах.

Нечестное не хочет, чтобы Бог был, оно убегает от всякой мысли о Боге, прячется от нравственных законов святого мира. Злые и эгоистичные люди заинтересованы в том, чтобы «Бога не было». Божие бытие, которое, в сущности, есть их спасение, представляется им Страшным Судом, судящим их нечистую и бессмысленную жизнь.

Никакое количество этажей материальной цивилизации не может без внутреннего подвига и усилия человеческой души и без благословения Божьего перейти в нравственное качество жизни… Имеет жизнь и бытие лишь то, на чем лежит Божие благословение.

Человек, одетый в одежду только одной внешней технической цивилизации, человек без духовных ценностей и запросов, похож на мертвеца. В нем нет самого главного: духа жизни. Отрицающая Живого Бога и шипящая ненавистью к человеку, не такому, как мы сами, материалистическая лже-культура хочет покрыть, как лава, цветущую землю.

Мы, люди, призваны наполнить мир благоуханным садом добрых творческих мыслей и чувств, сладких для всех, а не разъедающим дымом эгоизма, ненависти и зла. В этом высшее осуществление цели жизни нас всех – Царство Божие…

Не оттого ли нет порядка, спокойствия и благоденствия там, где служат обществу для самого общества? Ибо кто всего ожидает от него, тот первый обратится против него, коль скоро ощутит себя в нем забытым, незамеченным. Но кто работает ему Господа ради, у того жар ревности не охладеет от холодности и невнимания людей.

В обществе необходимы награды, чтоб отличить труды и достоинства от лености и недостоинства, – необходимы повышения, чтобы заместить степени, требующие делателей опытных, которые обыкновенно восходят в меру сию долговременностью и разнообразием занятий.

Всякая власть от Бога. Следовательно, и та, под которою каждый из нас непосредственно учинен и какой должен повиноваться. Потому, независимо от того, высока ли сия власть или не высока, она тем не менее есть власть от Бога, и, повинуясь ей, тем не менее повинуется Богу.

Историю делают не политики, как мнится многим, ее делает Бог, а мы соучастники в этом Его делании. Не однажды Русь посещало иго враждебное – и несли его не год, не десятилетия, а столетия. Но горькая жизнь учила покаянию. Сумеем ли ныне покаяться, сумеем ли?

Сама жизнь и письменные свидетельства о жизни новомучеников российских не живой ли пример, как стоять в истине, как относиться к политике, как не погрязнуть во враждебной духу христианскому сваре. Черпайте из этих источников, вода-то живая.

Не просто так сказано, что Господь может быть у человека или на первом месте, или где-то на задворках мысли, или совсем не быть с ним. И будет фальшь, будет та самая ложь жизни, которая для многих стала обычной, к ней привыкли, и она кажется уже естественной. В этом и беда – в своей беспечности, бездумности, безразличности к Богу. И не обстоятельства виноваты, не люди, не условия жизни – мы сами!