Всеобщее воскресение (110)

Как нечестивым воскресение их будет печальным и горьким, ибо, совокупившись с телами, с которыми беззаконничали и свирепели в мире сем, низринутся во ад получить по делом своим, по Писанию: да пойдут грешники в ад, все народы, за бывающие Бога (Пс. 9:18), – так и благочестивым Христовым рабам утешительным, радостным и желаемым так, как после зимы прекрасная весна.

Христиане чают воскресения мертвых и жизни будущего века, возведи же и ты туда сердце свое. Надобно воскреснуть здесь душой тому, кто тогда хочет воскреснуть в вечную жизнь. Многие христиане всякий день говорят: «Чаю воскресения мертвых», – но так прилепились к суете мира сего и так живут, как бы не было воскресения мертвых.

Утешение подает нам восстание тел наших из мертвых. Хотя и разрешается союз души с телом и тело мертвое предается земле и истлевает, но опять Божией силой, которой все из ничего было, оживотворится, соединившись с душой, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин. 5: 25).

Как зимой не распознаем, какой цвет и плод в какой траве и дереве имеется, но весна все это показывает, так ныне не можем познать, что у кого внутри, в сердце и душе, кроется добро или зло, благочестие или нечестие, – и часто доброго злым и злого добрым считаем; но в воскресение все ясно откроется.

Весной из земли произрастают травы и испускают листья, цветы и плоды свои; также деревья испускают листья, цветы и плоды […]. Весна – образ воскресения мертвых. Веруем, что так восстанут и изыдут тела наши мертвые из гробов, в которых сокровенны были, как видим ныне исходящие травы из земли, скрывавшиеся в ней зимой.

Ангелы соберут воскресших, а облака восхитят собранных, и все это произойдет в кратчайшее время, в мгновение. Господь будет призывать их не пребывая на высоте, но сам придет с трубным голосом. Для чего же будут трубы и голос? Для возбуждения, для радости, для представления ужасных событий, для мучения тех, которые оставляются.

…Миру необходимо измениться, если и состояние душ перейдет в другой род жизни. Ибо как настоящая жизнь имеет качества сродные сему миру, так и будущее существование наших душ получит жребий свойственный своему состоянию.

Воскресает в человеке, приготовленном к тому, Христос, и гроб – сердце, снова претворяется в храм Божий. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой (Пс. 3:8), в этом таинственном и вместе существенном воскресении Твоем заключается мое спасение.

Когда же окончится тысяча лет (Апок. 20:7), исполнятся времена и созреет весь словесный плод земли, – последует Воскресение второе, воскресение тел. После него усугубится блаженство праведников, благовременно воскресших первым воскресением; усугубится после него смерть отверженных грешников, лишившихся первого воскресения.

Человек, облеченный в тело, способен был для жительства в раю, […] в который взойдут и тела святых по Воскресении. Тогда эти тела оставят в гробах дебелость <свою>,[…] явят в себе те свойства, которые им даны были при сотворении. […]. Образец тела, которое вместе было и тело и дух… видим в теле Господа нашего Иисуса Христа по Его Воскресении.

Если тело способно к ощущениям духовным, если оно может вместе с душою участвовать в утешении благодатном, если оно отселе может соделаться причастником благодати, то как же ему не воскреснуть для Жизни Вечной, по учению Писания?

Во время же всеобщего Воскресения […] силою Святаго Духа, по благодати Бога воплощенного […] плоть поглотится душою […], которая пребывала уже поглощенною Богом, истинным Животом […]. Как в настоящей жизни смерть по причине греха взяла силу и власть и все поглощает, так в будущей она праведно изнеможет и будет сама поглощена благодатию.

В воскресении, сказал богомудрый Павел, тела будут духовны (1Кор. 15, 44) в следующих двух отношениях: в том, что соделаются легкими, эфирными, свободными от всякого страдания и тяготения, и в том, что будут уже водимы единым Духом Божиим. […]. Если же кто спросит о телах грешников, […] они будут духовны, […] соделаются легкими и эфирными, мучимые огнем, не будут истребляемы, хотя и пожелают согрешить, но не возмогут.

Какое же после этого будут иметь оправдание неверующие воскресению, когда оно ежедневно представляется в семенах и в растениях, и при нашем рождении? Ведь прежде нужно истлеть семени, и потом уже бывает рождение. […] Где действует Бог, там нет нужды в умствованиях.

Подобает тленному сему надлежит облечься в нетление (1Кор. 15: 53). Здесь речь не о душе, потому что душа не подлежит тлению, а о теле. […] Почему же неприлично, чтобы существо тленное, участвовавшее в труде и смерти, приняло участие и в венцах?

Если бы не было воскресения, то как бы могла сохраниться правда Божия, когда столько злых людей благоденствуют и столько добрых страдают? […] Где все эти люди получат по своим достоинствам, если нет воскресения? Никто из живущих праведно не сомневается в воскресении.

По воскресении тело […] соединится с душою человеческою, страсти же, тревожащие нас ныне, не восстанут с оными телами; напротив того, для жизни нашей наступит мирное состояние, мудрование плоти не будет больше мятежничать против души, […] но естество соделается тогда чистым от всего подобного, и у обоих, разумею, у плоти и духа, будет одно мудрствование; потому что всякое телесное расположение в естестве уничтожится.

Душа первоначально была тем, чем снова окажется впоследствии по очищении, и тело, созданное Божиими руками, сотворено тем, чем в надлежащие времена покажет его воскресение. Ибо каким всегда будешь видеть его по воскресении, таким, конечно, сотворено и первоначально; потому что воскресение есть […] восстановление в первобытное состояние.

Поскольку всякое пророчество Господа оказывается истинным по свидетельству событий; а в рассуждении этого <воскресения мертвых> не только научены мы словом, но и от самих возвращенных к жизни воскресением на самом деле получили доказательство обетования; то какой остается предлог неверующим.