<span class=bg_bpub_book_author>игумен Нестор (Кумыш)</span> <br>Тайна Лермонтова

игумен Нестор (Кумыш)
Тайна Лермонтова - «Максим Максимыч»

(21 голос4.2 из 5)

Оглавление

«Максим Максимыч»

В новелле «Максим Максимыч» происходит последняя встреча штабс-капитана с Печориным, состоявшаяся через пять лет после истории с Бэлой. В этой встрече читателя неприятно поражает и отталкивает та холодность и отчужденность, с которыми Печорин встретил своего бывшего друга. Однако в лермонтовском романе, как, собственно, и в самой жизни, нельзя доверяться первому впечатлению. Чтобы вскрыть самую суть происходящего, необходимо внимательно вчитаться в текст, стараясь не пропустить мелких деталей повествования, ибо в лермонтовской манере изложения, предельно лаконичной и необыкновенно емкой, нет ничего незначительного. Но прежде чем вести речь о том, как проявляет себя в новелле «Максим Максимыч» главный герой романа, необходимо несколько слов сказать о самом штабс-капитане.

Максим Максимыч — совершенно необходимый герой в романе, позволяющий Лермонтову достичь всеохватности в отображении русского общества. Поставив перед собой художественную цель изобразить личность, вобравшую в себя наиважнейшие черты времени, Лермонтов обязан был создать и тот фон, на котором должен был возникнуть портрет такой личности. Автор не случайно избирает для своего романа фрагментарный метод повествования: подобный способ расположения материала не только отвечал задаче всестороннего проникновения во внутренний мир героя времени, но и позволял создать своеобразный миниатюрный портрет всего русского общества. Так, в «Княжне Мери» читатель встречается с представителями великосветского общества; в «Фаталисте» знакомится со своеобразной атмосферой русского офицерства; в «Тамани» попадает в круг «честных контрабандистов»; в «Бэле» приобщается к экзотическому миру горцев.

В новелле «Максим Максимыч» через образ штабс-капитана Лермонтов воспроизводит ту наиважнейшую составляющую русского самосознания, на которой покоился многовековой уклад народной жизни. Максим Максимыч — тот исконно русский характер, в котором заложено глубинное ядро национальной самобытности. Он один из тех представителей русского народа, который олицетворяет собой выработанный веками тип национального самосознания. Максим Максимыч относится к тому разряду русских людей, которые обладают способностью воспринимать жизнь такой, какая она есть, которые абсолютно лишены критичного к ней отношения и чужды стремления в ней что-либо переделать, улучшить, подправить. Окружающая жизнь для таких людей — не повод для рефлексии, а место исполнения своего долга перед Богом, перед родиной, перед самим собой. В душе Максима Максимыча живут неразложимыми четкие критерии добра и зла, которым он повинуется с той естественностью и простотой, с какой человек дышит воздухом. Его отличает инстинктивная убежденность в торжестве высшей справедливости и связанное с этой убежденностью умение примиряться со злом там, где нет возможности его устранения. В то же время Лермонтов, безусловно, далек от идеализации этого характера. Он указывает на определенную ограниченность внутреннего мира этого типа людей, на некоторую однообразность и бессодержательность их существования, на отсутствие в них глубоких духовных и умственных запросов. Но самое существенное заключается в том, что люди, подобные Максиму Максимычу, не в состоянии возвыситься до глубокого, объективного понимания окружающей их действительности, не могут произвести интуитивной оценки нравственного и духовного климата той жизни, в которой существуют. Их положительная самодостаточность, их уверенность в бытии в известной степени обусловлены духовной нечуткостью, неумением проникать в жизнь и видеть действительность в ее истинном свете.

Встреча главного героя романа с таким человеком, как Максим Максимыч, имеет в его характеристике важное значение. Оказавшись в обществе штабс-капитана, Печорин без особых усилий устанавливает с ним дружеские, доверительные и добросердечные отношения. И Максим Максимыч так же быстро проникается к Печорину ответным чувством. За пределами великосветского круга, в обществе старого вояки Печорин и в самом деле оказывается «славным малым», несмотря на то что их разделяет разница в возрасте, социальном происхождении, воспитании, образовании. С людьми простыми Печорин прост и сердечен, общается с ними на равных, без дистанции, без покровительственного тона и фамильярности. Это, во-первых, доказывает, что в Печорине не было ни озлобленности, ни кичливости, ни презрительного отношения к человеку, ни стремления преднамеренно унижать другого. А во-вторых, это означает и то, что многие отрицательные черты были привнесены в его душу пороками сформировавшей его среды. Подлинную красоту души Печорин улавливал, реагировал на нее и умел ее ценить.

Рядом с Максимом Максимычем проявляется скрытое качество Печорина: его укорененность в традиции народной жизни, его неожиданная внутренняя связанность с ней. В глубине души он оставался близок к простонародью. Лермонтов сумел подметить в герое времени, зараженном тоской бесцельного существования, глубокую связанность со стихией народной жизни. На фоне этого лермонтовского открытия еще более преступным кажется влияние высшего света, бесконечно калечащее и уродующее живую душу, от которого оказался несвободен главный герой произведения (тема нерасторжимой связанности такого характера, как Печорин, с русской жизнью, займет центральное место в последней новелле «Фаталист»).

Пять лет спустя после истории с Бэлой двум бывшим приятелям суждено было встретиться вновь. Этой встрече и посвящена новелла «Максим Максимыч». Герой уже не тот, что был когда-то в одной из дальних крепостей Кавказа. Теперь Печорин, отправляющийся в Персию, совсем не чувствует связей с жизнью, о чем свидетельствуют краткие и отстраненные ответы героя на горячие и эмоционально сбивчивые расспросы Максима Максимыча. «Мне пора», «еду в Персию и дальше», «я спешу», «благодарю, что не забыли» — это всё, что слышит от своего бывшего «закадычного друга» штабс-капитан. «Ведь сейчас прибежит», — заявил в радостном волнении штабс-капитан своему попутчику, узнав, что Печорин прибыл во Владикавказ и остановился на ночлег у полковника Н. Это «сейчас» растянулось почти на сутки. Но от печоринского ли эгоизма и равнодушия это происходит?

Читатель, дочитавший роман до конца, знает, что Печорин уезжает в Персию с единственной целью: умереть. Знает и то, что герой больше не вернется в Россию, что его владикавказская встреча с Максимом Максимычем была предсмертной. До приятельских ли бесед и сладостных воспоминаний с фазанами и кахетинским было человеку, утратившему к земной жизни окончательный интерес и едущему сводить с ней свои счеты? С полным равнодушием Печорин расстается со своими дневниковыми записями. «Что мне с ними делать?» — спрашивал героя Максим Максимыч о его бумагах, которые он пять лет «таскал с собой», ни разу в них не заглянув. « Что хотите», — отвечал Печорин. Но ведь в этих бумагах — его сокровенные думы, его невысказанные мысли, его не узнанные светом чувства, его терзания, мучения и боль. В них — раскрытая тайна его одинокой души. И со всем этим герой расстается безучастно. «Делайте с этим, что хотите», — бросает он штабс-капитану из коляски, везущей его навстречу смерти. До дружеских ли тут излияний? Во время владикавказской встречи проявилась не столько душевная черствость Печорина, сколько известная душевная близорукость Максима Максимыча, оскорбившегося и не сумевшего понять душевного состояния своего друга, расценившего его поведение, как спесь гордого и самовлюбленного петербургского франта. «Добрый Максим Максимыч, — замечает рассказчик, наблюдавший их встречу, — сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном!»

Зачем же понадобилось Лермонтову уже практически умершего героя вновь сводить с его бывшим приятелем? Вторая встреча Максима Максимыча с Печориным вскрыла важную черту характера героя. Годы, проведенные Печориным во время отставки в Петербурге, не развеяли его тоски и не вызвали изменений в его настроении. Он продолжал вести сокровенный, ведомый только ему диалог с бытием и на мучивший его вопрос ждать того ответа, без которого жизнь теряла для него всякий смысл. Даже инстинктивный страх, охватывающий любого человека при мысли о приближающейся смерти, не заставил Печорина пересмотреть своего отношения к жизни. Внутренний запрос героя оказался выше и сильнее «милой привычки бытия». Везде и всюду Печорин остается последователен и до конца верен самому себе. Не найдя своего предназначения, соответствовавшего потенциалу души, он едет в Персию, чтобы найти где-нибудь по дороге свою кончину. Это позволяет утверждать, что в новелле «Максим Максимыч» обнаружили себя постоянство и бескомпромиссность души Печорина, так и не сумевшего найти после возвращения в столицу забвения своей тоски в каких-либо жизненных утехах. Печорин не смог ни забыться, ни развеяться, ни упроститься. Жизнь имеет свойство постепенно и незаметно опошлять человека, превращая под старость иных романтических героев (по меткому замечанию Печорина) «либо в мирных помещиков, либо в пьяниц, — иногда в тех и других». Это как раз то, чего она так и не смогла сделать с главным героем лермонтовского романа. Верностью своей жизненной позиции, мужественным отказом изменить что-либо в своей индивидуальности и определяется то величие печоринской души, которое не может не ощущать всякий, кто обращается к строкам лермонтовского романа.

Комментировать

1 Комментарий

  • Энна, 24.01.2019

    Можете уточнить библиогпафическую ссылку, пожалуйста?)

    Ответить »