Цитаты прп. Иосифа Оптинского (Литовкина) (232)

Бог, вземляй грехи всего мира, веруй, что и твои погрешности потонут в бездне божественного человеколюбия. Только при этом старайся хранить ум и сердце от пищи ветхого человека. Но если и придется когда вкусить от запрещенного плода, как то: гнев, ярость, осуждение, – после не оправдывай себя […]. В словах самохваления и самооправдания всегда кроется непокорность и гордость, чего отвращается Бог.

Описываешь, что ты раздражаешься и ругаешь и в глаза, и за глаза тебя огорчивших будто бы […]. Учись, как не допускать беса в свое сердце и как, и чем изгонять его из сердца своего. Считай себя никуда не гожей и худшей всех на свете, тогда и ни на кого не раздражишься.

Погрешность ближнего, которую ты хотел бы исправить, если она нарушает твой душевный покой и раздражает тебя, то и ты погрешаешь и, следовательно, не исправишь погрешности погрешностью, – она исправляется кротостью.

Просишь молитв и благословения. Молюсь, как о всех, но сама о себе не ленись молиться со смирением мытаря, а если иначе, то ни пост, ни молитва, ни раздача денег не помогут душе в деле спасения, пример тому – евангельский фарисей. Он постился, молился, раздавал, да понимал о себе свысока, а других осуждал да укорял.И пропали его все добродетели, т.е. пост, молитва, раздача.

Лень, равнодушие, нервность – все это вместе покойный батюшка отец Амвросий называл хандрой. Это самое и с тобой. Бывает от нетерпеливости или за недостатком смирения. Но унывать или поддаваться этому состоянию не надо, а стараться переламывать себя.

Ты, наверно, не знаешь, отчего больше бывают кликуши и порченые – бесноватые, а потому так неразумно и предаешься гневу. Усердней молись и чаще за тех, к кому будешь чувствовать гнев и памятозлобие, а иначе легко погибнешь. Терпением да благодарением за все Господа удобней спасешься.

Старайся избавиться от разных своих страстей, и когда сердце станет ко всем мирное, тогда всюду будет жить легко. Кто напрасно гневается и ненавидит брата своего, тот, по слову святого апостола, человекоубийца (1Ин.3:15). Нужно за обижающих нас и за тех, которые почему-либо не нравятся, молиться по примеру Самого Спасителя.

Смущаешься, и в душе кипит на всех зло. Это от самолюбия и тщеславия. Старайся всегда считать себя перед Господом хуже и грешнее всех на свете и молись в это время: «Господи, помилуй нас, грешных», – разумея и себя, и тех, на кого гневаешься.

Неправду ищи в себе, а не в людях. Если бы была права ты, то не стали бы обижать. Надо больше себя винить да у людей прощения просить, а не осуждать. Если будешь терпеть и смиряться, то спасение получишь, а роптать будешь на других, то, конечно, только вред своей душе приобретешь.

Клеветы много бояться нечего. Пусть клевещут, что хотят. Хорошо, что нечего в правду сказать. Не надо только обиды держать на обидящих. Этой келейнице прямо говори, чтобы она на других не врала матушке. А если не исправится, то надо сказать матушке как-нибудь сторонкой, чтобы она не слишком доверяла ей.

Касательно послушницы, в которой замечаете ложь и лукавство, – можете предложить ей перейти в другую какую-либо обитель. Так и сказать можете, что лживых и лукавых нельзя терпеть в святой обители.

Доброе дело делай, но от похвалы убегай и себя не хвали, и когда всё это сделаешь, то думай о себе, яко неключима и неисправна есть, ибо сделала только то, что должна сделать. Да вспоминай, сколько опустила, то и не будешь хвалиться.

Жалуешься на рассеянность, что не можешь всегда внимательно молиться. Да, всегда внимательно молиться и никто из живущих на земле не может. Это, по замечанию святого Иоанна Лествичника, свойственно только Ангелам.

Не мирствуешь против келейницы м. И. Это явно, что ты по зависти не мирствуешь. Этого бы не должно быть, зависти. Матушка игуменья хорошо относится к ней, а тебя это раздражает, не надо кичиться перед другими; в очах Божиих она, может быть, ценнее тебя. Молитесь друг за друга, да исцелеете.